Доклад на педагогический совет по теме: Особенности формирования функциональной грамотности обучающихся.


Особенности формирования функциональной грамотности обучающихся.
Подготовила: Данкенова Айгуль Хамзатовна,
учитель казахского языка и литературы
средней школы №17 отдела образования акимата города КостанаяДиректор школы: Шарипов Аркабай СабыржановичВ Послании Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства» большое внимание уделяется вопросам сферы образования. «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией» отмечено в Послании.
Внедрение современных методов и технологии, повышения качества образования является гарантией развития Казахстана.
Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.
Одним из показателей успешности вхождение в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Формирование функциональной грамотности это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.
Вопрос функциональной грамотности учащихся и всего подрастающего поколения также отражено в Послании Президента: «необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Функциональная грамотность учащихся - это определенный уровень образованности обучающихся на уровне среднего образования, выражающий степень овладения обучающимися ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами.
Формирование функциональной грамотности у обучающихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.
Формирование функциональной грамотности обучающихся в современной образовательной системе может быть решена в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета.
Функциональная грамотность обучающихся по предметам - это уровень образованности учащихся, выражающий степень овладения ими ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по предметам среднего образования, позволяющий эффективно действовать в учебной и вне учебной деятельности.
Согласно АА. Леонтьеву “функциональная грамотность” - “способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений”.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
Ряд исследований показывают, что у обучающихся недостаточно развита устная и письменная речь, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность в сфере коммуникации. В представлении о функциональной грамотности особое место занимает деятельностная грамотность, т.е. способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию и реализовывать простейшие виды деятельности в ситуации неопределенности.
Формирование функциональной грамотности в сфере коммуникации у обучающихся предполагает:
рассмотрение ее в рамках целостного процесса формирования ключевой коммуникативной компетенции;
выявление возможностей предметов в содействии развитию функциональной грамотности в сфере коммуникации;
учет коммуникативных трудностей обучащихся в процессе формирования функциональной грамотности;
проведение оценки формирования функциональной грамотности с учетом самооценки обучащимися личного опыта общения и коммуникации.
Для каждого уровня образования можно определить минимально доступный уровень образованности. По окончании уровня начального образования предполагается, что ученик должен достичь уровня элементарной грамотности, основного среднего образования – функциональной грамотности, общего среднего образования – компетентности.
Компетенция - способности индивида справляться с самыми различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для реализации конкретной деятельности.
В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:
учебно-познавательная компетенция это готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии и самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания;
предметная компетенция - способность реализации обучающимися различных знаний, умений и навыков в области предмета и применение этих знаний на практике и в дальнейшем образовании;
ценностно-смысловая компетенция - готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
общекультурная компетенция - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени;
информационная компетенция - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
коммуникативная компетенция - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе и в коллективе. Учащийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.;
социально-трудовая компетенция - владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении;личностная (самосовершенствование) компетенция - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Ключевые компетенции являются способностями метапредметного характера, определяющими готовность обучающихся к интеграции познавательных и практических умений и навыков для принятия успешных решений, не противоречащих нравственным и этическим нормам. Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области.
Уровень подготовки учащихся определяется по сформированности их функциональной грамотности, проявляющейся в овладении ими управленческой, информационной, коммуникативной, социальной, личностной, гражданской, технологической компетенциями, и по овладению предметной компетенцией.
Предметная компетенция как освоенные специфические знания, умения, навыки в рамках учебного предмета отражаются в знаниях и компетентностной подготовке обучающихся по освоению базового содержания общего среднего образования. Предметная компетенция обеспечивает общеучебные умения отличать факты от домыслов, применять измерительные навыки и использовать вероятностные, статистические и иные методы познания, эффективно планировать и организовывать образовательную деятельность, владеть способами анализа и рефлексии деятельности по освоению знаний на основе требований соответствующей функциональной грамотности, понимать научную картину мира, вести поисково-исследовательскую деятельность.
Кроме ключевых компетенций, в рамках отдельных предметных областей выделяются предметные компетенции: освоенные специфические знания, умения, навыки в рамках учебного предмета .ГОСО ориентирован на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность.
Результаты сформированности личностной компетенции :
способность ориентироваться в окружающем мире, объективно оценивать ситуации с позиции сформированных ценностей;
умение выстраивать траекторию индивидуального развития и планировать свои действия по ее реализации;
умение находить оптимальные пути решения возникших проблем и обсуждать их с окружающими людьми;
способность объективно оценивать свои действия и их результаты, стремление к самосовершенствованию;
умение ориентироваться на общечеловеческие и национальные ценности в оценке поведения человека;
стремление развивать свои положительные личностные качества, лидерские способности;
проявление чувства собственного достоинства, достоинства гражданина своей страны;
умение создать эмоционально положительный микроклимат в социальном окружении с позиции этических норм поведения;
проявление логической обоснованности действий и поступков ;
осознанное выполнение разных социальных ролей соответственно возрасту;
соблюдение правил сохранения собственной безопасности;
ведение и пропаганда здорового образа жизни ;
участие в проектно-исследовательской деятельности в процессе познания основ наук и дополнительного развития;
активное участие в физическом саморазвитии;
проявление интереса к видам искусства и сферам науки.
Результаты сформированности гражданской компетенции :
способность адекватно воспринимать происходящие события в стране, осознавать свою роль в коллективе на основе высших этических ценностей, гражданственности и патриотизма;
умение выбирать социально-значимые установки для своих действий и поступков,
знание и соблюдение Конституции Республики Казахстан, законов и правопорядка;
знание государственных символов и государственного языка;
проявление активной гражданской позиции, высоких патриотических чувств, готовности к служению своей Родине и защите ее интересов в пределах своих возрастных возможностей и социальных отношений;
умение адекватно воспринимать происходящие социальные события, проявление бдительности в разнообразных жизненных ситуациях с позиции защиты интересов общества;
проявление интереса к политической системе.
Результаты сформированности социальной компетенции :
владение знаниями в областях общественной деятельности, социально-трудовой сферы, семейных отношений и обязанностей в вопросах экономики и права;
владение углубленным и расширенным объемом знаний и практическими навыками в области предпрофильной подготовки;
умение применять социальные знания при решении стандартных проблем в сфере общественных отношений;
владение знаниями о достижениях общечеловеческой культуры и особенностях национальной культуры, этнокультурных явлениях и традициях в обществе, культурологических основах личной, семейной и социальной жизни;
уважение к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана;
владение государственным языком и осознанное позитивное отношение к использованию государственного языка как средства общения в Казахстане;
владение русским языком как средством познания, саморазвития, культурного обмена, получения информации о достижениях научно-технического прогресса и английским и другими иностранными языками как средством установления межкультурных связей с другими странами и получения информации;
стремление беречь и приумножать природу родного края, своей страны, проявление активной позиции в охране окружающей среды;
проявление высокой культуры человеческого общения, соблюдение этических норм;
соблюдение этики поведения в семье, уважение к старшему поколению и заботе о младших, проявление доброты и чуткости к членам семьи и окружающим людям, заботы о них;
умение адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным явлениям;
проявление нетерпимости к деструктивным воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера.
Результаты сформированности управленческой компетенции :
умение принять решение в различных жизненных ситуациях и обосновать выбранный способ решения в сравнении с возможными альтернативными;
логическое видение базовых взаимосвязей, множественности отношений, осмысление сложных ситуаций, использование знаний в практической деятельности, творческой переработке полученной информации;
проявление способности к аналитическому и инновационному мышлению и активное участие в проектно- исследовательской деятельности;
умение определять цель (ожидаемый результат) деятельности и подбирать тактические действия для достижения поставленной цели;
умение создавать и внедрять творческие подходы.
Результаты сформированности информационной компетенции :
владение навыками работы с различными устройствами информации (электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и справочники, Интернет-ресурсы);
умение самостоятельно получать, анализировать, обрабатывать, синтезировать, преобразовывать, использовать, сохранять и передавать информацию;
владение способами актуализировать полученную информацию с помощью информационных технологий для дальнейшего самообразования;
умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения учебных задач по разным предметам (on-line, дистанционное обучение, e-learning).
Основная задача общеобразовательной школы – это создание всех возможностей и обеспечение условий, чтобы ученики овладевали новыми знаниями, обретали новые навыки и могли эффективно использовать знания и технологии в повседневной жизни.
Цель образования в условиях компетентностного подхода – формирование личности, способной самостоятельно решать разнообразные проблемы, используя имеющиеся у нее знания и умения, т.е. компетентной личности. Компетентностный подход даёт возможность усилить личностную ориентацию содержания образования и сделать его более практико-ориентированным. В связи с этим в рамках компетентностного подхода основным является не просто обогащение объёмом знаний, а расширение и обогащение индивидуальных способов действия и средств деятельности, а также поведенческих операций в нестандартных ситуациях, т.е. приобретение разностороннего опыта деятельности.
Тем самым из концепции развития универсальных учебных действий вытекает, что важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение обучающимися умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Естественно, эти качества достигаются путем сознательного и активного присвоения обучающимся социального опыта. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся. Выделяют четыре блока основных видов универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные, формирование которых возможно в ходе образовательного процесса, при условии владения педагогом методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель – ученик», «ученик – ученик») и внедрения соответствующих психолого-педагогических технологий.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющими функциональной грамотности являются умения(ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены обучающимися при условиях, если обучение носит деятельностный характер; учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса; используются продуктивные формы групповой работы.В этом вопросе важную роль играет профессиональная компетентность учителя.
Профессиональная компетентность учителя в формировании функциональной грамотности обучающихся характеризуется как интеграция педагогических знаний, умений, профессионально значимых личностных качеств на достижение социально-педагогических результатов по формированию информационной, проблемной, коммуникативной и организационной компетенций выпускников школы. Особенно компетенции в решении жизненных проблем, необходимых для адаптации и полноценного функционирования в современном обществе. Структура профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся включает следующие компетенции: предметно-методологическая, психолого-педагогическая, компетенция в области валеологии образовательного процесса, коммуникативная, компетенция в области управления качеством образовательной системы «учитель-ученик». Работа учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся, должна включать следующие этапы: целеполагания, планирования, прогнозирования, реализации, коррекции, рефлексии.
Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности обучающихся педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии. Среди них можно выделить следующие виды деятельности и технологии:
проблемно-диалогическая технология – это освоение новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
технология формирования правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
технология проектной деятельности - обеспечивает условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных моделей и плакатов, организация и проведение конкурсов, викторин, мини-исследований и др., предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов);
уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик - это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя - помочь учащемуся принять и выполнить принятое им решение;
информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Следовательно, ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а работа учителя на каждом уроке и образовательные технологии, которые выбирает учитель, формируют функциональную грамотность обучающихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема формирования его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Для эффективного формирования функциональной грамотности применимы коммуникативные, творческие и игровые методы: дискуссии, дебаты, проекты, упражнения и индивидуальные задания, алгоритмы, игровые задания.
Можно выделить четыре уровня функциональной грамотности обучающихся : недопустимый, допустимый, достаточный и высокий. Мониторинг функциональной грамотности учащихся - это систематическое, непрерывное отслеживание качества функциональной грамотности учащихся на промежуточном этапе урока и образовательного процесса в целом. Оценка качества функциональной грамотности учащихся – это результат выражения ценностного отношения субъектов образовательного процесса к качеству знаний, умений учащихся и характеру их ценностным отношений.
При компетентностном подходе к оценке результатов обучения в понятие «функциональная грамотность» вкладывается следующий смысл:
читательская грамотность — способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;
математическая грамотность — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
естественнонаучная грамотность — способность использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. В соответствии с основными компетенциям можно выделить три группы заданий. Эти группы можно подвести под условные рубрики, названия которых, если их формулировать на доступном школьникам языке, содержат побудительный и мотивирующий смысл для ученика.
Например, первая группа заданий соответствуют методам научного познания, то есть способам получения научных знаний. В таких заданиях ученику нужно найти способы установления каких-то фактов, измерить физическую величину, наметить план исследования предлагаемой проблемы.
Вторая группа заданий соответствуют заданиям, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов. Эти умения базируются не только на определённом объёме научных знаний, но и на способности оперировать моделями явлений, на языке которых, как правило, и даётся объяснение или описание.
Третья группа заданий соответствуют заданиям, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм и словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование и обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций, к оценкам и т.д. Эти умения не совпадают, как может показаться, с умениями объяснять явления, поскольку в большей степени опираются на формальные, логические действия.
Учебная деятельность по преимуществу должна иметь продуктивный (в отличие от репродуктивного) характер и включать в себя следующие виды деятельности: объяснение и описание ;
использование и построение моделей ;
прогнозирование изменений;
формулирование выводов на основе имеющихся данных;
анализ этих выводов и оценка их достоверности;
выдвижение гипотез и определение способов их проверки;
формулирование цели исследования;
построение плана исследования;
дискуссия .
Соответственно и материал урока должен быть основой для организации такой деятельности и постановки учебных заданий, формирующих компетентности естественнонаучной грамотности. Следовательно, условно содержание урока можно подвергнуть своеобразному тесту. Такой тест должен определить содержание урока, а именно выявить предлагаются ли на уроке способы (формулы, модели, алгоритмы), которые можно использовать для решения круга учебных задач, соответствующих перечисленным выше видам деятельности.
Такой тест должен содержать не один урок, а систему уроков, соответствующих, например, разделу курса, но содержание почти каждого урока должно утвердительно отвечать хотя бы на один из вопросов этого условного теста.
Отсюда вытекают требования и к компетентностям учителя, если он ставит задачу формирования функциональной грамотности обучающихся:
учитель сам должен обладать компетентностями. Только тогда учитель сможет целенаправленно использовать задания в учебном процессе и тем более самостоятельно разрабатывать такие задания;
учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся. А это требует педагогической компетентностей.
Характеристиками уровневых показателей функциональной грамотности обучающихся являются:
целепологание:
осознание учеником потребности и способности к самореализации;
возникновение учебно-познавательного интереса;
владение приемами самостоятельной работы;
осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;
планирование:
способность ориентироваться в условиях задачи;
выделение алгоритма поиска необходимой информации;
принятие решения:
выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи;
анализ планов деятельности;
выполнение:
умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком.
оценка результатов:
1.самооценка достигнутых общеучебных умений и навыков; самоанализ.
Полученный результат является для учителя основной для проектирования разноуровневых индивидуальных домашних заданий для обеспечения адекватных форм подачи нового материала, для выбора формы вопросов и заданий при отработке и усвоении учебного материала.
Для обучающихся такой самоанализ является основой для осознанной работы по преодолению пробелов по предмету, для повышения уровня учебных достижений.
Обучающиеся самостоятельно формулирует новые познавательные цели; цели выходят за пределы требований программы. Учебная деятельность приобретает форму активного исследования, активность направлена на содержание способов действия и их применение в различных условиях.
Обучающийся самостоятельно (без вспомогательных вопросов-подсказок) – находит принцип решения представленной задачи и действует в соответствии с этим принципом.
Этапы формирование ключевых компетенций у обучающихся в процессе учебной деятельности:
Этапы учебной деятельностиКлючевые компетенцииЭмоционально -
мотивационныйЭмоционально – психологические компетенции:
учение с интересом;
доверие педагогам;
умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях.
Организационно –
деятельностныйРегулятивные компетенции:
определение целей учебной деятельности;
ответственность за результаты учебы;
концентрация на учебе;
умение делать заключительные выводы.
Этап эмпирическогомоделированияСоциальные компетенции:
проявление терпимости к другим мнениям и позициям;
оказание помощи другим учащимся;
умение сотрудничать с другими учащимися;
умение работать в группе.
Этап теоретическогомоделированияУчебно – познавательные компетенции:
умение учиться;
умение отыскивать причины явлений;
самостоятельное выявление допущенных ошибок;
самостоятельное выполнение домашнего задания.
ТворческийэтапТворческие компетенции:
умение принимать решения в различных ситуациях;
умение заявлять о своих потребностях и интересах;
умение находить другие источники информации;
способность генерировать другие способы решения проблемы.
Контроль и оценка
(совершенствованиемодели)
Компетенции самосовершенствования:
применять знания и умения на практике;
умение извлекать пользу из полученного опыта;
навыки самоконтроля и саморазвития;
желание учиться и самосовершенствоваться дальше.
Одним из методов формирования функциональной грамотности является эксперимент, который позволяет решать исследовательские и коммуникативные задачи, формирует умение анализировать различные ситуации в учебном процессе . Использование на уроках виртуальной лаборатории значительно повышает интерес к предмету, способствует освоению компьютерных технологий.
Другой метод – метод проектов. По своей дидактической сущности нацелен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Использование игровых технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры) – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Также формированию функциональной грамотности способствует проблемное обучение. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.
Среди методов также важным является работа с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. На уроках мы работаем с текстами разных видов и жанров, такими как научные тексты, биографии, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, географические карты и т.п.
Очень часто используемый прием – это кластер, выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление. Эти методы формируют умение сворачивать и разворачивать полученные знания в зависимости от жизненной ситуации.
Характеристика уровневых показателей функциональной грамотности ученика.
Этапы Критерии Уровни
низкий средний высокий
I.ЦелепологаниеОсознание учеником потребности и способности к самореализации.Возникновение учебно-познавательного интересаВладение приемами самостоятельной работыВыделение алгоритма в наборе понятий, терминов.Осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков. Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, ученик быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает, что именно надо делать. Может принимать лишь простейшие (не предполагающих промежуточных целей) требования. Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи. Самостоятельно формулирует новые познавательные цели без какой-либо стимуляции извне; цели выходят за пределы требований программы. По собственной инициативе выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования, активность направлена на содержание способов действия и их применение в различных условиях.
II.ПланированиеСпособность ориентироваться в условиях задачи.Выделение алгоритма поиска необходимой информации Ученик действует путем "проб и ошибок" при решении задач; нередко затрудняется в постановке вопросов к любому заданию. Построение замысла отсутствует. Все это указывает на манипулятивный способ планирования. Этому ученику часто требуется опора на реальные предметы для построения замысла; находит общий принцип решения и соответствующий ему оптимальный способ действия с помощью учителя. Процесс решения представленной задачи у такого ученика делятся четко на исследовательскую и исполнительскую стадии. Реализация замысла осуществляется детьми практически безошибочно. Этому способствуют предварительные поиски условий построения оптимального способа, которые завершаются выделением принципа и нахождением способа построения рациональной последовательности кодов.
III. Принятие решения Выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи.Анализ планов деятельности. Ученик выделяет чисто внешние, несущественные признаки в условиях задачи, что свидетельствует о непонимании содержания задачи; не умеет рассуждать и действовать логично; трудно найти самостоятельно даже эмпирический способ решения задач, что свидетельствует о наличии лишь зачатков элементарного анализа. Ученик не может сразу самостоятельно найти принцип решения задачи. Для этого ему требуется либо наводящий вопрос учителя направляющий на поиск не любого, а оптимального способа решения, либо изменения способа решения в очередной однотипной задачи.Ученик самостоятельно (без вспомогательных вопросов-подсказок) – находит принцип решения представленной задачи и действует в соответствии с этим принципом. Поисково-исследовательская активность у такого учащегося протекает преимущественно в умственном плане.
IV.ВыполнениеУмение работать с текстом, рисунком, схемой, графиком, составлять опорный конспект; усваивать образцы общих способов действий. Ученик не способен выполнять учебные действия как таковые, а лишь может овладеть способами его применения по образцу. Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения (имеет место большая степень самостоятельности) Позиция ученика характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиска новых средств для ее решения.
V.Оценка результатов Самооценка достигнутых общеучебных умений и навыков; самоанализ. Ученик не умеет, не пытается, и не испытывает потребности в оценки своих действий ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя. Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи; пытается оценить свои возможности в решении новых задач. Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможные изменение известных ему способов действия.
На таких уроках, как сами ребята, так и учителя могут с помощью карт самоконтроля определить свой уровень владения интеллектуальными, организационными и коммуникативными навыками, обозначая, таким образом; свои преимущества и недостатки как истинных субъектов учебного процесса. Тогда выстроив график, станет понятно: “Какие промахи и неудачи в учебном процессе, можно исправить с помощью тренировочных упражнений”. В результате самодиагностики выявляются “западающие” и недостаточно сформированные учебные навыки и умения на каждом этапе формирования функциональной грамотности. Для учителя эта информация является основной для проектирования разноуровневых индивидуальных домашних заданий для обеспечения адекватных форм подачи нового материала, для выбора формы вопросов и заданий при отработке и усвоении учебного материала. Для учеников самоанализ является основой для осознанной работы по преодолению учебных неудач, для повышения уровня учебного успехаю.