Развитие функциональной грамотности чтения информационных текстов на уроках географии

Развитие функциональной грамотности чтения информационных текстов на уроках географии
Аннотация методической разработки
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для Казахстана, но и для всего мирового сообщества. В настоящее время цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей, что отмечено в Федеральных государственных образовательных стандартах. Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». С точки зрения А.В. Хуторского, «введение понятия «образовательные компетентности» в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решить проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо владеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач и ситуаций».
При проведении входного контроля по географии было выявлено, что ученики сталкиваются с проблемой извлечения информации из двух и более источников, часто плохо ориентируются в тексте, не всегда могут перевести простую информацию из графического представления в текстовое и наоборот и на основе этого сделать выводы. А в географии очень важно уметь формулировать основные выводы по тексту и устанавливать причинно-следственные связи для понимания процессов, происходящих как в географической оболочке, так и социально-экономической области.
Возникла идея разработать серию заданий, которая бы позволила ученику овладеть различными приемами работы с текстами на уроках географии.
Методическая разработка
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для Казахстана, но и для всего мирового сообщества. Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». С точки зрения А.В. Хуторского, «введение понятия «образовательные компетентности» в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решить проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо владеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач и ситуаций». При проведении входного контроля по определению функциональной читательской грамотности было выявлено, что ученики сталкиваются с проблемой извлечения информации из двух и более источников, часто плохо ориентируются в тексте, не всегда могут перевести простую информацию из графического представления в текстовую и наоборот, и на основе этого сделать выводы. Умение формулировать основные выводы по тексту и устанавливать причинно-следственные связи, являются ключевыми в курсе географии, для понимания процессов происходящих в географической оболочке, в социально-экономической области.
Таким образом, было выявлено противоречие между требованиями, предъявляемыми к результатам обученности ученика начальной школы и фактическими результатами, обнаруженных в ходе реальной педагогической практики в других классах: ученику 5 класса сложно читать научно-популярные тексты, делать выводы на основе прочитанного, выполнять задания, содержащиеся в учебнике, в которых фактически находится несколько вопросов.
Причину этой проблемы мы видим в отсутствии опыта деятельности ученика, связанного с применением различных способов работы с информацией. На основе анализа проведенных диагностических тестов и входного контроля возникла идея разработать серию заданий, которая бы позволила ученику овладеть различными приемами работы с текстами на уроках географии. Под текстом мы понимаем любую информацию, представленную в знаково-символьной форме.
В качестве формы реализации идеи был выбран проект, поскольку он позволяет скоординировать действия во времени, оперативно реагировать на изменения педагогической ситуации.
Цель: развитие функциональной грамотности чтения информационных текстов на уроках географии как основы информационной компетентности.
Задачи:
Создание условий для получения опыта деятельности обучающихся с информационными текстами через разработку компетентностно-ориентированных заданий;
Проверка эффективности различных приемов, используемых для работы с разными информационными источниками;
Разработка контрольно- измерительных материалов по отслеживанию уровня развития функциональной читательской грамотности;
Апробация разработанных материалов;
Анализ эффективности разработанных материалов.
Образовательным продуктом проекта является созданная система заданий и методические рекомендации к ним, а также таблица эффективности различных приемов используемых для работы с разными информационными источниками.
Результатом проекта является положительная динамика в уровне развития функциональной читательской грамотности информационных текстов.
Промежуточные результаты - продукты проекта
1. Определены следующие типы информационных текстов:
текстовые, представляющие собой учебные статьи и задания к этим статьям, энциклопедические материалы, статьи в журналах;
графические (карта, диаграммы, графики, таблицы, схемы);
реальные объекты окружающей среды (животный и растительный мир, погодные явления, климатические особенности, коллекции горных пород, гербарии и т.п.);
аудио- и видеоматериалы (фрагменты фильмов, звуки природы);
модели и макеты-панорамы, в том числе и интерактивные (глобус, формы рельефа, вращение земли);
приборы (компас, флюгер, барометр, нивелир и т.п.).
2. Дан анализ приемов работы на уроке с точки зрения развития функциональной читательской грамотности информационных текстов.
3. Соотнесены аспекты информационной компетентности, типы информационных текстов, возможные приемы работы на уроке с целью развития функциональной читательской грамотности информационных текстов.
Промежуточные результаты – эффекты проекта
Критерий. Повышение мотивации к выполнению компетентностно-ориентированных заданий.
Показатель результативности – анкетирование обучающихся.
Анкетирование было проведено в октябре 2014 года. В анкетирование приняло участие 75 человек.
1. Какие задания тебе интересно делать на уроке?
А) работать с учебником – 2 %
Б) решать географические задачи – 45%
В) самому придумывать задания или вопрос – 85%
Г) делать модели на компьютере – 100 %
Д) составлять схемы, графики, таблицы – 30%
2. Что для тебя важно при выполнении заданий?
А) задание должно быть интересным, связанным с жизнью – 100%
Б) в задании должны быть представлены критерии оценки – 33%
В) консультация учителя – 75%
Г) возможность выполнения совместно с одноклассником – 80 %
Д) не потратить много времени на выполнение заданий – 50 %
3. Интересно ли тебе выполнять задания на бланках?
да – 80%
нет – 12 %
не знаю – 8 %

ђ Заголовок 1 ђ Заголовок 215