Статья на тему Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы


Формирование функциональной грамотности
на уроках русского языка и литературы
  Уроки русского языка и литературы, являясь одними из ведущих предметов гуманитарного цикла,  призваны развивать функциональную грамотность, способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста (понимания, сжатия, преобразования и т.д.) и в целях передачи такой информации в реальном общении. Отчего у нас так мало людей, пишущих совершенно правильно, отчего даже и в печати так часто появляются ошибки правописания? Можно ли научить всех говорить и писать грамотно? Мечта это или реальность? Сделать это трудно, порой очень трудно. Но возможно. Необходимо изменить подходы к обучению, чтобы выпускник школы  обладал определенными качествами, в частности:
-владеть богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний;
-самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
-самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта,  культурного уровня;
- быть коммуникабельным.
Много веков назад Сократ произнес удивительно емкую фразу: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Действительно, речь –  зеркало человека.
Работа учителя-филолога направлена на то, чтобы речь наших детей была богатой, образной, выразительной, насыщенной. Этому во многом способствуют уроки развития речи. Но в учебном процессе они занимают лишь незначительную часть, поэтому на каждом уроке развитию речи учащихся следует уделять особое внимание.
Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Образование при этом рассматривается как сфера деятельности, средство, обеспечивающее определенный уровень грамотности. Основная миссия педагога при этом заключается в том, чтобы обеспечить обучающимся получение качественного образования с учетом индивидуальных потребностей, особенностей, творческих запросов обучающихся, обеспечить формирование творческой личности. Именно воспитанию творческой и активной личности, умеющей учиться, самосовершенствоваться и самостоятельно добывать знания, и подчиняются основные задачи современного образования. Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования. А изучаемые теоретические сведения по предмету способствуют формированию и развитию практических навыков.
Работа над формированием функциональной грамотности обучающихся опирается как на традиционные методы и формы обучения, так и на инновационное обучение. Развитию ФГ способствуют и нетрадиционные уроки, и отдельные фрагменты уроков. Они позволяют повысить интерес и к уроку, и к учебному процессу в целом.
Перспективным в плане повышения уровня Ф.Г. представляется нам проектная и исследовательская деятельность. Она позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать творческие способности и творческую деятельность обучающихся. Исследовательская деятельность стимулирует на каждом этапе обучения природную любознательность и направляет её по пути специально организованного поиска ответов на вопросы, приучая таким образом к самостоятельности мышления и более глубокому погружению в интересующий материал.
Чтобы привести языковую систему обучающегося в состояние речевой готовности, по словам Ю.М. Караулова, необходима многоплановая , разносторонняя работа со словом, которая начинается с определения его глубины и перспективы. Речетворческая глубина слова измеряется прежде всего его значениями, которые представлены в словарях.
Большой эффект в развитии ФГ дают письменные игровые диалоги как одна из форм развития устной и письменной речи обучающихся. Достоинством такой формы работы является ещё и то, что он развивает способность ребенка к фантазированию, способность слышать другого человека, сотрудничество, развивает коммуникативные навыки. Современный урок русского языка и литературы часто сопровождается использованием ИКТ. Они дают широкие возможности для развития широкого потенциала школьника. Создание презентаций, поиск в интернете дополнительной литературы и информации способствуют не только совершенствованию практических умений и навыков обучающихся, но и позволяют индивидуализировать процесс обучения , повышают интерес обучающихся к урокам , активизируют познавательную деятельность и развивают творческий потенциал , повышают уровень ФГ обучающихся.
С учетом поставленных целей и задач сегодня меняется место и роль учителя в образовательном процессе. Учитель должен не только исполнять контролирующую функцию и выступать предметодателем, но и быть организатором , менеджером образовательного процесса в классе. Он должен сформировать образовательную среду, организовав цикл мероприятий и командную работу обучающихся, определив информационные источники и обеспечив их доступность, создав атмосферу сотрудничества в коллективе обучающихся. Справедливо говорят, что знания не дают – знания берут, что ничему нельзя научить, можно только научиться. А помочь  школьникам  применять полученные знания и сформированные умения по русскому языку и литературе в практической деятельности – это одна из важнейших задач учителя-словесника.
Список использованной литературы:
Морева, Н.А. Основы педагогического мастерства.
Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроках и в системе педагогики учителя.
Векишев К.Б. Работа с одаренными школьниками в Республике Казахстан
Гузеев В.В., Курчаткина И.Б. Как оценить индивидуальный прогресс ученика