Рабочая программа по мини-футболу

«Мини-футбол»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Современному школьнику, проводящему большую часть дня непосредственно на учебных занятиях и за подготовкой домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные нагрузки при остром дефиците двигательной активности. По данным министерства образования и министерства здравоохранения РФ, НИИ педиатрии РАН двигательная активность детей с поступлением в школу снижается наполовину, имея тенденцию дальнейшего понижения от младшего школьного возраста к старшему. В результате острого дефицита двигательной активности нарушаются защитные функции организма школьников, возрастает число случаев с негативными сдвигами в их здоровье. Сегодня у большинства учащихся образовательных учреждений наблюдается ухудшение зрения, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушение обмена веществ, снижение сопротивляемости к различным заболеваниям. Проведенные обследования свидетельствуют, что лишь 15% школьников могут быть признаны здоровыми, 50% учащихся имеют отклонения в здоровье, а 35% страдают хроническими заболеваниями. Вследствие этих обстоятельств уроки физкультуры сегодня посещают лишь 75% школьников, а в спортивных секциях занимается лишь один ученик из десяти. В то же время растет число подростков, злоупотребляющих курением и алкоголем, а также попавших в наркотическую зависимость, проявляющих асоциальное поведение.
Естественно, в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся, особую актуальность приобретает необходимость эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в школе, особенно во внеурочное время. К числу наиболее эффективных средств такой работы, безусловно, относится мини-футбол – любимая игра детей и подростков. Игра, отличающаяся простотой, доступностью и высокой эмоциональностью. Словом, мини-футбол, которым сегодня увлекаются не только мальчики и юноши, но и девочки и девушки, как нельзя лучше приспособлена для развития ее в школе и, следовательно, для кардинального решения проблем двигательной активности и здоровья подрастающего поколения.

Цель программы: формирование здоровья,разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой,приобретение знаний,умений необходимых футболистам,воспитание трудолюбия,дисциплины,взаимопомощи,чувства коллективизма.

Задачи:
укрепить здоровье и закаливать организм, привить интерес к систематическим занятиям мини-футболом;
обеспечить всестороннюю физическую подготовку с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; овладеть основами технических приёмов, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в мини-футбол;
освоить процесс игры в соответствии с правилами мини-футбола; изучить элементарные теоретические сведения о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в мини-футбол.

Возраст детей: программа составлена для учащихся 6 классов (возраст учащихся – 12-13 лет).
Сроки реализации: программа рассчитана на 2 часа в неделю (всего 70 часов за год).
Формы и режим занятия: групповые занятия, длительность занятия – 40 минут.
В процессе обучения используются следующие методы: общепедагогические (словесные и наглядные), специфические (методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный).
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой, круговой и поточной форм учебной работы занимающихся.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические занятия – 2 часа:
Тема 1: Вводное занятие (1 час).
Цели, задачи и содержание программы обучения. Правила техники безопасности и личной гигиены в тренировочном процессе.
Тема 2: История возникновения и развития футбола (1час).
Изучение правил игры и историю развития футбола.
Практические занятия – 68 часов:
Тема 3: Техническая подготовка (30 часов).
Совокупность способов выполнения разнообразных движений, применяемых в игре.
Обучение и совершенствование техники:
Ударам по мячу ногами.
Ударам по мячу головой.
Остановки мяча.
Ведения мяча.
Обманным движениям.
Отбора мяча.
Вбрасывания мяча.
Игры вратаря.
Тема 4: Тактическая подготовка (24 часа).
Наиболее целесообразные индивидуальные, групповые и командные действия игроков, направленные на достижение намеченной цели в данной игре.
Обучение и совершенствование тактики:
Передач мяча.
Отбора мяча посредством согласованных действий.
Тактических комбинаций.
Розыгрыша стандартных положений.
Командных действий.
Тема 5: Общая физическая подготовка (5 часов).
Обеспечивает полноценное физическое развитие и всестороннюю физическую подготовленность футболистов.
Тема 6: Специальная физическая подготовка (3 часа).
Процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей занимающихся, осуществляемый в соответствии со спецификой футбола и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов.
Тема 7:
Участие в соревнованиях (3часа).
Судейская практика (3часа).
(выполнение упражнений в условиях соревнований).
В ходе практических занятий учащиеся группы получат элементарные навыки судейства игр по футболу и мини-футболу. Обучение судейству осуществляется во время проведения двухсторонних учебных, тренировочных игр и соревнований.
Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике.
Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма, ей в занятиях отводится значительное место. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная – развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболистов. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема
Дата проведения



План
Факт

1
Вводное занятие. Правила поведения, техника безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.



2
История возникновения и развития футбола. Изучение правил игры



3-4
Обучение и совершенствование техники передвижения футболиста




5-6
Обучение и совершенствование техники удара по мячу на месте.




7-8
Обучение и совершенствование техники удара по мячу в движении.




9-10
Обучение и совершенствование техники удара по мячу с лета и полулета.




11-12
Обучение и совершенствование техники ударов по мячу головой на месте и в движении.




13-14
Обучение и совершенствование техники ударов по мячу головой в нападении.




15-16
ОФП.




17-18
Учебная игра.




19-20
Обучение и совершенствование техники остановки мяча.




21-22
Обучение и совершенствование техники ведения мяча.




23-24
Обучение и совершенствование техники обманных движений.




25-26
Совершенствование комбинаций из изученных элементов.




27-28
Учебная игра.




29-30
Обучение и совершенствование техники ведения мяча ведущей и неведущей ногой.




30-32
Участие в первенстве школы.





33-35
Судейская практика





36-37
Подвижные игры с элементами футбола.




38-40
Обучение и совершенствование техники отбора мяча.





41-42
Обучение и совершенствование техники вбрасывания мяча.




43-44
Обучение и совершенствование техники игры вратаря.




45-46
Обучение техники нападения и выхода игрока на свободную позицию.




47-18
Обучение и совершенствование техники игры без мяча.





49-51
СФП.





52-53
Обучение и совершенствование техники передач мяча на месте и в движении.




54-55
Обучение и совершенствование техники отбора мяча посредством согласованных действий игроков.




56-57
Обучение и совершенствование техники выполнения стандартных положений.




58-59
Обучение и совершенствование техники взаимодействий вратаря с полевыми игроками.




60-61
Обучение тактическим действиям в защите.




62-63
Обучение и совершенствование техники быстрого прорыва.




64
Учебная игра.



65-66
ОФП.




67-68
Обучение и совершенствование техники позиционного нападения.




69-70
Обучение и совершенствование техники персональной защите.





ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами  являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- знать и иметь представление об особенностях зарождения, истории мини-футбола;
- знать и иметь представление о физических качествах и правилах их тестирования;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- знать основы личной гигиены, иметь представление о возможных причинах травматизма при занятии мини-футболом и правила его предупреждения;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- организовывать и проводить соревнования по мини-футболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере и др;
- владеть тактико – техническими приемами мини-футбола;
- уметь организовать самостоятельные занятия мини-футболом, а также, с группой товарищей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Москва. АСТ АСТРЕЛЬ. 2003г.
Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. Москва. Изд. «Физкультура и спорт». 1998г.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва. ACADEMA. 2001г.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Москва. ACADEMA. 2002г.
Андреев С.Н. Играй в футбол. Москва. ПОМАТУР 1999г.
Коняхина Г.П.., Болотин В.Г. Методические основы изучения баскетбола в 5-7 классах
Швыков И.А. Футбол в школе. Москва. ТЕРРА – СПОРТ. 2002г.
Мини-фубол (футзал): Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва С.Н. Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В. Еременко. - М.: Советский спорт, 2010. - 96 с.
Андреев СЛ. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.
Максименко И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. - Луганск: Знание, 2006. - 276 с.

Для обучающегося:
Козлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. Москва. Изд. «Физкультура и спорт» 1988г.
Физкультура и спорт. Малая энциклопедия. Москва. Изд. «Радуга». 1982г.
Сосновский И.Ю., Чайковский А.М. Энциклопедический словарь юного спортсмена. Москва. Изд. «Педагогика» 1980г.
Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. Физическая культура. Учебник для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных школ. Москва. Изд. «Просвещение» 1997г.










Заголовок 2 Заголовок 315