РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ИСПРАВЛЕНИЮ ОШИБОК—ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.

РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ИСПРАВЛЕНИЮ ОШИБОК--ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Тимашова Л.С.,учитель начальных классов
МБОУ БГО СОШ № 5
Работая в начальной школе на протяжении многих лет, я поняла, что достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь ежедневным упорным трудом, начиная с 1 класса. В 1-4 классах мне приходится много внимания уделять работе над ошибками в письме учащихся и искать меры их предупреждения. Предупреждение орфографических ошибок и работа над ними должны рассматриваться не как комплекс специально организуемых приемов, а как планомерную систематическую работу учителя, обеспечивающую правильное применение младшими школьниками орфографических правил сначала в специальных орфографических упражнениях, а затем в самостоятельных творческих работах.
Причины возникновения ошибок различны: недостаточное развитие речи учащихся, непонимание и неумение производить действия, указанные в правиле, слабая техника чтения, неразвитость фонематического слуха, дисграфия, слабо развитая орфографическая зоркость.
С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две группы: навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней слов, приставок и суффиксов) и навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописание окончаний). От того, как будут сформированы орфографические навыки на начальном этапе, зависит дальнейшее обучение ребенка, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать программу среднего звена школы. Поэтому так важна в работе каждого учителя установка на безошибочное письмо.
Для предупреждения орфографических ошибок необходимо обеспечить высокий уровень подготовки всех учащихся к изучению предстоящей темы. Так, например, если к моменту изучения правописания безударной гласной в корне ученик плохо различает гласные и согласные, то это приводит к смешению двух правил: правила правописания звонких и глухих согласных и правила правописания безударных гласных в корне слова.
Необходимо обеспечить понимание и усвоение учеником орфографического правила. Нельзя ограничиваться лишь воспроизведением и заучиванием правила. Нужно добиваться, чтобы ученик умел объяснить, к какой группе слов применять правило и как. Умение находить орфограмму – одно из важнейших условий применения орфографического правила, это первая «исходная» позиция в действиях ученика. Это умение должно отрабатываться как на этапе ознакомления с орфографическим правилом, так и на этапе закрепления. Ученик должен хорошо усвоить языковую природу правила и хорошо отработать всю сумму действий, связанных с применением правила.
При знакомстве детей с правилом правописания безударных окончаний имен существительных с использованием приема подстановки, полезно организовать наблюдения над всей суммой признаков того слова, которое будет использовано для такой подстановки, и предложить упражнения, позволяющие усвоить все эти признаки. Например, к существительным с безударными окончаниями выберите и припишите из скобок имя существительное, подходящее для его проверки, окончания имен существительных допишите:
отдыхали в лагер( в стране, в городе);
ехали по дорог(по тропинке, по траве);
плыли в лодк(на реке, к земле)
В первом примере слово подбирается по склонению, во втором – по ударному окончанию, в третьем – фиксируется внимание на падеже.
Большое значение в деле предупреждения орфографических ошибок имеет правильно организованная на уроке работа над упражнениями и различными видами обучающих диктантов. Важно, чтобы каждый ученик в классе понимал целевое назначение основных компонентов упражнения, осмысливал задание; что и почему следует подчеркнуть, какую орфограмму вставить, в какой части слова содержится, какие правила применять т.д. Система вопросов и заданий будет зависеть непосредственно от особенностей задания и текста. Основное внимание в подготовительной работе будет направлено либо на анализ текста, либо на анализ задания. Эти две стороны анализа неразрывно связаны, но отправным моментом в работе является анализ задания. Подготовительная работа не должна подменять практического выполнения задания, она должна сводиться лишь к определению орфограмм, над написанием которых будут работать ученики, к повторению соответствующих правил, а также к фиксированию внимания учащихся на орфограммах, не изученных данным классом. Степень помощи со стороны учителя постепенно уменьшается по мере развития активности и самостоятельности учащихся, детальный анализ будет уступать место более общему. Например, на что нужно обратить внимание в задании и тексте? Что трудно? Как эти трудности преодолеть?
Уже с 1 класса предупреждение ошибок я осуществляю на каждом уроке, используя при этом следующие приемы:
1) проговаривание трудных по написанию слов (хоровое, индивидуальное);
2) звуковой анализ слов;
3) проведение выборочного комментирования;
4) использование на уроках таблиц, карточек, содержащих трудные по написанию слова, различного вида «сигналов» обратной связи, которые помогут учащимся качественнее выполнить самостоятельную или творческую работу;
5) выписывание на доске слов на неизученные правила;
6) использование сигнальных карточек при проведении предупредительного и выборочного диктантов, при изучении тем и разделов курса русского языка.
Предупреждению орфографических ошибок помогает мне использование приема работы с «конфликтными» словами. Например, «Докажите с помощью
правила, нужно ли писать разделительный Ъ в слове поехали; в этом слове есть приставка, и корень начинается с гласной е?» В качестве доказательства дети зачитывают соответствующую часть правила. Использование этого приема позволяет еще раз вернуться к чтению правила, сосредоточить внимание на отдельных признаках повторяемой орфограммы.
Повторяя орфографические правила, я часто использую приемы сравнения и обобщения (при повторении правила правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных). Использование разнообразных приемов, активизирующих мыслительную деятельность учащихся (сравнение, анализ, синтез, конструирование) помогает детям более качественно повторить орфографический материал и предотвратить появление ошибок в письменных работах.
Практика показывает, что чаще всего дети ошибаются в написании безударной гласной в корне. Положительный результат дают такие приемы:
провожу орфографические пятиминутки с теми словами, в которых были допущены ошибки;
письмо по памяти (связного стихотворения, прозы или отрывка из рассказа в книге «Литературное чтение».) Дети находят каждую орфограмму, проверяют ее под моим руководством, пишут и сверяют с текстом;
выбирают загадку, в которой есть 2-4 слова с безударной гласной;
работа с текстом, записанным на доске (выбирают глаголы с безударной гласной в корне);
выбор из окружающих предметов тех, в названии которых есть безударная гласная (а, е, и, я, о), запись их, проверка;
игра «Кто больше?» (кто больше придумает слов с проверяемой гласной за одно и то же время);
запись однокоренных слов в определенном порядке (с ударением в корне, приставке, суффиксе);
выбор проверочного слова;
запись нескольких проверочных слов;
10) выписывание парами однокоренных слов сначала с ударной гласной, потом с безударной, сравнение их написания.
Я провожу индивидуальную работу над ошибками в процессе изучения нового материала, его закрепления, а также после диктантов. Помогает мне в этом работа с «Орфографическим словариком» и «Словарем», помещенным в конце учебника «Русский язык». Для индивидуальной работы над ошибками дети используют тетрадь «Мои ошибки», куда записывают слова, в которых сделали ошибки, орфограмму выделяют зеленым цветом. В классе, у доски или за партой работа над ошибками продолжается под моим руководством и по моим заданиям. Дома перед выполнением домашнего задания ученик записывает все слова, в которых допущена ошибка, и выделяет правильную букву. По мере изучения орфограмм учу детей правильно работать над допущенной ошибкой. Составляем памятку работы над ошибками, вклеиваем ее в тетрадь Необходимо вести систематический анализ (учет) ошибок в знаниях учащихся, где фиксируются не только типичные ошибки учащихся класса, но и типичные индивидуальные ошибки слабоуспевающих учащихся. Подобная форма анализа ошибок дает мне не только вовремя ликвидировать типичные ошибки, допущенные учащимися класса, но и своевременно прийти на помощь слабоуспевающим ученикам, правильно спланировать индивидуальную работу с ними.
Очень важна работа по предупреждению и исправлению речевых ошибок. Развитию оперативной речевой памяти способствует диктант-игра «Кто больше запомнит», а также такие упражнения, как распространение предложений, восстановление пропущенных слов, составление предложений из данных слов (восстановление деформированного текста). По мере продвижения в обучении я постепенно увеличиваю количество слов, с которыми оперируют при записи предложения дети, что создает нагрузки на речевую память, которую, только нагружая, и можно развить.
После проведения диктанта, изложения, сочинения обязательно провожу
работу над ошибками. Зачитываются лучшие образцы, разбираются недочеты содержания, раскрытия темы, орфографические и типичные речевые ошибки. Выделяется 10-15 минут на тематическое исправление какого-то типа ошибок – это обучающий момент, он подготавливает детей к дальнейшему самостоятельному исправлению ошибок данного типа. Предупреждение стилистических ошибок идет при изучении грамматических тем. Например, при изучении темы «Местоимение» следует показать детям, как использование личных местоимений помогает устранить повторение одинаковых слов, как делает речь разнообразнее. Эта же тема дает возможность научить детей устранять и другую речевую ошибку – неточное соотношение местоимения с тем словом, на которое оно указывает. Тема «Имя прилагательное» дает возможность учить детей вводить прилагательные в собственный текст с конкретной целью – повышение точности и изобразительности речи. Для предупреждения ошибок и их исправления очень важно учить детей редактированию, самопроверке и взаимопроверке.
Успех в обучении младших школьников русскому языку обусловлен такой системой работы, которая основана на комплексном подходе к языковым явлениям, на установлении взаимосвязи между разными сторонами языка: звуко-буквенным и морфологическим составом слова, словообразованием и морфологией, лексикой, морфологией и синтаксисом, на усилении внимания к систематизации полученных знаний.
Для успешной организации работы по пропедевтике и исправлению ошибок необходимо классифицировать ошибки, изучать причины их возникновения и разрабатывать виды работ по их предупреждению и исправлению, продумывать тщательным образом содержание и оформление подвижных опор наглядного материала.
Изложенная мной работа по предупреждению и исправлению ошибок – это процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью.
15