Представление опыта работы на тему Развитие активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе с использованием технологии проблемно-диалогического обучения»


Описание опыта работы
Слайд 1
Защита методической идеи
«Развитие активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе с использованием технологии проблемно-диалогического обучения»
1. Тема педагогической проблемы
Я работаю над педагогической проблемой «Развитие активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе с использованием технологии проблемно-диалогического обучения».
Одним из дидактических принципов деятельностного обучения является принцип деятельности, суть которого заключается в том что ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (он становится субъектом). Реализовать данный принцип не возможно без использования технологии проблемного обучения. Проблемно-диалогическая технология принципиально меняет роль учащихся на уроке. Теперь ученик – не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Школьник активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Слайд 2 Причины возникновения проблемного обучения
2.Наличие актуальности проблемы:
В чем его актуальность?
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д. Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.  Развить  учащихся  - это задача моей работы. Поэтому в обучении применяю технологию проблемно-диалогического обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно такого творческого человека.
3. Ведущая идея педагогического опыта Я хочу поделиться опытом работы над технологией проблемного диалога. Слайд 3

Цель моей идеи:
- учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;
- создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;
- формирование интереса к образованию;
- создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;
- создание ситуации комфортности на уроке;
- развитие личности ребенка;
- развитие речи учащихся;
- развитие умения применять приобретённые знания.
Слайд4 Сформировать личностные, метапредметные и предметные компетенци у учащихся.
При использовании проблемно-диалогической технологии ставлю перед собой следующие задачи:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- обучение умению ориентироваться в информационном пространстве;
-учить критически мыслить;
-интегрировать знания из различных областей наук;
-самостоятельно конструировать свои знания
-развитие способности принимать самостоятельные решения в сложных жизненных ситуациях.
Слайд 5
4. Реализация технологии проблемного обучения на уроках
Что же такое технология проблемно-диалогического обучения?
Проблемно – диалогическое обучение – это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.

Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний. Слайд6Структура проблемного урока
Цель урока Этапы урока Деятельность учащихся
ЗНАНИЯ I. Создание проблемной ситуации Формулирование вопроса: «Почему не получается?»
II. Постановка учебной задачи Формулирование темы урока и его задачи
III. Поиск решения Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез
IV. Выражение решения Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.
V. Реализация продукта Представление продукта учителю и классу.
Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.
Основными условиями использования проблемных ситуаций являются:
Со стороны учащихся: Слайд7уметь определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач: «это я уже умею и знаю», «этого я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться»;
умение задавать вопросы;
умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
активная поисковая деятельность: умение строить гипотезы.
Со стороны учителя: Слайд8
Умение учить умному незнанию – это значит формировать у учащихся действия оценки, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает.
Умение учить умному спрашиванию: Но нам мало того, чтобы дети умели фиксировать границу своего знания и незнания. Нашей заветной целью является не отказ от действия в ситуации недоопределенности, а смелый выход за пределы своих знаний и поиск неизвестного. «Я знаю, что я этого не знаю. Известным мне способом новая задача не решается» – такова формула первого этапа формирования учебного действия. «Я этого не знаю, но могу узнать, если спрошу у учителя» – такова формула второго этапа формирования учебной самооценки.
Умение учить строить гипотезы (о том как решать сегодняшнюю задачу). Здесь вожно для учителя умение слушать ребят, и принимать различные гипотезы, предлагаемые детьми
Гипотезы на будущее Нередко ребенок высказывает догадку, опережая класс на несколько дней
Умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
Опыт показывает, что имеется свыше 20 классификаций проблемных ситуаций Слайд9
Возникает вопрос: как создать проблемную ситуацию на уроке?
Проблемная ситуация, действительно считаю возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».
Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти. Слайд10Предлагаются следующие варианты:
Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.
Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.
Но бывают случаи, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?
Применить третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль
. И можно применить четвертый вариант: Усмотрение проблемы самими учащимися на основе представленных учителем неупорядоченных знаний
Следовательно, я вывожу учеников из проблемной ситуации на  проблемный диалог Слайд 11
побуждающий диалог («экскаватор»). Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.
Следующий прием выхода из проблемной ситуации – подводящий диалог («локомотив Сравнительная характеристика диалогов Слайд12
  Побуждающий Подводящий
Структура отдельные вопросы и побудительные предложения,подталкивающие мысль ученика система посильных ученику вопросов заданий,подводящих его к открытию мысли
Признаки – мысль ученика делает скачок к неизвестному– переживание учеником чувства риска– возможны неожиданные ответы учеников– прекращается с появлением нужной мысли ученика – пошаговое, жесткое ведение мысли ученика– переживание учеником удивления от открытия в конце диалога– почти не возможны неожиданные ответы учеников– не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение
Результат развитие творческих способностей развитие логического мышления
С помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:
Ученик учится: Слайд13
Приобретать знания самостоятельно
Использовать их для решения новых познавательных и практических задач
Овладевать практическими умениями исследовательской работы, собирает необходимую информацию
Учится анализировать факты, делает выводы и заключения
Приобретает коммуникативные навыки и умения
Технология проблемно- диалогического обучения является Слайд14
Результативной
Обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
ЗдоровьесберегающейПозволяет снижать нервно-психологические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний;
Общепедагогической
Реализуется на любом предметном содержании и в любой образовательной ступени
В чем преимущество этого опыта: Слайд15
Умение добывать знания
Воспитывать самостоятельность
Здоровьесберегающий характер
Развитие личности ребенка
Высокий уровень обученностиВысокая мотивация
Творческая деятельность ученика и учителя
Делает работу на уроках интересной
Основные выводы :Слайд 16
1. Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.
2. Технология проблемно-диалогического обучения является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.
3. Технология проблемно-диалогического обучения является общепредметной, т. е. реализуемой на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
4. Метапредметные технологии, включённые в предметное преподавание, преобразуют сами учебные предметы и педагогический стиль, позволяют организовывать обучающее познание в соответствии с логикой научного познания, реализовывать мыследеятельностный тип интеграции учебного материала.