Педагогический опыт «Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка средствами ТРИЗ — технологии»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОГИМНАЗИЯ «СООБЩЕСТВО»





Педагогический опыт

«Формирование функциональной грамотности
на уроках английского языка
средствами ТРИЗ - технологии»












Автор: Ляш Татьяна Александровна,
учитель иностранного языка.
МБОУ «Прогимназия «Сообщество»







г. Нефтеюганск, 2016г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Наименование характеристик
Содержание характеристик


Наименование педагогического опыта
«Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка средствами ТРИЗ - технологии»



Автор – разработчик педагогического опыта
Ляш Татьяна Александровна,
учитель иностранного языка


Период формирования и функционирования педагогического опыта
4 года
с 2014г. по 2017г.


Адрес педагогического опыта
10 мкрн. зд.16, г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), 628303

Краткая аннотация опыта.
Цель: Создание условий для организации образовательного процесса по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка средствами технологии - ТРИЗ в урочной и внеурочной деятельности.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать и реализовать структурно-содержательную модель организации урочной и внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка средствами ТРИЗ - технологии;
2. Составить таблицу методов и приемов технологии "ТРИЗ", применяемых в различных видах деятельности;
3. Разработать механизм конструирования урока в технологии "ТРИЗ "по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка средствами ТРИЗ – технологии.
4. Разработать алгоритм проектной деятельности учащегося, педагога, лежащий в основе технологии "ТРИЗ "по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка в урочной и внеурочной деятельности;
5. Разработать технологическую карту формирования и оценки метапредметных результатов по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка в урочной и внеурочной деятельности;
Направленность опыта: Основные направления (линии) развития учащихся начальных классов в рамках изучения предмета «Английский язык»:  1. Овладение функциональной грамотностью с помощью ТРИЗ-технологий в области чтения, письма и говорения. 2. Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем языка.
3. Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.  4. Овладение орфографией и пунктуацией.
5. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.  6. Приобретение и систематизацию знаний о языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых навыков и умений. 
Новизна: Новизна опыта заключается в том, что данный опыт направлен на реализацию стратегии ФГОС, через УМК нового поколения "Звёздный английский" ориентированный на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов образовательной программы НОО в аспекте функциональной грамотности. Данная стратегия проявляется через совокупность разнообразных приёмов ТРИЗ - технологии, позволяющая формировать «сильное мышление» у обучающихся, воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных нестандартных задач в различных областях человеческой деятельности.
Обоснования актуальности опыта:
1.Федеральные образовательные стандарты предполагают, что с 2022 года экзамен по английскому языку станет третьим обязательным экзаменом наряду с экзаменами по русскому языку и математике.
2.Опрос участников образовательной деятельности, показал, что родители учащихся хотят видеть приоритетными для своего ребёнка гуманитарное образование, а именно углубленное изучение английского языка.
В связи с этим обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций, которые ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. Решить эту проблему поможет использование современных развивающих технологий в образовательном процессе.
Одним из инструментов формированию и проявлению основ функциональной грамотности на уроках английского языка может служить ТРИЗ - педагогика. Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у воспитанников и обучающихся. Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно, что соответствует ФГОС НОО.
Главное достоинство данной технологии, это то, что она помогает ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, невероятные пути решения проблем, и не только в учебе.
Педагогическая целесообразность: Целесообразность данного опыта, на мой взгляд, в том, что использование определенных приемов по формированию функциональной грамотности обеспечивает:
1) возможность поддержания интереса и мотивации учащихся;
2) вариативность объема учебного материала;
3)возможность работы в разноуровневом классе, организации дифференцированного обучения с учетом различных индивидуальных типов мышления и учебных стилей учащихся.
Целевая аудитория.
В осуществлении данного опыта участвуют желающие педагоги, родители (законные представители), обучающиеся.

Участники
Что получат?

1.
Управленцы
-повышение уровня профессионализма педагога;
-создание информационно-методического банка, предназначенного для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников по внедрению деятельностных технологий и получения качественных образовательных результатов.

2.
Педагоги
Повышение профессиональной компетентности в рамках
реализации проекта:
-осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта;
-представление собственных научно-методических достижений;
-обобщение опыта, публикация научно-методических материалов.

3.
Специалисты (учителя-предметники, психолог, библиотекарь)


.4
Обучающиеся
-приобретение способов взаимодействия с окружающим миром, умение находить выход из проблемных ситуаций;
-реализация собственных интересов и потребностей;
- развитие способности к проектной деятельности, в ходе которой обучающиеся учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.

5
Родители
- Качественное образование своего ребёнка;
- повышение уровня готовности к обучению в основной школе;
- новый опыт семейного воспитания.

Отличительная особенность деятельности: внедрение опыта в соответствии с ведущими принципами ТРИЗ - педагогики в обучении иностранному языку:
Принцип "САМ". В педагогике принцип “сам” крайне важен. Ребенок лучше осознает и запоминает то, что сам для себя открыл, сам додумался, сам создал. Творчество – это то, что сделал сам. Дети стремятся к самостоятельности и не надо им мешать делать то, что они могут сделать сами. Это один из принципов развивающей педагогики. Ребёнок сам должен увидеть, сам открыть, сам прочувствовать, сам догадаться, сам решить, сам выбрать, сам сделать.
Принцип продуктивного выхода. Любая творческая работа заканчивается получением значимого для ребенка продукта: решением задачи, созданием загадки, сказки и т. п.
Принцип творческого подхода к обучению творчеству. Он означает, что многие приемы и модели дети как бы приоткрывают самостоятельно в результате построенной определенным образом учебной работы.
Принцип регулярного воспроизводства заданий (принцип тренинга). Основные операции (системные переходы, разрешение противоречий оценка объектов, классификация и т.п.) отрабатываются в играх-тренингах, повторяющихся в течение всего времени обучения.
Принцип обратной связи. Результаты работы контролируются через ответы детей, предусмотренные ОТСМ – ТРИЗ – РТВ тестовые задания и, главное, - через оценку творческих работ.
Развивающий потенциал:
1.Обновление содержания формирования функциональной грамотности на основе «ТРИЗ» технологии.
2.Логика построения урочной и внеурочной деятельности в технологии "ТРИЗ".
3.Методы и приёмы технологии "ТРИЗ» применимы во всех видах деятельности.
4.Система мониторинга функциональной грамотности с использованием метапредметных результатов на уровне педагога.
Тиражируемость опыта: Результаты данного проекта в целом или частично могут быть востребованы другими педагогами в связи с универсальностью задач, на решение которых направлена реализация опыта. Передаётся не сам опыт, а идея, выведенная из опыта, используются его принципы и подходы для обеспечения успешной реализации ФГОС путём внедрения ТРИЗ-технологий.

Теоретико – методологической основой данного опыта имели работы:
Автор
Концепция
Что берём за основу

В.В. Мацкевич, С.А. Крупник
Функциональная грамотность
- способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Реализация функциональной грамотности.

Учебно-методический комплекс (УМК) «Звёздный английский» для 2-4 класса, авторы: Баранова К. М. и др.
УМК рассчитан на эффективное использование учащимися начальной школы доступных им языковых средств и удовлетворение их коммуникативных потребностей и способствует развитию всех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма) с помощью современных коммуникативных заданий и упражнений.
Все знания проецируются на личность ребенка, становятся для него личностно значимыми и выступают не как самоцель, а как средство развития детей, база умений оценивать и выбирать варианты, искать и находить самостоятельные решения, просчитывать вероятности.

Г.С. Альтшуллер основоположник ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)
Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач.
Формирование «сильного мышления» у обучающихся, воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных нестандартных задач в различных областях деятельности.

Л. Рождественская, И. Логвина
Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры,
посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.
Формирования навыков функционального чтения

А. Гин. Приемы педагогической техники.
Системно - деятельностный подход.
Приемы ТРИЗ

Джон Дьюи,
Основоположник
"метода проектов"
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к творческому мышлению.

Mercer, N, and Littleton, К. (2007, Диалог и развитие       мышления. Социокультурный подход).
Мерсером и Литолтоном доказано, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.
Приемы организации диалогического обучения.


Основное содержание опыта.
С 1 сентября 2011 года организации образования РФ приступили к освоению нового Государственного общеобязательного стандарта образования, учебных программ. Одним из основных отличительных особенностей реализации стандарта является практическая направленность знаний, накопление и использование жизненного опыта ученика, т.е. не «знания для знаний», а «знания для жизни». Этот общественный заказ уже успешно реализовывает телевидение: образовательные программы, мультфильмы учат действовать в различных жизненных ситуациях. В этой связи, уроки и внеурочные занятия, проводимые учителями иностранного языка, тоже должны иметь точки соприкосновения с жизнью.
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока английского языка, включает:
овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;
способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
умение самостоятельно формулировать проблему.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами.
Для достижения цели проекта была разработана структурно-содержательная модель организации урочной и внеурочной деятельности на основе ТРИЗ-технологии по формированию функциональной грамотности (приложение 1):

Структурно-содержательная модель организации урочной и внеурочной деятельности на основе ТРИЗ-технологий по формированию
функциональной грамотности

Формы, методы и приемы функциональной
грамотности
Содержание
Методы и приемы "ТРИЗ"

Урочная деятельность
Интегрированные уроки
Национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи, страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру, математические элементы, музыкальные инструменты
Игра «Да-нет»,
Мозговой штурм,
"Загадка об объектах"






Учебные проекты
Мои соседи и что я о них знаю.
Какие увлечения есть у моих друзей.
Привычки здорового образа жизни у моих одноклассников.
Маршруты путешествий моих друзей.
Что портит настроение мне и моим друзьям
Что знают мои одноклассники об истории Англии?
Составление паспорта

Приёмы фантазирования










Игровые технологии




Предметные игры,
интеллектуальные игры,
дидактические игры.
"Мои друзья",
"Я беру тебя с собой", "Расселение",
"Загадки об объектах"

Внеурочная деятельность
Проектная деятельность














"Сказки с кошками",
"Олимпиада в Сочи по-английски",
" Фонетические ассоциации при запоминании английских слов",
" Кулинарные традиции Великобритании",
" Флористические эмблемы Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии",
«Шотландский национальный костюм»,
«Чайный этикет Англии».
Игра «Да-нет», приём фантазирования, "Загадка об объектах", составление паспорта


События, праздники
Декада английского языка "Funny English",
праздники: "Рождество", "Пасха", "День матери", "Хэллоуин"
"Мои друзья",
"Я беру тебя с собой", "Расселение"


Дополнительное образование (объединения, клубы)
Объединение "Английский для начинающих",
Клуб "Enjoy English"
"Мои друзья", составление паспорта, Игра «Да-нет»


Данная структурно - содержательная модель позволяет выстраивать целостную картину формирования функциональной грамотности средствами «ТРИЗ» технологии.

Методы и приемы технологии "ТРИЗ» применимы в различных видах деятельности (приложение 2):

Методы и приёмы
технологии
«ТРИЗ»
Урочная
деятельность
Внеурочная
деятельность


Объяснение нового материала
Закрепление
Повторение
Домашнее задание
Проектная деятельность

Декада английского языка
Социальная практика"Funny English",
Совместные мероприятия
С родителями

Мозговой штурм









Я беру тебя с собой









«Да - нетка»









Загадки об объектах









Паспорт объекта









Аукцион










Технологии «ТРИЗ» насыщает урок разнообразной творческой, поисковой, самостоятельной деятельностью. Каждый ученик имеет возможность реализовать себя.
Последовательность и способы сочетания приемов «ТРИЗ» отражаю в механизме конструирования урока по формированию функциональной грамотности (приложение 3):

Механизм конструирования урока в технологии "ТРИЗ» по формированию функциональной грамотности






Разработка и проведение хорошо спланированных уроков, имеющих свои правила и структуру, дают возможность добиваться стабильно высоких результатов обучения. Уроки, построенные по технологии «ТРИЗ» доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения.
Использование технологии «ТРИЗ» при формировании функциональной грамотности дает результаты и при организации внеурочной деятельности. Так как в основе внеурочной деятельности в рамках декады английского языка лежит краткосрочный проект "Adults and children". Результатом, которого является театрализованное представление. В рамках данного проекта формируется алгоритм проектной деятельности учащегося, педагога, родителей который так же выстраивается в логике технологии «ТРИЗ» (приложение 4):
Стадия,
этап проекта (6П)
Деятельность
педагога
Деятельность учащихся
Деятельность
родителей

Методы и приёмы технологии
Выход
проекта

Стадия вызова


Проблема Проектирование (планирование)


Предварительное определение проблемы, темы и цели проекта.
Привлечение и мотивация учащихся.
Уточняют информацию, обсуждают задание, формируют цель проекта и результат.
Направляет обучающихся, организует учебную ситуацию, поддерживает (предлагает) идею.
Мозговой штурм





«Да –
нетка»

Приём «Создай паспорт»
Паспорт проекта.
План
реализации
проекта.










Уточнение проблемы, темы и цели проекта.
Планирование действий.
Уточнение ролей в группе.
Составление паспорта проекта.
Уточнение структуры портфолио проекта.





Защита проекта




Стадия реализация

Поиск
информации

Консультирование учащихся по вопросам сбора информации
Определение источников информации.
Сбор информации по теме проекта.
Наблюдает, консультирует, косвенно руководит деятельностью.
Творческие сочинения

Пакет «сырой» информации

T°Комбинирование методов и приёмов помогает достичь и конечную цель применения технологии «ТРИЗ» - научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
В ФГОС нового поколения основным документом, конкретизирующем и уточняющем требования стандартов к образовательным результатам  являются планируемые результаты освоения основных образовательных программ.
В соответствии с требованиями стандарта  в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены  метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Под метапредметными результатами понимаются освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, которые включают в себя: освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.).
Важным вопросом в процессе работы с применением технологии «ТРИЗ» является мониторинг сформированности метапредметных результатов (УУД) - функциональной грамотности и строится в соответствии со схемой выстраивания понимания через технологическую карту (приложение 5):

Технологическая карта формирования и оценки метапредметных результатов по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка


Объект оценки
Высокий
3
Средний
2
Низкий
1

Лингвистические знания
Принимать задачи учебной и коммуникативной деятельности
Осуществляет поиск средств решения задачи.

Частично осуществляет поиск средств решения задачи.
Не осуществляет поиск средств решения задачи



Планировать, выполнять и оценивать свои учебные/ коммуникативные действия в соответствии с поставленной задачей
В полном объеме освоил начальные формы познавательной и личной рефлексии.
Частично освоил начальные формы познавательной и личной рефлексии.
Не освоил начальные формы познавательной и личной рефлексии




Понимать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с опорой на изученное правило/ алгоритм.
Взаимопонимания в процессе диалогического общения.
Частичное взаимопонимания в процессе диалогического общения
Отсутствует взаимопонимания в процессе диалогического общения.



Использовать различные способы поиска информации .

Находит информацию в соответствии с решаемой коммуникативной/познавательной задачей.
Частично находит информацию в соответствии с решаемой коммуникативной/познавательной задачей.
Не находит информацию в соответствии с решаемой коммуникативной/познавательной задачей.


Анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, группировать по отдельным признакам языковую информацию на уровне звука, буквы, слова, предложения.
Умеет группировать лексические единицы по тематическому признаку, по частям речи, сравнивать способы чтения гласных в открытом и закрытом слоге, анализировать структуру предложения в английском и русском языках.
Частично умеет группировать лексические единицы по тематическому признаку, по частям речи, сравнивать способы чтения гласных в открытом и закрытом слоге, анализировать структуру предложения в английском и русском языках.
Не умеет группировать лексические единицы по тематическому признаку, по частям речи, сравнивать способы чтения гласных в открытом и закрытом слоге, анализировать структуру предложения в английском и русском языках.


Данная карта позволяет целенаправленно вести процесс наблюдения за ребёнком в процессе обучения, в общении и различных видах деятельности.
Результаты таких наблюдений служат исходным материалом, который способствует созданию тех самых условий, необходимых для успешной реализации образовательных целей и задач.

Реализация педагогического опыта осуществляется через 3 этапа:


Этап
Содержание
Мероприятие
Срок

1.
Концептуально – мотивационный этап
(2014-2015)
- проведение анализа настоящего состояния образовательного процесса для определения необходимых изменений в существующей педагогической системе;
- формирование целевой установки, выработка главных ориентиров педагогической деятельности.
Изучение и анализ научно – исследовательских, программно – методических источников по технологии- ТРИЗ, метапредметных результатов ФГОС.

Сентябрь – октябрь , 2014




Участие в образовательной сессии по освоению технологии.
Декабрь -
Февраль,
2015




Разработка проекта.
Март –
апрель,
2015

Результат: Педагогические проект «Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка средствами ТРИЗ - технологии».

2.








Содержательно – технологический этап
(2015-2016)




- разработка содержательно – организационных моделей образовательного процесса в контексте внедрения технологии – ТРИЗ;
- определение и уточнение основных механизмов организации образовательного процесса;
- отработка содержания деятельности и структуры собственной педагогической системы.
Разработка моделей и их апробация в практике:
- урочная деятельность;
- внеурочная деятельность.
Октябрь-апрель, 2014-2015




Приобретение диагностического материала и изучение его содержания.
Март, 2015




Отработка мониторинга метапредметных результатов.
Октябрь-апрель 2016

Результат: Содержательно – организационные модели образовательного процесса;
- сценарии уроков, мероприятий внеурочной деятельности;
- диагностический инструментарий.

3.
Рефлексивно – оценочный этап (2016-2017)
- внешняя экспертиза и диагностика метапредметных результатов с участием НИИ инновационных стратегий развития общего образования, Москва;
- формулирование дальнейших путей развития собственно педагогической системы.
Предъявление результатов проекта на педагогических советах, семинарах, конференциях в городе, регионе.
Август, октябрь,
2016


2016-2017






Публикация наработанных материалов в печати и информационной сети Интернет.





Внешняя экспертиза и рефлексия результатов в соответствии ФГОС.
Май
2017




Изучение общественного мнения, отношения участников образовательного процесса к обновлению содержания образования.
Апрель,
2017




Формулирование основных выводов и рекомендации по построению дальнейших путей развития собственно педагогической системы.
Май, 2017


Результат
- аналитические материалы;
- собственная педагогическая система.


Результаты педагогического опыта
В ходе реализации проекта созданы методические продукты:
- Методические рекомендации по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка средствами ТРИЗ - технологии;
-таблица методов и приемов технологии "ТРИЗ", применяемых в различных видах деятельности;
-механизм конструирования урока в технологии "ТРИЗ "по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка;
-алгоритм проектной деятельности учащегося, педагога, лежащий в основе технологии - ТРИЗ по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка;
-технологическая карта формирования и оценки метапредметных результатов по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка.
Вследствие реализации проекта достигнуты следующие результаты:
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией.
Учебный год
Класс
Процент обучающихся, освоивших образную программу (успеваемость)
Процент обучающихся, освоивших образную программу (качество)

2013-2014

100%
68%



100%
72%



100%
71%



100%
70%



100%
72%



100%
66%



100%
68%

2014-2015

100%
72%



100%
70%



100%
70%



100%
81%



100%
77%



100%
85%



100%
77%

2015-2016

100%
73%



100%
86%



100%
80%



100%
80%



100%
77%



100%
87%



100%
83%


Метапредметные результаты:

Учебный год
Параллель
Способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации
Умение самостоятельно формулировать проблему
Овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью

2012-2013
1
40%
45%
20%


2
55%
58%
60%


3
58%
60%
62%


4
60%
62%
63%

2014-2015
1
41%
46%
25%


2
50%
55%
50%


3
60%
62%
65%


4
62%
62%
68%

2015-2016
1
40%
47%
27%


2
44%
50%
35%


3
60%
65%
68%


4
65%
65%
68%

Стабильность показателей характеризует эффективность педагогического опыта, который непосредственно влияет на повышение качества образования в образовательной организации:

2012-2013 учебный год
2013-2014 учебный год
2014-2015 учебный год
2015-2016 учебный год


68%

72%

73%

74%


72%

70%

86%

87%


71%

70%

80%

82%


70%

81%

80%

82%


72%

77%

77%

82%


66%

85%

87%

82%


68%

77%

83%

80%

Наличие и рейтинг успешности участников фестивалей и т.п.
Уровень
Название конкурса, год
Результат

Международный уровень
Международная дистанционная олимпиада по английскому языку "Инфоурок" 2014 г-2015 г. (1 место)

Гельвих Егор,
Епифанова Полина,
Кочетова Елизавета,
Ахметдинова Диана,
Хасанова Юлия, Семёнова Лиза,
Евтушок Валерия


Интеллектуально-творческая олимпиада в рамках международного проекта "Нарисованный глагол" 2014г. (участие)
Дейнес Елизавета, Столбова Алиса, Калистратов Андрей, Епифанова Полина диплом Лауреата I степени


II Международный дистанционный конкурс по английскому языку "Маша и Медведь" 2014 г. (1 место)
Хасанова Юлия, Семёнова Лиза,
Евтушок Валерия


Международный творческий конкурс исследовательских проектов "Ступени знаний" 2 лауреата 2016 г.
Брушневкий Демид,
Уланова Дарья


Международный конкурс исследовательских проектов "Дебют в науке" (2016 г.)
2 участника
Брушневкий Демид,
Уланова Дарья

Всероссийский
Уровень

Заочный конкурс «Юный исследователь» в рамках X Российского Рождественского фестиваля 2013г, 2014 г, 2015г (Лауреаты I и II степени)
Хасанова Юлия ,Османов Осман, Иванова Карина,
Брушневский Демид, Уланова Дарья


Всероссийская олимпиада по английскому языку "Вот задачка" 2014г- 2015г (1 место)
Дейнес Елизавета, Столбова Алиса, Калистратов Андрей, Епифанова Полина,
Гельвих Егор,
Епифанова Полина,
Кочетова Елизавета,
Ахметдинова Диана

Региональный
уровень
Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив "ЛЕОНАРДО"
1 участник, 1 лауреат
2014 г
Оманов Осман,
Иванова Карина


Муниципальный уровень
Городская научная конференция «Шаг в будущее» 2014-2015 г
5 участников - 3 победителя
Османов Осман,
Иванова Карина,
Брушневский Демид

Эффективность и успешность внедрения педагогического проекта, распространение позитивных результатов педагогического проекта.
Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках городского профессионального сообщества учителей начальных классов в ассоциации «Мастерство +», федеральной инновационной площадки МБОУ «Прогимназия «Сообщество» - это серии плановых мероприятий по диссеминации деятельностных технологий, направленных на достижение новых образовательных результатов ФГОС:
участие в Федеральной экспериментальной площадки «Формирование нового типа ученика и учителя в организации урочной и внеурочной деятельности средствами ТРИЗ-технологии» (2014г.);
публикация в методическом сборнике педагогических находок «Прогимназии «Сообщество», по теме "Особенности углубленного курса "Звёздный английский" (2014г.);
участие в работе городского предметного сообщества учителей начальных классов в ассоциации «Мастерство +» по освоению «ТРИЗ–технологии»- мастер-класс по теме «Составление паспорта» (2014/2015г.); прием «Паспорт пи загадки об объектах» для систематизации объектов во внеурочной деятельности (2015-2016гг.).
Наличие призовых мест в профессиональных конкурсах:
- Диплом победителя Международного фестиваля «Педагогическое достижение". Разработка "Моё педагогическое портфолио" (сентябрь -2014);
- Диплом победителя Международного фестиваля работников образования "Презентация к уроку". Название презентации "Flower symbolism in the UK" (октябрь – 2014г.);
- Диплом победителя Международного фестиваля работников образования "Интегрированный урок". Разработка урока по теме "Starlight club ''This is my tree" в 3 классе" (октябрь – 2014г.);
- Диплом победителя II Международного креатив-фестиваля методических разработок "Созвездие". За активное участие в методических разработках по английскому языку (октябрь – 2014г.);
-Диплом победителя Международного творческого педагогического фестиваля "Педагогическое развитие". Номинация "Мой мастер- класс" (октябрь - 2014);
-Диплом победителя IV Международного фестиваля методических разработок, классных часов для педагогов. Название работы: "Разработка урока по теме "Food" в 3 классе" (октябрь - 2014);
-Диплом Лауреата Международного фестиваля работников образования "Педагогическое возрождение» в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа " (2015 г.).
Опыт инновационной деятельности отмечен различными грамотами, благодарностями:
- Благодарность Департамента образования и молодёжной политики города Нефтеюганска за активное участие в реализации программы «Шаг в будущее» (2013/2014/2015);
- Благодарственное письмо за успешное проведение IV Всероссийской олимпиады по английскому языку для 3-4 классов "Вот задачка» I тур (ноябрь - 2014);
- Благодарность автора проекта "Инфоурок» за активное участие в разработке проекта для учителей (октябрь - 2014);
- Благодарность за подготовку к участию в Международной дистанционной олимпиаде по английскому языку проекта "Инфоурок" учащихся, ставших победителями (ноябрь - 2014);
- Благодарность за подготовку лауреата Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив "Леонардо" (региональный этап, 2015 г.)
- Благодарственное письмо за организацию конкурса "Классная олимпиада" для 1-4 классов проводимого в рамках международного проекта "Smart planet" (2015-2016г.)
- Благодарственное письмо Евразийского экономического форума молодежи за подготовку участников в Международном конкурсе исследовательских проектов "Дебют в науке" (2016 г.)
- Благодарственное письмо Национальной образовательной программы; - "Интеллектуально - творческий потенциал России" за подготовку лауреатов Всероссийского заочного конкурса "Юный исследователь" (2014/2015/2016)
- Благодарственное письмо за подготовку лауреатов Международного творческого конкурса исследовательских проектов "Ступени знаний" (2016 г.)
Социальным эффектом проекта является сформированность метапредметных (УУД) и личностных результатов, необходимых ученику не только в учебе, но и в обычной жизни (сформированность мотивации к обучению и познанию, умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выстраивать диалог, решать проблемы анализировать различные жизненные ситуации).
Оценка риска.
Риски
Меры для их минимизации

Значительное возрастание нагрузки на педагога, по причине отсутствия в учебно-методическом комплексе заданий связанных с ТРИЗ- технологиями.
Создание методических рекомендаций и банков заданий

Возможность не восприятия (не полного восприятия) обучающихся данного подхода в случае, если только отдельные педагоги работают в ТРИЗ - технологии.
Поиск и привлечение единомышленников

Активность участия родителей в совместных мероприятиях
Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Также, с целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций для родителей

Утеря интереса детей к деятельности.
Для устранения данного риска в опыт включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны, как правило, представлены в игровой форме.

Преемственность.
В рамках преемственности, ежегодно между начальной школой и среднем звеном (МБОУ «СОШ № 2) проводятся круглые столы, где обсуждаются вопросы качества образования по предметам. Результаты аттестации обучающихся по предмету «Английский язык» подтверждают результаты, полученные в начальной школе (успеваемость-100%, качество 68%).
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект направлен на достижения новых образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных), учитывает возрастные, индивидуальные особенности детей, средствами практико-ориентированных форм урочной и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.









Литература.
1. Методическое пособие «Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла», Астана, 2013 г.
3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- Москва, 1991 г.
4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Ж. Иностранные языки в школе.200 0г. № 2, 3
5.Гин А.А. Приемы педагогической техники.- Вита-Пресс, 2001 г.
6.Горячев А. В., Иглина Н. И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2 – 4 классы). – М.: Баласс, 2010 г.

Ресурсы интернета:
1.Фестиваль педагогических идей http://festival.lseptember. ru/
2.Газета «Первое сентября» http://ps.lseptember. ru/newspaper.php
3. Сайт « Образование для новой эры» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Анатолий Гин, Сергей Фаер, Ирина Андржеевская.









Достижение результата - действовать по-разному!




   Заголовок 1мђ Заголовок 215