Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения учащихся коррекционной школы


Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития.  Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников. 
Русский язык и литературное чтение  в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Эти предметы  обладает большими возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит». «Все дети способны» — такова моя ведущая педагогическая идея в учебно-воспитательном процессе. Своими уроками я создаю почву для появления ростков творчества. У детей появляется потребность обмениваться впечатлениями, появляются мысли, чувства, которые они стремятся высказать. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью.  Вот поэтому на уроках я использую различные творческие задания, которые оказывают благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. 
В моей практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ.Большое внимание  в изучении русского языка уделяется правописанию словарных слов. Учащимся трудно даются темы по правописанию не проверяемых или труднопроверяемых написаний слов. Поэтому я в своей работе  ввожу творческие задания, которые способствуют не только лучшему запоминанию правописания данных слов, но и  проявлению у учащихся креативного мышления.Так, например, работу над словом я стараюсь разнообразить различными  приемами. Начало обучения в школе - очень важный момент в жизни ребенка. Меняется основной вид деятельности: на смену игре приходит ученье. Этот новый неизвестный вид деятельности может являться фактором повышенной тревожности ребенка, способствует формированию заниженной самооценки. И если ребенку отводится роль не учащегося, а обучаемого, то очень скоро интерес к учению у части детей пропадает. Одним из важных приемов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, служит работа по учебнику " Мастерская слова". И детям, и взрослым хорошо известны потешки, считалки, дразнилки, страшилки, смешилки, небылицы. Все эти стишки в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом деле без этих смешных стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не сможет ясно выразить свои мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему. Ведь веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение - это и есть своеобразная словесная игрушка. Правила заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Например, скороговорки, считалки, дразнилки, страшилки - все это в первую очередь игры: в быстрое произнесение трудной фразы, в расчет, в подтрунивание над детскими ошибками, в неожиданный и напрасный испуг и т.д. Но в то же время все это стихи - детская игровая поэзия , которая помогает детям открыть для себя новый мир - мир творчества. 
   
  В период обучения грамоте включаю различные упражнения по рифмовке слов :
1.Дополни слоги до слов.
са -
ка -
да -
ма -
( Саша, каша, Даша, Маша )
чай -
май -
( чайка, майка )
? - чик
? - чик
( мальчик, зайчик )
? - лень
? - лень
( тюлень, олень )
2.Придумай рифму к слову :
Доска ( тоска, треска )
3.Чистоговорки :
Са - са - са - прилетела к нам оса.
Ец - ец - ец - Вова молодец.
4.Игра " Доскажи словечко ".
Как зовут меня , скажи.
Часто прячусь я во ржи.
Скромный, полевой цветок,
Синеглазый … ( василек ).
5.Отгадай ребус и составь стишок.
- ечка
- ечка
- ечка
- ечка
( Печка, свечка, речка, овечка.)
В доме затоплена печка,
Мигает зажженная свечка,
Льдом покрылася речка,
Дремлет в хлеву овечка.
6.Задумай предмет и опиши его в стихах с помощью прилагательных.
Круглое, гладкое,
Красное, сладкое. ( Яблоко ).
7.Придумай стишок по его началу или концу.
Как у наших у ворот,
Бабка курочек зовет.
Петуха - то не позвали
И все зернышки склевали.
Ха - ха - ха ! Ха - ха - ха !
Как нам жалко петуха !
Осипова Катя .
Долго думал я , гадал.
Петуха нарисовал.
Но петух не получился
И весь класс развеселился.
Ха - ха - ха ! Ха - ха - ха !
Как нам жалко петуха !
      
Фактором номер один, влияющим на успеваемость школьников, является, на мой взгляд, читательская подготовка. Именно отсюда возникают часто школьные проблемы: читая медленно, дети читают мало; больше времени тратится на выполнение домашних заданий, значит, возрастает перегрузка; прочитанное не всегда полно и правильно понимается. Чтобы привлечь внимание детей к более осмысленному  чтению, я ввожу определенную исследовательскую работу при изучении определенных тем, например «Басни И. Крылова», которая позволяет не только приобщить детей к чтению, но и узнать, как писатели использовали фразеологизмы, что дает возможность детям более широко понять произведение, проанализировать его. А это ведет к более быстрому запоминанию текста.
Для оптимального развития творческого мышления детей с разными учебными возможностями в своей педагогической практике использую элементы интегрированного урока.
При изучении темы по русскому языку «Имя прилагательное» и тем по литературному чтению «Творчество А.С.Пушкина. Сказки», предлагаю задания в группах (дети выбирают из конвертика отрывок из «Сказки о мертвой царевне…» и выполняют задание):
Подобрать прилагательные из данных отрывков к словам: царевна, яблоко.
*отрывок- ответ зеркальца царице
*отрывок- обращение богатырей к царевне
*отрывок о Елисее
*отрывок– царица приносит яблоко
После чего предлагаю ребятам обыграть  сюжеты, над которыми они работали, используя выбранные слова: разговор царицы с зеркальцем, обращение богатырей к царевне, общение царицы и царевны около дома богатырей.
Благодаря этой работе,  у учащихся повышается уровень творческой активности, формируется положительная  мотивация к урокам русского языка и чтения.
Задания способствуют более быстрому запоминанию текста, развитию беглости чтения.У  учащихся со слабым уровнем техники чтения возрастает интерес к чтению, желание читать больше, так как чтобы участвовать в инсценировке, необходимо знать, о чем текст. Речь детей становится более полной, красочной.
Творчество не может быть без собственных переживаний ребенка. Примером такой работы может работа по составлению своего текста — описания персонажей, используя выбранные имена прилагательные.
Чувства детей и результаты систематического обучения творчеству особенно ярко проявляются при написании сочинений. Тема одна, но насколько по разному ребята раскрывают ее: здесь и художественное описание березы, и береза как символ российской красоты и чистоты, и что береза дает человеку. Но при этом каждое сочинение пронизано переживаниями ребенка, его неравнодушием к окружающему.
 В качестве домашнего задания учащимся предлагаю выучить стихотворение, подобрать свои имена прилагательные к данным именам существительным.
Одним из эффективных средств по развитию творческих способностей у младших школьников на уроках русского языка являются сочинения по картине. Этот вид деятельности можно также провести совместно с уроками литературного чтения, что позволяет  раскрыть творческиевозможности каждого ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.
Особый интерес у меня вызывают темы по литературному чтению в разделе «Устное народное творчество». Именно здесь дети открывают и развивают свои самые яркие способности.
Большую ценность в обучении представляет работа с загадками. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками — это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Сочиняя (составляя)загадку, они получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Важная особенность  этого жанра: загадка — это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников.
Тему«Загадки» из раздела «Устное народное творчество» я ввожу совместно с темой по русскому языку «Части речи». Работа в группах(у каждой группы свое слово). Дети заполняют таблицу с задуманным словом – отгадкой (ежик):
Составить загадку, используя полученные пары слов.
Ведение творческих тетрадей -неотъемлемая часть нашей деятельности. Здесь дети могут записывать стихи, загадки, кроссворды, частушки собственного сочинения, сопровождая их иллюстрациями, а также свои высказывания по прочитанным произведениям.Такая работа способствует развитию воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. На уроке может царить радость сотворчества, если дать каждому почувствовать, что он способен, что у него есть своя «искорка ».
Такие«искорки» загораются практически на всех уроках, когда идет работа по сказкам.На основе прочитанных сказок, ребята создают свои практические работы: рисунки, поделки, загадки, книжки –малышки. Здесь нет границ творчеству детей.
Уроки превращаются в один большой театр:             
*инсценировки сказок
*театр кукол (куклы говорят языком персонажей из сказок)
*импровизация(дети придумывают продолжение сказки и обыгрывают его)
А также учащиеся  сочиняют свои сказки и оформляют их в самых различных видах и формах. 
Для того, чтобы получить положительный результат в работе по развитию творческих способностей, необходимо:
*организовывать выставки творческих работ, выставки книг, конкурсы, что повышает у учащихся интерес к творчеству.
Результаты доказывают, что работа в данном направлении даёт положительный результат, как по русскому языку, так и по литературному чтению.Желание читать больше книг, расширять свой читательский кругозор возрастает. Повышается уровень техники чтения, орфографическая зоркость.Развитие творческих способностей учащихся неразрывно связано с положительной мотивацией учения и формированием познавательных интересов и способностей.
Немаловажное значение в успешности моих уроков имеют здоровьесберегающие технологии, которым я уделяю особое внимание. Необходимое чередование видов работ, разноуровневые творческие задания, соблюдение объемов всех видов письменных творческих работ также способствуют сохранению здоровья учащихся. Во время физминуток ребята могут сами придумать и  показать как прыгает, бегает, передвигается, охотится и т.д. какое – либо животное.
 На уроках передо мной стоит еще одна очень важная задача — создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, атмосферы творчества, в которой дети «купаются» и радостно творят. Поощрение со стороны учителя — это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству. Ребенок - не кувшин, который
Надо наполнить, а лампада,
Которую надо зажечь.