Понятие функциональной грамотности в разрезе ЕНТ по русскому языку


Понятие функциональной грамотности в разрезе ЕНТ
по русскому языку

В Послании Президента, где определены дальнейшие перспективы развития нашей страны, приоритетное внимание уделяется интеграции науки и образования. Так что без современного подхода к образовательному процессу в ХХІ веке ничего не добиться, зато возможна реализация интересных идей и перспективных проектов, достижение высот и заслуженное признание. В наше время идёт активный процесс модернизации казахстанского образования и его адаптация в мировом интеграционном пространстве.
От молодого поколения зависит дальнейший потенциал развития общества, уровень жизни отдельных граждан и государства в целом. Поэтому в целях обеспечения гарантии успешности в Министерстве образования и науки в 2004 году состоялась коллегия, на которой были рассмотрены итоги ЕНТ в республике, так как создание национальной системы оценки качества образования и на сегодняшний день является одним из наиважнейших вопросов.
С тех пор выпускники школ Казахстана сдают ЕНТ, совмещающее в себе экзамены за курс средней школы и вступительные экзамены в вуз или колледж.
Отрадно, что по итогам ЕНТ по среднему баллу последние годы выпускники школ Астаны занимают лидирующие позиции, показывая один из наибольших средних баллов ЕНТ по республике.
Но и подготовка, и проведение ЕНТ ежегодно обнаруживает недоработки, которые стараются своевременно устранить, для чего работают комиссии по экспертизе тестовых заданий. Экспертиза тестовых заданий ЕНТ проводилась неоднократно, однако спорные моменты оставались. В республиканскую экспертную комиссию поступает до сих пор немало апелляций. В основном вопросы касаются истории Казахстана, казахского и русского языков, математики. Соревновательный дух вокруг ЕНТ позволяет поднять уровень учебных заведений на должную высоту.
Надо и можно улучшать подготовку к ЕНТ, для чего в первую очередь следует повышать функциональную грамотность учащихся, а прежде и самих педагогов. С этой целью и проводились курсы по теории и практике подготовки учащихся к ЕНТ в ИУУ, так как газетная информация порою бывает расплывчата и противоречива.
Поднятие статуса образования в стране на международный уровень заключалось и во введении ЕНТ, будоражащее умы многих людей. Понятно стремление в корне изменить истлевшую систему образования, но понятно и другое – невозможно «уличить» педагогов в некомпетентности, тестируя их подопечных подобным образом. Просто потому, что тест – это не очень качественный эрзац классического экзамена, и уж тем более – не показатель знаний. По этому полемика не умолкает и по сей день. Его апробация в соседней России показала несостоятельность данного подхода, который сумели отвергнуть. У нас же без апробации всех выпускников подвергли этому испытанию, и кому-то очень крупно подфартило. Что примечательно, за отмену теста в качестве экзамена высказываются не только абитуриенты и студенты. Именитые глыбы современной науки, руководители отечественных альма-матер уже не раз говорили о несостоятельности подобного выявления знаний. Однако для реформаторов такие аргументы не убедительны, и они продолжают держать равнение на Запад, где знания предпочитают выявлять только тестом, причём знания в любой из наук. Там, за океаном, учащиеся и студенты давно привыкли к подобным формам проверок уровня образованности. Поэтому и в этом учебном году большая часть выпускников школ будут сдавать не привычные экзамены традиционной формы, а единое национальное тестирование. ЕНТ – независимая от органов образования государственная система оценки качества обучения, гарантирующая прозрачность полученных результатов.
Одиннадцатиклассники будут сдавать один экзамен – одновременно и выпускной, и вступительный. Школьник будет получать два документа – на основе успеваемости – аттестат зрелости и сертификат с количеством баллов. Аттестат зрелости получат все выпускники, а вот сертификат, на основании которого можно будет поступать в вуз, должен иметь проходное количество баллов. Уже где-то с февраля все ученики 11 классов пишут на специальном бланке заявления на тестирование, которые будут представлены в Национальный центр тестирования и внесены в базу данных. Возможные ошибки исправляются в течение месяца. К середине апреля все без исключения выпускники получают из НЦТСОТ пропуски на ЕНТ с указанием места и времени тестирования. В Астане тестирование выпускников проходит в первой половине июня на базе крупных вузов столицы. Выпускникам предстоит преодоление тестов закрытого типа, где надо выбрать один правильный ответ.
В комплексное тестирование включено четыре обязательных предмета: математика, русский язык или казахский язык, затем язык обучения, история Казахстана и пятый по выбору. Всего 125 вопросов, по по 25 на каждую дисциплину. При тестировании тяжелее всего, как ни парадоксально звучит, придётся претендентам на «Алтын белгі» и аттестаты с отличием: они не имеют права на ошибку – «пятёрки» надо подтверждать.
Итоги ЕНТ станут известны в день сдачи тестирования, а спустя несколько дней будут выданы сертификаты с указанием результатов. После этого выпускники подают документы и сертификат ЕНТ в вуз на избранную специальность. Однако, во избежание разочарований следует поинтересоваться проходным баллом на этот факультет за прошлый год, чтобы реально оценить свои силы. По результатам ЕНТ, возможно, и не стоит претендовать на специальность, скажем, экономиста. Хоть и мечталось. Но в этом есть и своя прелесть: если вам повезёт, то с набранными балами есть шанс попасть в число «грантников» и «кредитников» на непрестижном факультете. Правда, мечтающие продолжить учёбу в филиале МГУ, помимо ЕНТ, сдадут и вузовское тестирование.
Одиннадцатиклассники сдадут ЕНТ бесплатно, а выпускники ссузов и ПШ, желающие продолжить обучение в вузах, заплатят вполне приемлемую сумму и приступят к тестированию на три недели позже.
Для выпускников столицы является делом чести доказательство своих прочных знаний. Подтверждается большой процент претендентов на знак «Алтын белгі» и отличников. Поэтому и в текущем учебном году акцентируется вопрос на качестве образования. В школах проходит аттестация учителей, есть методические недели, пробные тестирования. Параллельно с подготовкой выпускников к ЕНТ на базе ИПК ПКСО проходят курсы повышения квалификации педагогов, работающих в старших классах. Там учителя получают памятку по ЕНТ, содержащую методические рекомендации по подготовке к ЕНТ. Приходится работать по всем направлениям этой программы: психологическому, организационному, технологическому, информационному.
Выдаются памятки и для учащихся. Имеется возможность прорабатывать и пробные тесты с учащимися: ребята работают по готовым тестам и сами составляли тестовые задания, учатся сворачивать и разворачивать информацию по специфике своего предмета, т.е. по русскому языку. Ведь экзамен в форме тестирования требует максимальной концентрации знаний, скоростной характеристики, интуиции. Поэтому очень важно наличие функциональной грамотности тестируемого, к чему нужно отнести не только ознакомление с нормативными документами, но и умение работать с тестовыми заданиями, но и грамотное оформление различных бланков по тестированию (документов множество оформляется и до 19 секторов на матрице) с целью максимального высвобождения отпущенного времени на тестирование для работы непосредственно с тестами. Проводимая работа приносит свои плоды – все справляются с тестированием, все поступают учиться дальше.
За ЕНТ – будущее. Преимущества узрели. Надо помогать детям овладевать функциональной грамотностью, уверенно шагать вровень с веком. Но нельзя не согласиться с тем, что поступательное движение вперёд и вверх в отношении качества образования сдерживает и будет сдерживать некоторое время тот факт, что нередко нерадивые в учёбе девятиклассники занимают место за партой десятого класса.
Сдача ЕНТ – дело добровольное. Однако основная масса выпускников школ столицы ежегодно выражает желание сдавать ЕНТ. Это показатель доверия общественности и психологической адаптации к ЕНТ.
В каждом пункте тестирования утверждены составы государственных комиссий, находятся представители Министерства образования и науки РК. Местными органами управления образования созданы необходимые условия для доставки, проживания, питания участников ЕНТ. По сравнению с первыми годами процесс тестирования проходит сейчас более спокойно, без особого ажиотажа и волнения. В течение учебного года выпускники несколько раз сдают пробные тестирования на базе школ по основным и дополнительным предметам, которые выявляют их слабые стороны, дают возможность устранять имеющиеся недочёты.
Выпускники подводят итоги одиннадцатилетнего школьного пути. Для кого-то они будут радостными, других же заставят задуматься о быстротечности времени и упущенных знаниях. Во всяком случае, каждый из выпускников сдаст один из сложных экзаменов – экзамен на взрослую жизнь. Позади останутся незабываемые школьные годы: озорной и дружный класс, любимые учителя, первая пятёрка и первые победы, последний звонок и лёгкие слёзы расставания. Впереди - длинная жизнь, полная надежд и мечтаний, достижения поставленных целей, больших радостей и взлётов.
Типовая методика тестирования рассчитана для «среднеарифметических условий», на «усреднённые педагогические задачи», с которыми прежде всего сталкивается каждый учитель. Но всё типовое на практике требует привязки к реальной действительности. Успех же в этом быть достигнут только при знании теории тестов.
Тест – слово английское, в переводе означает «проба, испытание, исследование». В самом общем виде под тестом понимается специализированное и стандартизированное задание, результат выполнения которого соотносится или с ранее полученным результатом, или с определённым эталоном для оценки психофизиологических, личностных характеристик человека, способов его действий, меры соответствия или готовности к той или иной деятельности.
Определённая система, включающая подбор тестов в соответствии с поставленной задачей, организацию условий для их использования, выполнение тестовых заданий, оценивание и анализ результатов, составляет процесс тестирования. В философии, социологии, психологии процесс тестирования часто называется тестологическим исследованием.
Впервые тестологические предпосылки тестологических исследований были разработаны английским генетиком и антропологом Ф.Гальтоном (1888).Он применил серию одинаковых испытаний большого количества лиц, произвёл статистическую обработку полученных результатов и выделил эталоны оценки. Несколько позже Д.Кеттел (1890) узаконил термин «тест». Им была предложена серия из 50 тестов, предназначенная для определения меры чувствительности, скорости реакции и других психофизиологических характеристик человека. Французский психолог А.Бине первым применил (1903) тесты для оценки высших психических функций – для измерения интеллекта. Именно с этих пор стали предприниматься активные попытки экспериментально доказать, что различия интеллекта нормальных людей обусловлены «генами интеллектуальности». Широкое распространение за рубежом получил психологический тест «ай-кью»,с помощью которого пытались оценивать коэффициенты интеллектуальности (эрудиция, способность к аналогиям, память, словарный запас и пр.). Метод тестов для установления «степени одарённости» ребёнка был взят на вооружение педологией (греческое слово - наука о ребёнке), которая исходила якобы из существующего закона фаталистической обусловленности судьбы ребёнка наследственными (биологическими) и какими-то неизменными социальными факторами. По существу, педология опиралась на теоретические положения евгеники (греческое слово – хорошее происхождение) – «науки», ставившей своей целью «улучшение человеческой породы». Как показал академик Н.Дубинин (1981), евгеника пытается доказать, «что «высшие» классы потому-де и являются таковыми, что обладают более качественным генным «капиталом», что якобы существует генетическая основа для различий между «высшими» и «низшими» расами, что биологические различия людей требуют селективно-элитарного подхода к образованию» Современная наука экспериментально доказала, что мутациями (изменениями) генов могут быть обусловлены только телесные различия людей. Попытки же, длящиеся на протяжении всего столетия, доказать, что «различия нормальных людей по интеллекту зависят от «генов интеллектуальности», ничего не дали».
Учитывая общенаучную трактовку сущности тестов, контрольной проверкой можно считать специализированные и стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения задания, результаты выполнения которых соотносятся или с ранее полученными результатами, или с определёнными эталонами для оценки знаний. Тестирование часто называется контрольным испытанием.



Заголовок 115