Статья Практика формирования функциональной грамотности на уроках английского языка


Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
(ФГАОУ ДПО АПК И ППРО)
Зачетная работа по программе повышения квалификации
«Совершенствование профессиональных компетенции педагогических кадров в области развития языковой функциональной грамотности обучающихся»
(сроки обучения: с «15» сентября 2016 г. по «29» сентября 2016 г.)
Практика формирования функциональной грамотности учащихся
на уроках английского языка
Выполнила Анисимова Ирина Владимировна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Тверь
Должность: учитель английского языка
Стаж работы: 7 лет
Практика формирования
функциональной грамотности учащихся
на уроках английского языка
Общество  не  может  жить, не  пользуясь  языком, этим  важнейшим  средством  человеческого  общения. Нет  ни  одного  вида  деятельности  людей, в котором  не  применялся  бы  язык  для  выражения  их  мыслей, чувств и воли, для  достижения взаимопонимания  между  ними.
Где бы вы не оказались на земном шаре - вы наверняка везде услышите английскую речь. В последнее время констатируется высокий уровень мотивации к изучению английского языка и его применение в средствах массовой информации. Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций, которые ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности.
Умениями современного школьника в области изучения английского языка являются различные умения, в том числе, умение создавать письменные работы разного вида и стиля на английском языке, отвечать на вопросы, составлять диалоги, рассказывать стихи. Я стараюсь приучить своих учеников вдумчиво работать с книгами, справочниками, словарями, а также Интернет-ресурсами; создаю на уроке условия для развития умения использовать информацию СМИ и других источников.
Итак, сегодня обучение не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью.
Создание на уроках благоприятной среды для формирования функциональной грамотности, её коммуникативной составляющей - один из ключевых векторов развития образования сегодня.
Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку включает:• овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью; • способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; • умение самостоятельно формулировать проблему.
Сформировать функциональную грамотность в процессе обучения английского языка можно различными способами. Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя. Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.
Игровые технологии присутствуют практически на каждом уроке. Ролевая игра способствует формированию коммуникативной компетенции. Внедрение азартных технологий на занятии не только решает проблему мотивации учащихся, но и является эффективным инструментом на этапе закрепления знаний по лексике и грамматике.
http://begin-english.ru/article/igry-english/http://englishhobby.ru/english_for_kids_murzinova/methods/games/http://engblog.ru/funny-games-for-children-1
Для обогащения лексического запаса, расширения лингвистического кругозора, яркости, насыщенности речи постоянно использую на уроках пословицы, поговорки, идиомы, фразеологизмы, разговорные клише, стишки, песенки, двигательные физминутки.

Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении. Физминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления. Проводят физминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран.
Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке.
http://www.domyenglish.ru/p84aa1.htmlhttp://iyazyki.ru/2013/07/songs-listening/http://festival.1september.ru/articles/310075/
Владение иностранным языком невозможно в отрыве от культуры и реалий англоговорящих стран, при этом газета вызывает естественный интерес учащихся, являясь источником новейшей информации, к тому же являясь частью культуры страны изучаемого языка.
В процессе работы над статьей я стараюсь развить у учащихся навыки комплексного подхода: овладеть различными видами работы с текстом (поисковое, просмотровое, ознакомительное), тренировать умение работать с контекстом для правильного использования лексических единиц, для использования корректного перевода. Кроме того, газетная лексика и тематика статей является прекрасным материалом для подготовки дискуссий и выражения своего собственного мнения, что полезно для развития навыка говорения.
http://englishon-line.narod.ru/gaseti.htmlhttp://www.bbc.com/newsХудожественный перевод стихотворений формирует мотивационные потребности учащихся разного уровня знаний. Не подлежит никакому сомнению, что творческие работы повышают интерес учащихся к изучению языка. В результате работы с рифмованными текстами у школьников активизируется познавательная деятельность, что способствует их самореализации. Бесспорно, что при такой работе расширяется филологический кругозор учащихся и соответственно запас лексических единиц.
http://www.homeenglish.ru/Poems.htmhttp://www.englishelp.ru/interesting/poetry.htmlВажным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на функциональную грамотность, т е формирование навыков функционального чтения.
Существуют разные приемы повышения мотивации на примере обучения чтению, которые я применяю на своих уроках. Такие приемы включают соотнесение слова и его перевода, определение смысла слова на основе знания значения его корня, определение существительных, которые могут сочетаться с данными прилагательными / глаголами и др., чтение ряда слов и вычленение тех, которые относятся к теме текста,«снежный ком» с целью запоминания лексики по теме текста,«мозговой штурм» по теме, составление лексико-семантической карты по теме, определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по заголовку, иллюстрациям, по новой лексике, при просмотре текста, при прочтении вопросов к тексту, при анализе схем и таблиц к тексту, использование ассоциаций, связанных с именем автора, определение главной мысли текста, соотнесение слова и его дефиниции, написание определения к слову, ранжирование предоставляемой в тексте информации по степени значимости, ответы на вопросы, создание заголовка к абзацу, соотнесение заголовка и параграфа, задания на множественный выбор, восстановление текста, поиск конкретной информации в тексте, поиск запрашиваемых фонетических / лексических / грамматических явлений, определение значения слова по контексту, определение оптимального варианта перевода слова / фразы / предложения, составление монолога / диалога, текстов разной стилевой принадлежности из разрозненных частей, прогнозирование дальнейшего развития событий, обоснование своего мнения относительно главной идеи текста, характеристика героев, места действия, элементов сюжета и др., составление плана, пересказ текста от разных лиц, с опорой на план, на ключевые слова, написание аннотации, рецензии к тексту, задание «верно / неверно»
http://skazka.bombina.com/index.htmhttp://www.englishforkids.ru/Tales.shtmlhttp://www.homeenglish.ru/Tales.htmИспользование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
http://www.native-english.ru/exerciseshttp://www.homeenglish.ru/Tests.htmhttp://www.study.ru/test/Для решения задачи формирования функциональной грамотности на уроках использую видеофильмы.
http://www.study.ru/lessons/video_1.htmlhttp://www.english-cartoons.ru/forteachers.htmlИнтеграция предметов тоже способствует формированию функциональной грамотности. Межпредметная связь - это связь с жизнью. После таких уроков у детей меняется отношение к предмету, появляется интерес.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Первые проекты начинаются во втором классе. Для начала проектной деятельности лучше всего подходят такие темы, как «The ABC», «My pet, «About me»и др. В средней школе (5-6 класс) темы проектов усложняются и касаются разных аспектов жизни Великобритании. Начиная с седьмого класса, все проекты снова выполняются на английском языке. . Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.
Эти и другие приемы способствуют успешному обучению школьников, приучают их вдумчиво и активно работать с каждым словом, что очень важно для развития коммуникативной компетенции. Достичь формирования функциональной грамотности можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные образовательные педагогические технологии.