Доклад на тему Развитие функциональной грамотности у учащихся через чтение и письмо


Доклад Тема: Развитие функциональной грамотности у учащихся через чтение и письмо. 
Вся образовательная система нашей Республики стоит на пороге перехода на 12-летнее образование. Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. С этой целью в июне 2012 года №832 Постановлением Правительства РК утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников.  В этой связи, уроки и внеурочные занятия, проводимые учителями в нашей школе, тоже имеют точки соприкосновения с жизнью.  Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».  Что же такое «функциональная грамотность»?( слайд 1) Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, т.е. это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. (слайд 2) В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.   Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. 
Формы функциональной грамотности(слайд 3)
-общая грамотность
-компьютерная грамотность
-информационная грамотность
-коммуникативная грамотность
-грамотность при овладении иностранными языками
-бытовая грамотность
-грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях
-общественно-политическая грамотность.
Компетенции функциональной грамотности: (слайд 4)
-способность выбирать и использовать различные технологии.
-способность видеть проблемы и искать пути их решения.
-способность учиться всю жизнь.
Компонентами функциональной грамотности являются: ( слайд 5 )
-знания сведений, правил, принципов : усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку ; применять правила личной безопасности в жизни;
-готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира ; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов ; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов. (слайд 6)
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. 
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. 
В 50-60 гг ХХ века (слайд 7) американский психолог Бенжамин Блум разработал таксономию категорий усвоения и классификацию целей обучения, согласно которой процесс обучения начинается на уровне знаний- запоминания и воспроизведения фактов,. Далее происходит понимание – усвоение полученной информации: её связь с ранее полученной информацией, обобщение, перефразирование. Применение и использование новых идей в специфических ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять полученную информацию. При анализе происходит сравнение, проверка, необходимых для синтеза идей(планирование, прогнозирование). Наконец , на уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы , чтобы оценить ценность той или иной идеи.    Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Для меня очень важно развить у ребёнка коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением. (слайд 8) 
Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.
При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований – ( TIMSS , ) которая оценивает способности учеников использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. 
В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная, грамотность. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.  Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися ( слайд 9, приложение 2)функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах);
- навыком работы с учебником, со словарем;
- навыком распределения времени
- навыком проверки работы товарища;
- навыком нахождения ошибки;
- навыком словесной оценки качества работы.  Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются. Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение. Вся система орфографических работ строится на проблемных методах. Для меня важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму.(слайд 10)-Письмо с проговариванием. -Списывание.. -Комментированное письмо. -Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. -Письмо по памяти. (приложение 2)-Творческие работы.(приложение 3) -Выборочное списывание.( приложение 4 ) -Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии. -Словарная работа -Работа над ошибками    Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. (слайд 11)Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей. Дерево – функционально грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблочки – ключевые компетенции Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).  Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников. 
При условии успешности решения выше изложенных задач, мы выполним главную цель формирования функционально- грамотной личности, т.е. формирования в организациях образования интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина РК.