Доклад на тему: «Формирование функциональной грамотности в начальной школе через внедрение образовательных технологий»


«Облыстық арнайы жалпы білім беру мектеп – интернаты» ММ
ГУ « Областная специальная общеобразовательная школа - интернат»

Доклад на тему:
«Формирование функциональной грамотности в начальной школе через внедрение образовательных технологий»
Подготовила: А.К.Абизенова
учитель начальных классов
Павлодар, 2016
1) «Поручаю Правительству принять пятилетний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников» («Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана 2012 г).
2) «Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни» («Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоящего государств» Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана 2012 г).
Слайд 1,2
Нормативная база обновления содержания образования:
-Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании» от 24 октября 2011 г.
-Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденный постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 г. № 1080
-Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования от 29 июня 2012 г. №873
-Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы
-Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832
Слайд 3
Цель Национального плана: создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан
Задачи Национального плана:
1.Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
2.Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.
3.Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.
4.Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
5.Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
6.Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования. Задачи Национального плана:
Слайд 4
Компоненты функциональной грамотности
знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Слайд 5,6
Содержание функциональной грамотности
Следующие условия:
обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире);
учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);
учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных проблем.
Слайд 7
Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности младших школьников нам учителям необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии, такие как: 
проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения; 
технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений; 
технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.); обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие; 
уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение; 
информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез. 
технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Слайд 8
На своих уроках я уделяю внимание учебному диалогу, в котором ученик не пассивный слушатель, а активный участник. Диалог для ребенка – это наиболее знакомая и доступная форма общения. Через диалог ребёнок познаёт мир, учиться общению с другими людьми. Диалоговое обучение – это интерактивное обучение, погруженное в общение, в котором осуществляется взаимодействие ученик – учитель, ученик – ученик. Изменяется и роль учителя - я даю учащимся высказаться, направляю к поиску дальнейшей информации. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности. Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет. Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного. Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся. При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь,  открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам. Интересны для учащихся уроки с использованием игровых технологий. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии. Игра является моим незаменимым помощником в работе, она формирует у учащихся такие качества как интерес к учебному материалу, положительное отношение к школе, внимание, мышление. В ходе игры учащиеся выполняя различные упражнения, приобретают новые знания, повторяют пройденный материал.
Слайд 9
Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Логические приемы Примеры заданий
1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
3. уровень - использование Применить, проиллюстрировать, решить
4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план
6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
Слайд 10
Естественнонаучная грамотность- способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Базовый навык функциональной грамотности
Математическая грамотность- способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину
Слайд 11,12
Модель формирования и развития ФГ
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель
Слайд 13
Спасибо за внимание!