Доклад на тему: Личностно-ориентированная направленность обучения и воспитания учащихся через совершенствование традиционных методик и развитие инноваций в классах с государственным языком обучения


Министерств
Министерство науки и образования Республики Казахстан
Северо-Казахстанская область
Кызылжарский районный отдел образования
Д О К Л А Д
Личностно-ориентированная направленность обучения и воспитания
учащихся через совершенствование традиционных методик
и развитие инноваций в классах с государственным языком обучения

Приготовил: учитель русского языка и литературы
Новокаменской средней школы
Августинская С.И.
Каждый человек - неповторимая личность на небосклоне мироздания.
С тех пор, как люди поняли, что необходимо заниматься воспитанием и образованием подрастающего поколения, возникли разные подходы к этому непростому процессу. Естественно, что понятия «педагогическая концепция», «педагогическая технология» и т.д. в те далёкие времена не существовали, но принципиально отличающиеся подходы к воспитанию и обучению уже успели сформироваться. Прошли века, но в подходе к формированию личности мало что изменилось. И в наше время каждый учитель после нескольких лет работы в школе делает выбор в пользу той или иной педагогической технологии.
Приоритетом нового этапа развития образования является гуманистическая педагогика, направленная на развитие личности, раскрытие ее потенциала, формирование самодостаточности и самостоятельности. Важнейшим элементом педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога и учащихся. Наметился переход от обучения, где ведущая роль принадлежит учителю, а ученик лишь должен запомнить и воспроизвести учебный материал, к учению, превращающему школьника в субъект образовательного процесса. Цель сегодняшней школы - воспитать гражданина, ориентированного на свое непрерывное образование и саморазвитие. Для воспитания самостоятельной, инициативной, творческой личности необходима инновационная педагогическая парадигма, новые подходы к системам обучения и воспитания. Удовлетворить данный запрос возможно с помощью системы личностно-ориентированного образования.
Личностно-ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ребенка с выявлением у него индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Оно основывается на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.
Личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности. В личностно – ориентированной системе не только обучение, но и контроль уровня обученности учащихся следует организовать методом, который также создает благоприятные, бесстресовые условия, при которых ученик как самостоятельно, так и с участием учителя осуществляет контроль своей обученности, выявляет уровень своей готовности для дальнейшего изучения учебной дисциплины, оценивает свои успехи, сравнивает их с результатами других ребят, а также осознает недостатки и составляет для себя дальнейший план обучения. В качестве такого метода мы избрали метод тестов. Метод тестов, имеющий более чем вековую историю развития, признан в системе образования многих стран мира, включая и Казахстан, как валидный (пригодный), надежный, объективный и экономичный метод педагогического измерения.
Обучение языкам требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой учебный предмет, т.к. индивидуальной, прежде всего, является речь ученика. И действительно, речь ученика – это средство выражения его сугубо индивидуальных чувств, эмоций, взглядов и т.д. Любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно-мотивированным, т.е. исходить как бы из его внутреннего «я». Для достижения целей обучения языкам, намеченных современной программой, для развития коммуникативной компетенции учащихся необходимо, прежде всего, общение. Современный ученик – это личность, которой всё интересно.
В современном процессе обучения языкам я использую, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Я считаю, что нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать про традиционные методы, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись. Традиционное обучение – печка. Все, как ни ругают, от печки пляшут, да и греются от печки. Откуда взялись традиционные методы обучения (т.е. способы преподавания и учения)? Их за тысячелетия, через пробы и ошибки, ошибки и пробы, в практике обучения, в педагогическом труде открыли, наработали учителя. С 2007 года я обучаю русскому языку учащихся казахских классов. Работая в классах с государственным языком обучения, а в нашей школе это классы, где обучаются ученики оралманы, прибывшие из Узбекистана. Первые классы были открыты 2002 году, эти ученики уже неплохо владеют языком и некоторые из них принимают участие в конкурсах и показывают хорошие результаты, например Калбаев Сеитжан (10 «А») –конкурс сочинений «Весь мир для меня», «Моя Азиада»( на рус.и англ.языках) – 3 место, международный конкурс «Золотое руно»-2010 -3 первых места, «Русский медвежонок»-2 и 3 места. Нопоток прибывших учеников продолжается втечение всего года, ученики прибывают в начале, в середине и в конце года, при этом имеют весьма скудный багаж знаний по русскому языку зачастую уже в среднем и старшем возрасте, и мне обучая русскому языку практически с нуля приходится сталкиваться с рядом проблем, одним из решений которых явился личностно-ориентированный подход.. Русский язык в казахской школе преподается как иностранный язык.. В государственных стандартах образования Республики Казахстан говорится, что задачей русского языка в школах с казахским языком обучения является формирование языковой и познавательной компетенции, так как это предмет, призванный дать знания необходимые в повседневной жизни, общественной деятельности учеников. Инновационные требования к конструированию урока обучения языку, в том числе и не родному, требуют от учителя такой организации учебного процесса, при которой ученик занимает активную позицию, является не объектом, а субъектом обучения. Образовательная система Республики Казахстан переживает период реформирования, обогащается содержание образования, вырабатываются новые подходы в методике обучения различным предметам, изменяются требования к конечному результату – уровню обученности выпускника.
В обучении русскому языку, как неродному, эффективно использую коммуникативные игры. Главной формой учебной деятельности при коммуникативных играх является не слушание, говорение или чтение, а живое межличностное общение учителя с учениками и учеников между собой. Часто на уроке проводятся ролевые игры. При этом содержание общения определяется характером социальной роли. Таким, например, является общение покупателя с продавцом, врача с пациентом, гостя с хозяином дома. Ролью регламентировано и содержание общения и его средства. В этом общении дети не имеют иной цели, кроме решения учебной, поставленной учителем задачи. В условиях малой накопляемости классов есть возможности для индивидуализации обучения, что тоже соответствует личностно-ориентированной направленности. Практикую следующие традиционные формы работы: работа в парах (проверка домашнего задания, словарные диктанты с взаимопроверкой, пересказ друг другу прочитанного). Индивидуальную работу по карточкам с места, у доски, используя различные таблицы и алгоритмы. Групповые формы: тесты – способным, сильным ученикам, слабым, а также вновь прибывшим – упражнения с образцом выполнения, рассуждения, разные задания к одному и тому же упражнению: слабым – списать, вставить пропущенные буквы, сильным – плюс к этому грамматическое задание. Одновременная групповая работа: словарные диктанты по вариантам. Дифференцированные домашние задания. Индивидуализируя работу по русскому языку, использую раздаточный материал в виде индивидуальных заданий, групповых заданий, учитывая интеллектуальный уровень учащихся и степень владения языком. Словарные диктанты в разных формах: устные диктанты с сигнальными карточками, словарные диктанты с взаимопроверкой (работа в парах). В работе использую различные виды тестов по русскому языку: обобщение знаний по теме, разделу, итоговые тесты за полугодие, за год, так как такая форма является контрольной на ПГК, ЕНТ. На уроке русской речи и литературного чтения очень эффективно применяю пословицы и поговорки русского народа, сказки, народные песни, национальные игры, традиции, обычаи. Ведь именно они могут научить детей быть добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми. Пословицы и поговорки смело можно назвать путеводителем по жизни, ведь народ придумал их на все случаи жизни.
Но активно используя традиционные методы, в свою очередь, я считаю, что каждый учитель должен знать о прогрессе в структуре образования и не должен забывать о том, что развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Стремительность, с которой меняется мир вокруг нас, приводит к тому, что многие знания, полученные нами в юности, к старости (или даже к зрелости) потеряют свою актуальность. Огромные массивы информации, с которой каждый день приходится иметь дело в современном (“информационном”) обществе, могут стать серьезным стрессом для человека, который не имеет навыков работы с ней. В настоящее время современный учебно-воспитательный процесс проектируется с опорой на современные информационные технологии. Мультимедиа и компьютерные сети являются сегодня немаловажным компонентом информационных технологий (ИТ), представляя интерес не только для исследователя, но и для педагога. Сегодня без них невозможно представить деятельность современной школы, университета. Использование мультимедиа и сетевых технологий позволяют в одной работе объединить весь комплекс доступных источников (текстовых, графических, аудио- и видео документов), предоставляют удаленный доступ к информации, возможность организовать дистанционное обучение и оперативно опубликовать результаты. Средства новых информационных технологий - персональный компьютер, интерактивное видео, мультимедиа, телеконференция, электронная почта - позволяют в сочетании с методом деловой игры повысить качество учебного процесса.
Общество, в котором мы живем, уже сегодня принято называть информационным. Появляются все новые науки об информации. Информатика заняла среди них своё место, сегодня она - факт, с которым нельзя не считаться. И здесь важно начать готовить тех людей, которые воспримут все то, что уже достигнуто в этой науке и творчески разовьют эти достижения.
В эпоху научно-технического прогресса одним из факторов демократизации образования является компьютеризация процесса обучения. В соответствии с президентской программой развития Казахстана-2030 компьютеры пришли и в сельские школы. Время диктует свои требования и доказывает необходимость использования компьютера в процессе обучения, тем самым совершенствуя традиционные методики. В 2010 году наша школа была оснащена мультимедийном кабинетом, заведующей которого я являюсь с сентября этого учебного года. Работа с интерактивной доской имеет много преимуществ, но главное то, что все приемы, указанные выше, могут реализовываться полнее, лучше и быстрее. Сам факт проведения урока русского языка с применением компьютера или интерактивной доски интригует детей, появляется (пусть внешняя) мотивация. От внешней мотивации появляется интерес к предмету русского языка и литературы. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень знаний. Использовать компьютер, интерактивную доску, персональные ноутбуки в процессе обучения можно с различными целями:
- для объяснения нового с целью максимального усвоения материала
- для оптимального закрепления пройденного материала
- для улучшения контроля и самоконтроля знаний ученика.
Возможно эффективное использование компьютера на этапе объяснения новой темы. Например, при изучении темы «Морфологический разбор имен прилагательных» был использован гипертекстовый документ, созданный в WORLDе. Берется чистый лист, на нем набирается текст предложения, с которого делаются ссылки на другие документы. Если ученик не помнит, к примеру, что такое прилагательное, то в ссылке даются сведения о прилагательных. Если ученик не знает каких-то категорий прилагательных, то точно так же может выяснить это из закладок и выбрать правильный вариант. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал об этой части речи: постоянные, непостоянные признаки; разряды, род, число, склонение прилагательных, синтаксическую роль. И это повторение не нудное, ненавязчивое. Создается благоприятный психологический климат, так ученик не комплектует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи гипертекста.
В настоящее время уже разработано программное обеспечение практически по любому предмету, в том числе и по русскому языку. Оно включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники. Например, существует программа «RUSSIAN», которая включает в себя весь школьный курс русского языка. При помощи этой программы ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Здесь имеются вопросы по правописанию действительных и страдательных причастий, причастных оборотов, знаков препинания при них. Начиная с 5 класса мы используем электронные учебники при обучении английскому и русскому языкам учащихся казахских классов. Учебники построены по модулям. Каждый модуль состоит из новых слов, выражений и примеров к ним по определенной тематике, словарных упражнений, грамматических правил по определенной теме программы, грамматических упражнений и итогового теста. Кроме того, в модуле есть тексты для аудирования и чтения с заданиями по проверке понимания их содержания. При введении, закреплении и повторении лексических и грамматических тем мы широко используем компьютерные презентации, которые у меня есть практически по всем темам. Все презентация я с удовольствием делаю сама. Особое внимание хочу уделить разнообразию диктантов, используемых мною с применением компьютера здесь и словарные, и орфографические, и контрольные диктанты, диктанты с грамматическими заданиями. Ученик должен вписать пропущенную букву, знак препинания. Преимущества такой работы в том, что за довольно короткое время можно проверить уровень знаний своей подгруппы. В классах с казахским языком обучения ученики делятся на подгруппы 5-6 человек. В то время, когда половина подгруппы работает на машинах, второй половине поручается другое задание; обычно я использую тест на бумаге. Затем 1и 2 половины меняются заданиями. Так что работать на компьютере успевают все.
Общеизвестно, что русский язык сложен в произношении, особенно для вновь прибывших детей, которые имеют уровень владения языком ниже, чем ученики изучающие язык с младших классов. На уроке чтения не обойтись без словарной работы. Часто использую программу «Русско-казахский словарь с картинками». Задается текст, в котором использованы незнакомые детям слова. Дети щелкают мышью по незнакомым словам, так при помощи гиперссылки появляется картинка, написание и произношение слово, его перевод и лексическое значение. На уроках применяются очень интересные развивающие игры для школьников младшего и среднего звена, например, «Башня знаний».
Но зачастую имеющиеся программы рассчитаны на классы с русским языком обучения. Проблема в их расхождении с учебными программами русского языка в классах с казахским языком обучения: различная степень сложности материала и различные требования к уровню знаний учащихся. Поэтому я стараюсь использовать тесты на основе программ- шаблонов. Создаю программу- шаблон, в которую мне остается только вносить данные, и готов тест на любую тему. Эти данные очень легко заменить. Поэтому программа- шаблоны очень удобна. При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе можно выявить следующие дидактические возможности компьютера:
- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации явлений русского языка ;
- привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
- развитие познавательных способностей учащихся;
- способствует быстрому освоению материала, экономит время интегрированному обучению предмета; в корни изменяет качество и содержание урока;
- способствует развитию мотивации у ученика;
- помогает быстрому усвоению сложного материала.
Эти дидактические возможности компьютера доказывают эффективность и актуальность использования компьютера на уроках русского языка.
К сожалению, при использовании компьютера на уроке русского языка сталкиваемся с рядом проблем: использовать компьютер на уроках русского языка так часто, как хотелось бы не получается, так как малое количество машин не соответствует количеству учеников, различный уровень подготовленности и развития учащихся; а также не стоит забывать о главной цели предмета – овладении беглой выразительной устной речью, поэтому чаще используем интерактивную доску, составляем флипчаты к каждому уроку по программе.
И все же доказано, что использование ПК на уроках дает высокие результаты. Развитие научно-технического прогресса, информатизация общество от современного школьника, умение работать на компьютере. Основная цель учебно-воспитательной работы— воспитание личности, способной на самостоятельную деятельность. Итак, использование инновационных технологий, а именно компьютера на уроке русского языка развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, тем самым соответствует личностно-ориентированному образованию.
Русский язык отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Он один из развитых языков мира. Именно это и обязан донести учитель до своих учеников, используя всевозможные средства. Правительство и Президент нашего государства уделяют большое внимание развитию языков. Свидетельством тому является Закон о языках, принятый в 1997году.
Статья 5. Язык обучения и воспитания.
1. Языковая политика в организациях образования осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан.
2. Все учебные заведения, независимо от форм собственности, должны обеспечить знание и развитие казахского языка как государственного, а также изучение русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом для каждого уровня образования.
Русский язык в Казахстане до сих пор занимает достаточно крепкие позиции, он является официальным по Конституции и для представителей многих национальностей, проживающих в республике, языком межнационального общения. Таким образом, необходимо отметить, что русский язык продолжает играть важную роль в жизни республики, он продолжает нести гуманитарную функцию, он необходим для чтения литературы на русском языке, в том числе профессиональной. Русский язык продолжает оставаться в значительной мере основным языком для всех национальностей, проживающих в республике, делающим доступным информационные, научные и культурные ценности. Свободное владение русским языком – надёжная основа каждого человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Как известно языки играют большую роль в жизни человека. Через языки мы выражаем свои мысли, чувства, познаем неизведанное. Во все времена, образованные люди, знающие свой родной язык и много других языков были в центре внимания любого общества.
Каждый учитель имеет свою педагогическую концепцию – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Сегодня нам, нашей стране нужны физические, морально здоровые с нравственными устоями личности, которые смогут ставить нравственные цели и достигать их. Независимо от преподаваемого предмета учитель должен воспитывать именно таких личностей, а, вернее, учить детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением.
Личностно-ориентированное образование основывается на любви к детям. Ведь каждый из них – это личность со своим маршрутом достижения успеха. Я считаю, педагогический процесс образования в школе –это совместная работа ученика и учителя: работа ума, чувств, эмоций и т.д. Учитель должен создавать такие условия, при которых ученик займёт позицию соавтора, где учитель – интеллигентный, эрудированный, ищущий, любящий, и ученик – воспитанный, грамотный, любознательный, ответственный.В заключение, хочется сказать: каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. В работе каждого учителя, так или иначе, переплетаются разные подходы к преподаванию, но на то он и учитель, педагог, наставник, личность, чтобы, не отметая уже существующее, привнести свой опыт, свой взгляд, дать собственную оценку, ставя перед собой единственную цель: работать на благо своих учеников.