Формирование функциональной грамотности как необходимое условие деятельности учителя


Функциональная грамотность: необходимые теоретические понятия для учителей
Развитие системы образования в Республике Казахстан, вследствие растущей и углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости всех стран и народов мира, невозможно рассматривать в отрыве от процессов и тенденций развития мирового образовательного пространства.
Основным направлением общемировых тенденций в системе школьного образования стал переход от традиционного репродуктивного метода обучения к новой конструктивной компетентностной модели образования. Она призвана обеспечить развитие в школьниках познавательной активности и самостоятельности мышления, то есть нацелена на формирование и развитие самой личности - образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной.
Переход на 12-летнее образование - это объективная необходимость, продиктованная временем. В мировом образовательном пространстве сформирован определенный международный стандарт - 12-летнее среднее образование
На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. В стандарте образования определен воспитательный потенциал содержания естественнонаучного обучения за счет отбора содержания, значимого для формирования общей культуры, адекватного поведения в окружающей среде, сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих, а также природной среды, то есть составляющие основу воспитания экологической, гигиенической и генетической грамотности. В содержание стандартов начальной школы включены сведения о современной естественнонаучной картине мира, роли современных теорий, идей в формировании научного мировоззрения. И основным способом реализации положений стандарта являются деятельностный и практико-ориентированный подходы, формирование и развитие функциональной грамотности учащихся.
Когда появился термин «функциональная грамотность» ?
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».
Как определять понятие «грамотность» и «минимальная грамотность»?
Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.
Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.
Что обозначает термин «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями
Под функциональной грамотностью  чтения и письма подразумевается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.
Что такое формы функциональной грамотности?
Какие формы существуют?
№ Формы функциональной грамотности Индикаторы
1 Общая грамотность
написать..., считать..., отвечать на вопросы...
2 Компьютерная грамотность находить и отбирать..., пользоваться, анализировать...
3 Информационная грамотность оказать..., обратиться..., заботиться...
4 Коммуникативная грамотность работать..., расположить..., не поддаваться...
5 Грамотность при овладении иностранными языками перевести..., рассказать..., общаться
6 Бытовая грамотность выбирать..., планировать..., использовать..7 Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях оказать..., обратиться..., заботиться..8 Общественно-политическая грамотность Отстаивать, объяснять, анализировать
Что отличает функциональную грамотность от грамотности школьника?
В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности.
Функциональная грамотность:
является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма
направлена на решение бытовых проблем
обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации
связана с решением стандартных
используется в качестве оценки
Какие компетенции связаны с функциональной грамотностью?
Это какие как:
Cпособность выбирать и использовать различные технологии.
Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.
Cпособность учиться всю жизнь.

Чем отличается «чтение» от понятия «функциональное чтение»?
Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский).
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При фунциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Что такое функциональная грамотность чтения?
Функциональная грамотность чтения  – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст
В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
Грамотность чтения можно разделить на уровни:
поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);
поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;
поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;
поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;
понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование;
выводов и гипотез относительно содержания текста.
Характеристика ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения.
16129010096500Ученик
Умеет:
Свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста (для его понимания, сжатия, преобразования) (А.А. Леонтьев)
Пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным)
Переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и виду работы с текстом.

Задание 1. Прочитайте приведенные ниже примеры. Как вы думаете, что их объединяет? (по материалам PISA)
1. Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
И.А. Крылов «Мартышка и очки»
2. Вы пытаетесь загрузить программу «Скайп». У вас не получается. Вы читаете инструкцию, снова пытаетесь загрузить программу. Ничего не получается. Вы предпринимаете третью попытку – безрезультатно...
3. Утром вы бегло прочитали название лекарства на упаковке и приняли предписанную вам дозу. Вскоре вы почувствовали себя плохо. Позже выяснилось, что вы приняли препарат, который был выписан вашему дедушке.
4. В большом городе вы оказались в метро и заметили, что часто слышите одну и ту же фразу: «Не подскажете, как добраться до станции...»
5. Заполняя бланк беседы по развитию, в графе «Функциональные обязанности» работник написал: сканирование рынка, отслежка платежей, забивание клиентов в базу, а также их поиск и обаяние.
6. На одном из избирательных участков каждый четвертый избиратель заполнил бюллетень неверно. Голоса данных избирателей были аннулированы...
7. В результате непрофессиональных действий водителя автобуса произошла серьезная авария...
В контексте субъект-субъектного подхода целью современного образования является развитие неповторимой личности ребенка

Ведущие принципы новых парадигм образования:
гуманизациягуманитаризацияинформатизация
демократизация
индивидуализация
дифференциация
диалогизацияинтеграция
Смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, обращенность к его внутреннему миру, его индивидуальности
Структура успешности

Сравнительный анализ
традиционного и личностно-ориентированных подходов к обучению
(по Б.Б. Айсмонтасу)
Традиционный подход Личностно-ориентированный подход
Принцип педагогического общения
Прямая передача готовых знаний
путем объяснения и иллюстрации Обучение детей путем вовлечения втворческий учебный труд всех
Учение – тягостный, тяжелый, непосильный труд для многих детей Учение приносит радостное чувство
успеха и умственного развития
Учитель выполняет рольпредметника, и он с предметом
идет к учащимся Учитель выполняет роль воспитателя,
и он с учащимися идет к творческомупознанию предмета
Учитель чаще обращается сучащимися по принципу волевогопринуждения к учению Учитель с детьми обращается попринципу уважительногосотрудничества
На уроке оценку своего труда
получает небольшое количество
учащихся Каждый ученик на каждом уроке
получает оценку своего труда
Принцип опережения в обучении
Учитель жестко привязан к программе, он не рискует изменить время, отведенное на изучение материала, не
проявляет творческой
инициативы
Учитель жестко не привязан к программе, он позволяет себе опережать время, отведенное на изучение предмета
Формализм,
безынициативность ввыполнении учебнойпрограммы, отсутствие
творческого подхода Опережение программы учеником
доставляется удовольствие, ведет
к быстрому умственному
развитию
Класс в целом остается
ленивым, бездумным,
безответственным Класс становится думающим,
трудолюбивым
Для информации:
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности
Инновационный процесс - это процесс развития, процесс разработки и освоения новшеств
Инновационная деятельность - вид педагогической деятельности, творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования; социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога
Педагогические подходы, используемые при обучении предмету «Литературное чтение»
Общеобразовательные школы следуют принципу, согласно которому учащиеся должны «научиться учиться» и стать самостоятельными, мотивированными, заинтересованными, уверенными, ответственными и интеллектуально развитыми личностями.
Учителя могут воспитывать и развивать эти качества посредством использования различных стратегий преподавания и обучения, что включает:
выслушивание мнения каждого учащегося и признание важности использования уже имеющихся знаний с целью их развития;
стимулирующее и развивающее обучение учащихся с помощью тщательно подобранных заданий и видов деятельности;
моделирование и решение проблемных ситуаций;
поддержку обучения учащихся посредством «оценивания для обучения»;
организацию и поощрение исследовательской деятельности учащихся;
использование активных методов обучения;
развитие у учащихся навыков критического мышления;
организацию индивидуальной, групповой деятельности учащихся и работы всего класса;
дифференцированное обучение (постановка задач согласно потребностям ученика через формативное оценивание, например, ученики читают тексты, соответствующие уровню их языковой подготовленности, затем обсуждают в группах (аргументируют, отстаивают свое мнение) и проводят презентации);
использование учителем образцов письма/стилей текстов соответствующего уровня до их применения учениками (т.е. учитель заранее дает модель и образцы);
постановку четких целей обучения и критериев успеха для измерения успешности и определения следующих шагов в обучении.
В обучении литературному чтению могут быть использованы следующие педагогические подходы:
ученики с помощью учителя или самостоятельно ищут пути решения поставленной перед ними проблемной ситуации, связанной с тем или иным языковым явлением;
ученики с помощью учителя или самостоятельно изучают художественные произведения, обсуждают в группе (аргументируют, доказывают), представляют свое мнение классу;
ученики решают, где можно применить полученные знания, обсуждают в группе, создают презентации;
взаимообучение учащихся (внутри класса и между классами);
практическая, творческая деятельность (создание различных видов творческих работ);
выполнение заданий, требующих поиска и использования дополнительного материала;
исследовательский подход (что я знаю, что хочу узнать, чему научился);
игровая деятельность;
разумное сочетание традиционных и новых методов обучения;
систематический мониторинг знаний учащихся;
создание условий, побуждающих учащихся к самооценке и саморазвитию в соответствии с индивидуальными потребностями (внимание акцентируется на процессе, а не на получении конкретных знаний).
Учителя-предметники дополняют содержание обучения согласно политике трехъязычен.
Коммуникативные навыки и навыки критического мышления, применяемые в языке обучения, способствуют успешному обучению другим школьным предметам, которые преподаются на русском, казахском или английском языке. Учителями начальных классов политика трехъязычия может поддерживаться за счет усиления спектра языка, используемого для личных, социальных и образовательных целей. Учителя языковых дисциплин должны обеспечить понимание учащимися сходств и различий казахского, русского и английского языков и осознание того, как они проявляются, демонстрируя при этом высокую степень уважения ко всем трем языкам. Учителя могут использовать материалы учебных программ других дисциплин, которые могут интегрироваться с данным предметом. Все вышеперечисленное способствует качественному обучению языкам.
Учителя языковых дисциплин могут дополнять содержание предметов, используя отдельные темы, тексты, навыки, которые создают межпредметные связи. Это также может помочь учащимся развивать общий академический язык, необходимый для успешного изучения других дисциплин. Например, следующие виды деятельности – обсуждение темы с учетом разных точек зрения, различение мнения и факта, обсуждение спорных тем, оценка различных источников информации, предоставление информации, понятной другим, – могут применяться в комплексе дисциплин. Учителя языковых дисциплин могут заимствовать идеи учителей начальных классов для использования в своей деятельности.
Функции чтения

Развитие коммуникативных навыков учащихся
Одной из целей программы является социализация личности, т.е. воспитание граждан, способных эффективно взаимодействовать в различных сообществах. С этой целью необходимо развивать навыки общения, создавая стимулирующую и поддерживающую среду, в которой поощряется и ценится коммуникация в различных формах, и где учащийся уверенно выражает свое мнение.
В процессе обучения необходимо развивать у учащихся коммуникативные навыки, также должно отрабатываться грамотное использование языка в устной и письменной формах при общении со сверстниками, учителями и более широкой аудиторией.Примеры заданий, развивающих языковые навыки аудирования и говорения по предмету «Литературное чтение»:
постановка вопросов на основе прочитанного/прослушанного текста;
устное описание героев произведения;
интервьюирование кого-либо по заранее составленным вопросам (например, брать интервью у учителя о типичном дне), устный ответ;
дискуссии на запланированные темы;
подготовка к написанию историй в паре (например, с использованием направленного чтения/письма);
вопросно-ответная работа на основе прослушанных устных выступлений;
составление диалога на заданную тему.
Примеры заданий, развивающих навыки чтения по предмету «Литературное чтение»:
нахождение примеров изменения пейзажа в произведении;
обзор книги (письменный, устный);
прогнозирование развития событий по началу текста или по заголовку;
работа с интернет-ресурсами (подготовка презентаций, проспектов);
работа с текстами (для подготовки вопросов к интервью);
ознакомительное чтение, чтение для выявления сути и деталей, чтение для нахождения информации, ролевое чтение, чтение для удовольствия и чтение для высказывания точки зрения, выразительное чтение произведения.
Примеры заданий, развивающих навыки письма по предмету «Литературное чтение»:
составление «линии эмоций» персонажа в произведении;
написание сказки по образцу;
краткое изложение содержания прослушанного/прочитанного текста, описание своих личных впечатлений от фильма и книги;
написание небольшого сообщения/статьи в газету;
написание альтернативного окончания к известной истории;
предоставление информации в форме рисунков и диаграмм;
подготовка вопросов для интервью.Содержание программы по предмету «Литературное чтение»Содержание по предмету организовано по разделам обучения. Разделы далее разбиты на подразделы, которые содержат в себе цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов: навыка или умения, знания или понимания. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а также информировать их о следующих этапах обучения.