Доклад Формирование функциональной грамотности студентов через технологию проблемно-диалогического обучения


Формирование функциональной грамотности студентов
через технологию проблемно-диалогического обучения.
Подкалюк Л.Н.
Ребенок не хочет брать готовые знания
и будет избегать того,
кто силой вдалбливает их ему в голову.
Но зато он охотно пойдет за своим наставником
искать эти самые знания и овладевать ими.
Шалва АмонашвилиНа сегодняшний день образовательная система Республики Казахстан претерпевает изменения, в которые вовлечены все ее структурные звенья и элементы. Происходит это по причине связанной со стремлением Казахстана сблизиться с мировой практикой и успешной адаптацией наших выпускников к современным рыночным условиям. Эти тенденции касаются и системы ТиПО, что нашло отражение в Законе РК «О внесении изменении и дополнений в Закон РК «Об образовании»», в программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг. и других основополагающих нормативных документах. Для этого и необходимо уже сегодня формировать базовые и ключевые компетентности современного молодого человека как основу функциональной грамотности.
Функциональная грамотность будущего профессионала заключается в уровне его образованности, дающей возможность, на основе практико-ориентированных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Структура функциональной грамотности студентов педагогических колледжей включает в себя следующее: прикладные знания (когнитивные), предметно-репродуктивные и продуктивные умения и навыки (деятельностные), личностные качества, профессионально-педагогические умения и навыки. К основным признакам функциональной грамотности относится овладение базовыми и ключевыми компетенция. Под ключевыми - понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе. Под базовыми - понимаются компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности. Компетентность - это наиболее высокий уровень грамотности, позволяющий решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе усвоенных теоретических знаний. Иными словами, компетентность - это способность применять эти знания в практической деятельности, самостоятельно вырабатывать на базе таких знаний практические умения.
Уровень компетентности выпускника дошкольного отделения педагогического колледжа определяет, прежде всего:
- общекультурная компетентность – уровень образованности, достаточный для творческой, деятельностной самореализации личности, обеспечивающий ориентацию в культурных ценностях своей страны, региона, «малой Родины»;
- профессиональная компетентность – уровень знаний основ общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; знаний дошкольной педагогики и психологии; знаний частных методик; знаний современных педагогических технологий продуктивного обучения; знаний основ экологии, экономики, социологии;
-методологическая компетентность – уровень образования, достаточный для самостоятельного решения задач требующих научно-исследовательского подхода;
- информационная компетентность – овладение приемами отбора и классификации информации, дополненное компьютерной грамотностью;
- коммуникативная компетентность - уровень вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему;
- правовая компетентность - знание приоритетных направлений развития образовательной системы Республики Казахстан; законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность; Конвенции о правах ребенка; трудового законодательства, правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, правил по охране труда и пожарной безопасности; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
- психологическая компетентность - эмпатийность и толерантность в общении с миром дошкольников;
Выше перечисленными компетентностями (повышенным уровнем образованности) выпускники педагогических колледжей овладевают в процессе обучения, который строится на современных инновационных технологиях. Одной из таких технологий является технология проблемно - диалогового обучения. Необходимость включения в работу этой технологии возникла в связи с тем, что в современном обществе содержание понятия «общение» претерпело изменения. Молодые люди не умеют взаимодействовать друг с другом средствами устной речи, а отдают предпочтение письменной, очень сжатой речи. Это, в свою очередь, произошло в связи с появлением новых технологий: компьютеров, Интернета, телефонов. Диалоговая речь стала носить вопросно–ответный характер, а не межличностный. Студентам педагогических специальностей, в силу специфики профессии: постоянное выстраивание диалога со своими воспитанниками, просто необходимо владеть всеми видами речи, особенно диалоговой, для выстраивания полноценных взаимоотношений. Поэтому использование данной педагогической технологии в непосредственной педагогической деятельности очень актуальна.
Что же включает в себя данная технология? Это совокупность двух технологий обучения: проблемное и диалоговое.
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов преподавателя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Чтобы вам было понятно данное выражение, приведу пример с урока психологии, обобщая тему «Познавательные процессы» предложила учащимся проблему: «Как будет происходить познавательное развитие человека при отсутствии восприятия?». Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от педагога требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Знакомство с технологией диалогового обучения необходимо начать с определения слова «диалог». В «Современном словаре иностранных слов» слово «диалог» трактуется как разговор между двумя или несколькими лицами, как переговоры, как свободный обмен мнениями между представителями двух сторон, как жанр философского или литературного произведения, написанного в форме беседы. В педагогической науке понятие «диалог» определяется как сложный, многофункциональный, социально-психологический феномен, который пронизывает все жизненное пространство человека, как на психофизическом уровне, так и на уровне социальных отношений между людьми. Д.В. Майборода отмечает, что посредством этого информативного и индивидуального взаимодействия происходит понимание. История развития исследований в области диалогического взаимодействия в образовании связана с именами ведущих философов и педагогов, таких как Сократ, М. Бубер, Х. Гадамер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер и других.
Важнейшими компонентами диалоговой технологии являются проблемность, общение, сотрудничество. На их основе организуются разнохарактерная и разноуровневая деятельность учащихся, групповое решение комплексных проблем, активное общение. Это способствует саморазвитию и самореализации учащихся, формированию коммуникативной компетентности и культуры. В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему. Например, чтобы вызвать диалоговую активность на этапе изучения новой темы по психологии, предлагаю дискуссию «Есть ли необходимость в изучении психологии как науки будущим педагогам дошкольного образования?»
Проблемно-диалоговое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного педагогом диалога.
Занятия организую таким образом, что знания приобретаются в результате вовлечения учащихся в диалог: говорения, обсуждения и аргументации, дискуссию. Для этого использую следующие методы проблемно-диалоговой технологии. На этапе проверки использую метод «Горячий стул», где обучающийся отвечает на вопросы своих сокурсников по предыдущей теме. В этом методе мы можем наблюдать и постановку проблемы (учащиеся самостоятельно заранее формулируют вопросы по теме) и диалог; «Творческое задание» предполагается предварительное деление группы учащихся на подгруппы для выполнения домашнего задания. Такой метод помогает учащимся приложить все усилия для получения согласованного результата, быть вовлеченными в процесс «обмена мыслями» через непосредственный диалог друг с другом; «Круг вопросов и ответов», где учащиеся в диалоге друг с другом, определяют уровень знаний материала партнером. И ряд других методов и стратегий.
На этапе вызова использую - побуждающий диалог. В основе его лежит проблемные ситуации, помогающий определить вид деятельности, цель, тему или основной вопрос темы. Для этого использую следующие приемы: определить тему по просмотренному видео ролику, по представленным фотографиям или рисункам детей; составить тему по предложенным фразам, пословицам и поговоркам, отгадай загадку и получи тему; прием «Актуальность», т.е. работа с эпиграфом, высказываниями, утверждениями, подводящими к изучению темы. Данные приемы учат делать умозаключения, активизируют и развивают логическое мышление учащихся, создают благоприятную эмоциональную и интеллектуальную атмосферу, стимулируют ситуацию интереса к проблеме. Самое главное на этом этапе принимать любое предположение, даже ошибочное и нацелить на подтверждение его или опровержения в процессе занятия. Важно, чтобы студенты не только
На основном этапе лекционных и практических занятий работу организовываю с помощью таких приемов как «Лекция с остановками», во время которой учащиеся получат установку на работу с аудио и видео материалом, во время работы перед ними стоит цель не только увидеть и услышать, но из этой информации зафиксировать; «Работа с мини - лекцией», в процессе такой работы учащиеся самостоятельно обсуждают друг с другом информацию и делают выводы, а так же адекватно воспроизводят текстовый учебный материал, учатся давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения. При работе в подгруппах использую такие приемы как «Корзина идей», «Кейс», «Карусель» и другие. Данные приемы направленны на развитие диалогической беседы, в которой учащиеся является равноправными партнерами. Во время работы каждая подгруппа имеет общую проблему, создают совместное ее понимание, обсуждают и оценивают идеи друг друга. Они дают объективную словесную оценку своей деятельности и деятельности товарищей. Когда учащиеся работают, то обоснование их идей становится явным следствием диалога. Данная форма работы чаще использую на практических занятиях.
Каждая из представленных форм работы вовлекает учащихся в совместный разговор с преподавателем, со своими сокурсниками. Я заметила, что это способствует их эмоциональному, психологическому раскрепощению, снятию тревожного напряжения, а самое главное развивает их учебную самостоятельность и связную речь.
На этапе рефлексии каждый имел возможность высказать свое мнение при использовании приемов «Синквейна», «Хок Ку», «Толстый – тонкий вопрос», «6 шляп» как вербально, так и не вербально.
В заключении хочется сказать, что проблемно - диалоговое обучение носит не только познавательный характер и позволяет учащимся усваивать новые знания, но и имеет практико - ориентированную направленность: развитие диалогической и монологической речи будущих педагогов дошкольного образования.
Таким образом, проблемно - диалоговое обучение выступает сегодня не просто как организация педагогического процесса, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.
739140887095Профессионально- педагогические навыки и умения
Личностные качества
Предмет-ные на-
выки и
умения
ки и умения
Знания
Деятельностный
компонент
Личностный компонент
Когнитивный компонент
Профессионально-
педагогический компонент
00Профессионально- педагогические навыки и умения
Личностные качества
Предмет-ные на-
выки и
умения
ки и умения
Знания
Деятельностный
компонент
Личностный компонент
Когнитивный компонент
Профессионально-
педагогический компонент
\s
Рис. 2. Структура функциональной грамотности студентов педагогического вуза