Доклад Формирование функциональной грамотности у младших школьников на уроках познания мира через приёмы КМ


Тема: Формирование функциональной грамотности младших школьников через приёмы критического мышления на уроках познания мира.
Для раскрытия темы была сформулирована следующая цель: сформировать представление о влиянии применения приёмов КМ на развитие функциональной грамотности учащихся на уроках познания мира.
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя.
Э. Хаббард
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни.
Главой государства Нурсултаном Назарбаевым, в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально – экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», поставлена задача по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.
В Национальном плане действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников данное понятие трактуется как «способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде»
В настоящее время в школах процесс обучения сводится к формированию у учащихся конкретных знаний, умений, навыков. Однако современный социум требует от образования не знающего человека, а личность, которая будет креативно мыслить и ориентироваться в современном мире, т.е обладать определенной функциональной грамотностью.
  
  На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться и свободно ориентироваться в окружающей действительности в течение всей жизни.
Начальная школа занимает особое место в развитии ребенка. В жизнь ученика входит учебная деятельность, и она становится главной. Учителям начальных классов необходимо научить детей «добывать» знания в самостоятельном поиске, уметь анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательное решение, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать. Все более значимым становится приобретение учащимися знаний в самостоятельном поиске. Цель учителя не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решал проблемы в любых ситуациях. Предмет «Познание мира» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным, творческим. Один из модулей, который дает возможность развивать функциональную грамотность учащихся в процессе учебной деятельности, а конкретно на уроках познания мира это модуль Обучение Критическому Мышлению.
В чем же актуальность данного модуля? Я думаю, прежде всего в том, что «критическое мышление» помогает ученикам не просто получать какую-то информацию, а критически ее осмысливать, оценивать, отбирать и применять. Ученики, приобретая новые знания, должны научиться рассматривать их со всех сторон, аргументировать свою точку зрения и делать определенные выводы. Все это ведет к развитию функциональной грамотности. В этом одна из причин актуальности данного модуля.
Структура урока при использовании технологии «Критическое мышление» построена на трёх стадиях.
Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Технологические этапы
1 стадия Вызов
Цель: пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации; помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
2 стадия Реализация смысла
Цель: помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми.
3 стадия Рефлексия
Цель: помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал и самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Первая стадия «Вызов» помогает:
вызвать уже имеющиеся знания;
создать ассоциации по изучаемому вопросу;
активизировать;
заинтересовать;
мотивировать на дальнейшую работу.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, помогает:
поддержать активность, интерес,
увязать новое с уже известным,
создать новое понимание возникшее на стадии вызова;
Третья стадия – «рефлексия» - размышления.
Одним из самых простых в применении является приём «Чистая доска». Когда с доски убираются вопросы, на которые дети должны дать ответ.
Тема «Корень»
Что такое корень?
Какой корень называется стержневым?
Дайте объяснение, что такое мочковатый корень?
Приём «Перепутанные логические цепочки»
Предложить детям две корзинки. В красную, что относится к живой природе; в синюю к неживой.
Кому нужна вода, а кому поляна.
Термин и найти его трактовку.
Инсерт1 этап: предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключённую в нём информацию следующим образом:
V – «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
2 этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
3 этап: учащимся предлагается систематизировать информацию; расположив её в соответствии со своими пометками в таблицу.
Приём «Синквейн» происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество.
МАМА
Добрая, нежная
Заботится, помогает, лелеет
Мой самый надёжный друг
Родитель
Какой же урок познания мира без составления кластера.
Приём «Кластер»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом»
ПРИРОДА

Живая Неживая

Человек, растения, животные Солнце, воздух, луна, камень,
(рождается, дышит, питается, растёт, умирает) вода, песок.
Размножение растений

Надземными частями Подземными частями Семенами
Черенком (кусочек стебля, ( корневые черенки,
«усами», листьями, клубни, луковицы)
отводками, прививками )Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы
Можно применять при изучении любой темы.
Составить вопросы по теме «Разнообразие птиц», «Красная книга животных и растений», «Горные породы»
?
-Можем ли мы увидеть воздух?
-Чистый воздух имеет запах?
-Можем ли мы попробовать воздух на вкус?
?
-Дайте объяснение тому, что такое воздух?
-Как человек может почувствовать движение воздуха?
-Почему вы считаете, что воздух обладает какими – либо свойствами?
Приём «З-Х-У» (Знаю – Хочу знать - Узнал)
Один из способов графической организации материала. Форма очень удобна, т.к. комплексно отражает тему.
1 шаг: до знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики.
2 шаг: по ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют третью графу.
3 шаг: подведение итогов.
Тема «Космос»
З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У - что мы узнали
-космос – необъятен;
-Ю.А. Гагарин – первый космонавт;
-Тохтар Аубакиров и Талгат Мусабаев Казахстанские космонавты;
-самый большой космодром «Байконур». -в чём измеряются расстояния между космическими телами;
-спутники Земли;
-диаметр Земли. -расстояния измеряются скоростью света;
-свет с Луны достигает Земли более чем за 1 секунду, а с Солнца за 8 минут;
-как происходит смена времён года.
Приём «Кубик»
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.
Приём «Групповая дискуссия» этот приём можно использовать при изучении любой темы. Например, «Профессии наших родителей», «Город и село», «Комнатные растения», «Сотовые телефоны».
Стратегия « шести шляп» предполагает шесть разных видов мышления. Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами - цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.
Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги: мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок.
Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества: положительное, позитивное мышление, выделение позитивных сторон и аргументирование.
Черная шляпа . Черный цвет мрачный, словом - недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность: выявление противоречий, недостатков, их причин.
Красная шляпа. Красный цвет символизирует эмоции, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть интуиции, чувств: разнообразные эмоции, с чем они связаны, изменение эмоций, связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет - это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей:; поиск новых граней в изучаемом материале, что можно усовершенствовать.
Синяя шляпа – Синий цвет - это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением: осмысление, поиск обобщающих параллелей, общие выводы.
Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи.
Приём«Фишбоун»В любой стадии урока ученики работают со схемой «фишбоун», что в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (кстати, эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты. Факт придаёт проблеме ясность и реальные очертания. Например, если речь идёт об экологических проблемах, очень важно опираться на точные данные, подтверждающие их существование и актуальность. Факты позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.
Современная школа не призвана «наполнять сосуды знаниями», ее миссия – развивать мыслительную деятельность учащихся, их инициативу, умение критически относиться к получаемой информации, а так же формировать целостную картину мира и умения адаптироваться в нём. Для решения этих задач каждый педагог просто обязан искать для себя и своей деятельности такие методы и технологии обучения, которые позволят действительно работать «на результат».
Педагог, открывая мир детям, не перестает развиваться вместе с ними. Конечно, всё постичь невозможно, но стремиться знать и уметь как можно больше должен каждый учитель.