Доклад:Пути формирования функциональной грамотности на уроках математики через внедрение образовательных технологий.


316453565315Пути формирования функциональной грамотности на уроках математики через внедрение образовательных технологий. 
Атамуратова Роза ЖолдыАтамуратова Роза
Атамуратова Роза Жолдыбаевна
учитель математики
областной специалированной школы-интернат
для одаренных детей с углубленным
изучением различных предметов
г.Актау Мангистауская область
Проблема формирования естественнонаучной грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке и компетенциям учителя. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся. Поэтому главной в профессиональном становлении учителя является задача повышения его технологической компетентности, охватывающей теоретическую подготовку и практический опыт применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и трансформации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Ученики должны активно принимать участие на всех этапах учебного процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки — неотъемлемая часть обучения.
Прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик, поэтому на протяжении всех уроков необходимо:
• Создание коллаборативной среды, что позволяет личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения.•Формирование саморегулирования, что обеспечивает самонаправленность, самостоятельное определение проблемы и цели, самостоятельный выбор стратегий для достижения целей.• Развитие критического мышления, что способствует осмыслению, оценки, анализу и синтезу информации, которые послужат основанием к действию.• Оценивание обучения, развития собственного понимания и определения обучения, для дальнейшего совершенствования.
Составление среднесрочного плана помогает отследить внедрение всех семи модулей Программы, использование и не повторение разнообразных приемов обучения и способов оценивания, для динамического роста и развития школьников. Развитие человека происходит в тесной взаимосвязи когнитивного, социального и эмоционального мышления. Одной из составляющих такого развития является диалоговое обучение. Очень важно учить детей общаться, задавать вопросы, при этом ученики учатся развивать свою мысль, отстаивать свою точку зрения, анализировать, становятся более уверенными и свободными в общении. Диалог должен занимать центральное место на уроке. При диалоговом обучении слабо мотивированный ученик может обратиться за помощью, не только к учителю, но и самое главное к своим товарищам, членам своей группы, происходит взаимообучение. Диалоговое обучение взаимосвязано с обучением критическому мышлению. Использование технологии критического мышления очень эффективно на уроках математики. Оно развивает умение работать с информацией, логически мыслить, решать проблемы, аргументировать свое мнение, самообучаться, сотрудничать и работать в группе. Ученикам очень нравится составлять кластер по разным темам, задание на возращение к «известной информации», прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки», синквейна, прием «Лист решения проблем» для отработки навыка решения задач. Учитель и ученик меняются ролями, главная роль принадлежит ученику, а учитель — консультант, помощник. В планировании последующих действий учителя по составлению плана работы по повышению качества усвоения учащимися учебного материала большое значение имеет оценивание, самопроверка и взаимопроверка дают большие возможности, учащиеся начинают ощущать себя активными участниками процесса своего обучения, учатся защищать свою работу. Их надо учить анализировать свою работу, решать, что нужно сделать для улучшения усвоения материала, как преодолеть проблемы, контролировать процесс продвижения к цели, самооценка в большой степени связана с саморегулированием. Большинство учеников заинтересовано в получении качественного образования, а использование традиционных форм поиска знаний сейчас уже недостаточно для достижения высоких результатов обучения. Использование ИКТ позволяет удовлетворить потребности современных детей. На уроках необходимо активно использовать данную технологию: парная и групповая работа с компьютерной презентацией, самостоятельное составление кластера, опорной схемы по теме, составление вопросов к видеофрагменту, использование интерактивной доски. Ребятам очень нравятся такие уроки, применение компьютера позволяет моделировать и визуализировать различные физические эксперименты, предоставляет возможность самостоятельного исследовательского поиска.
Одной из сложных задач в преподавании является работа с талантливыми и одаренными учащимися, она требует тщательной подготовки и продумывания плана работы. Включение дифференцированных заданий, заданий на опережение, индивидуальных работ, использование их как консультантов, применение групповых форм работы помогает учесть потребности таких детей. При решении задачи в группе, одаренный ученик не только решает сам, но и обучает других, показывает приемы всестороннего исследования.
Но в своей работе надо учитывать и возрастные особенности детей, возраст оказывает влияние на восприимчивость ребенка, на его интересы. Организация работы в группе очень помогает в этом. Она учитывает стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе, атмосфера взаимопонимания и сотрудничества на уроке дает возможность удовлетворить эту потребность. Большое значение имеют для подростка личные успехи в обучении, использование баллов вместо оценки помогает учесть чувство детей, ведь чувство успеха окрыляют, в то время как неудачи могут повлечь за собой снижение интереса. Так как учебные интересы младших подростков находятся в стадии развития, становления, приемы критического мышления помогают активизировать учащихся и настроить их на изучение новой темы. Каждый возраст имеет свои ценности, свой круг общения, свои интересы и задача учителя выстроить программу так, чтобы намеченные цели обучения вызвали осознанный интерес у детей. Нужно учить детей отходить от автоматического неосознанного приобретения знаний к постепенному активному осознанию контроля над этим знанием.
В результате: происходит отход от трансляции готовых знаний; механического запоминания, поверхностного обучения; использование методов воспроизводства, натаскивания. Учебные занятия строятся так, чтобы предоставить возможность ученикам размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание, то есть активно участвовать в процессе учения, что повышает их функциональную грамотность. Процесс обучения направлен на становление учащихся независимыми, самомотивированными, уверенными, ответственными с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.
Таким образом, задача формирования функциональной грамотности учащихся при обучении математике, должна быть осуществлена в аспекте содержания учебной деятельности и компетентности учителя.
Одной из  важнейших задач современной школы является формирование функционально грамотных людей. И эта функциональная грамотность – ведущая способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях. Она вбирает в себя, говоря словами Сухомлинского, «приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности , в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их в практике.» Одним из важнейших предметов в решении этой задачи является математика.. Именно математика
         - способствует развитию логического мышления,
         - заставляет  искать решения нестандартных задач,
         - подталкивает к  размышлениям  над парадоксами,
         - формирует навыки проведения анализа  содержание условий теорем и доказательств.
На развитие учащихся, формирование познавательного интереса наиболее успешно влияют задания поискового и исследовательского характера. Исследовательские задачи – самый продуктивный путь к  решению  проблемы, ответ на которую не является очевидным и не может быть получен путем применения известных схем. Решая такие задачи,  ученик познает много нового:
       - знакомится с новой ситуацией, описанной в задаче,
       - решает её с применением математической теории,
       - познает новый метод решения.
Исследовательские задачи благодатная  почва  для проявления творческой активности учащегося, выражающейся в стремлении познать объективно новые факты,  используемой  теорию научных исследований, воспитывающей  правильное мышление и, что является наиболее важным фактором, приучающей  к полноценной аргументации. При этом  учащихся формируется особый стиль мышления: соблюдение формально-логической схемы рассуждений, лаконичное выражение мыслей, четкая расчлененность хода мышления.
Познавательный  интерес у ребят развивает их: у них  возникают вопросы, ответы на которые он активно ищет. А исследовательская деятельность совершается с увлечением, ученики испытывают эмоциональный подъем, радость от удачи.  Эта деятельность позволяет
       - проявить себя,
       - попробовать свои силы,
       - показать свои знания,
       -  публично показать результат,
       - самоутвердиться.
Тот исследовательский навык,  приобретенный в школе, поможет ученику:
-расширить знания об окружающей среде;
        - увидеть бесконечность его познания;
-научиться работать с различными источниками информации, осуществлять выбор наиболее значимого содержания из имеющегося информационного массива;
-сформировать научно-исследовательские навыки;
- уметь применять математические знания к практическим нуждам.
Задания исследовательского характера существенно отличаются от традиционных заданий уже своей формулировкой. Так,  большая часть заданий школьных учебников звучит так: «Решить уравнение», «Доказать, что выражение … больше выражения …», «Упростите…» и т.п.А в формулировках исследовательских заданий нет явного ответа, его необходимо самим найти и обосновать. И формулировки заданий более развивающие, более творческие:
Исследовать …:
Определить, какое из выражений больше:
Найти необходимое и достаточное условие;
Существуют ли такие значения с, что множеством решений неравенства … является:
а) числовой промежуток …; 
б) множество всех чисел.
В ходе решения исследовательских задач у учащихся часто возникают затруднения, поэтому учителю следует задавать наталкивающие вопросы. Уметь задавать вопросы – одно из важнейших умений учителя, так как умело заданный вопрос обеспечивает правильный и конкретный ответ учащихся. Далее  необходимо, чтобы учащиеся осуществляли исследование ответа, вывода (т.е. ставили вопрос о существовании решения, о числе решений, об особых случаях, какие могут представиться) при рассмотрении каждой задачи, особенно такой, которая предлагается в общем виде.
Проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования, можно использовать при изучении таких тем: ««Теорема Пифагора», «Сумма углов треугольника», «Взаимное расположение двух окружностей», «Признаки параллельности прямых», «Площадь многоугольников», «Свойства квадратного корня» и других.
Кроме уроков-исследований, целесообразно  проводить также мини-исследования. В них присутствуют лишь некоторые исследовательские элементы. Выполнение задания занимает несколько минут. Вот пример совсем небольшого проблемного вопроса: «Почему треугольник назван «треугольником»? Можно ли дать ему другое название, также связанное с его свойствами.
1.Урок геометрии в 7 классе. Тема: « Неравенство треугольника»
Учащимся предлагается построить треугольник, используя макеты сторон. а) 7, 12, 9;  б) 7, 14, 7; в) 5, 16, 7.
31051599060343471551435
Учащиеся убеждаются, что в первой задаче треугольник построить легко. Во второй задаче получился отрезок. Почему? Можно ли построить треугольник в третьем случае? Учитель выслушивает версии учеников.
Треугольник, с какими сторонами мы смогли построить? (Треугольник со сторонами 7, 12, 9.)
AB < BC + АС, так как 9 см < 7 см + 12 смВС < АВ + АС, так как 7 см < 9 см + 12 смАС < АВ + ВС, так как 12 см < 9 см + 7 см.
– Как называются выражения, записанные на доске? (Неравенства.)– Что связывают эти три неравенства? (Стороны треугольника.)– Какова тема урока? (Неравенство треугольника.)– Сформулируйте это свойство. (Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон.) Доказательство теоремы
– Откройте учебник на стр. 74, прочитайте формулировку теоремы о неравенстве треугольника.
Ученики обозначают стороны треугольника, записывают неравенства в тетради Работа в парах.
И  по  мере того, как учащиеся овладевают типичными исследовательскими вопросами, учитель из транслятора готовых знаний превращается в руководителя семинара.
 2.  Урок геометрии в 9 классе по теме: « Сложение векторов»
Исследовательская самостоятельная работа учащихся по приобретению новых знаний. (Работа в группах)
33040249197256070591440
На столах тексты с задачами на сложение векторов.
Из норки выбежали двенадцать мышек и увидели кусочек сыра в виде прямоугольника, они с разных сторон взялись его нести, удастся ли им принести его в норку?
Представьте басню в виде задачи сила тяги лебедя, сила тяги рака, сила тяги щуки и выясните, чему будет равна сумма всех сил, действующих на тело?
Выполняя задания, ученики строят чертеж и представляют результаты работы на доске
Исследовательские задачи(это высший уровень мыслительной деятельности) помогают ученикам самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Каждый  ребенок  дарован от природы склонностью к познанию и исследованию окружающего мира. И правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков.
Список использованной литературы
Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». 14.12.2012.
Государственная Программа развития образования Республики Казахстана 2011-2020 годы от 7 декабря 2010 года.
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы.
Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327 с.
Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы)//Педагогика. 1999. - №2. - С.26-29.
Перминова Л.М. Функциональная грамотность/ неграмотность как социально-педагогичекое явление. – М., 2003
Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. – М., 1997.
Тянгян С.А. Грамотность в компьютерный век. – М.: Педагогика. – 1995. - №1.
Түйін.Мақалада автор өз тәжірибесімен бөліседі.Математика сабағында жоболау тәсілі оқушылардың пәнге деген қызуғышылығын арттырады. Ғылыми ізденіс жұмыстарға баулыды.
Summaru. The organizations of project work in the mathematical lessons are revealed in the article. The author puts forward the hypothesis that students’ motivation level to the studying, independence in gaining mathematical knowledge will be increased during the project work. Given hypothesis is based on her own experience, backed up the teaching of the students.