Доклад Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы


Китарова Лайла Толыбаевна учитель русского языка и литературы
Западно-Казахстанская область
Чингирлауский районТасмолинская СОШ

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Термин «грамотность», введенный в 1957 г. ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Иными словами, грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, то есть способность иметь дело с печатным словом (в более современном смысле – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами).
Одновременно были введены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности». Первое характеризует способность читать и писать простые сообщения, второе – способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному музыкальному центру, написать исковое заявление в суд и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования с многоплановой человеческой деятельностью.
Функциональную грамотность составляют:
- элементы логической грамотности;
- соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности;
- требования технологических процессов, в которые он вовлечен;
- информационная и компьютерная грамотность;
- воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия;
- коммуникативность.
Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. Функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности. Функциональная грамотность обнаруживает себя в конкретной статичной ситуации, так же как и функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Функциональная грамотность есть характеристика, которая приписывается человеку, прошедшему через определенный этап образования. Образование при этом рассматривается как сфера деятельности, средство, обеспечивающее определенный уровень грамотности.
Функциональная грамотность проявляется в умении использовать цифровое оборудование: в умении пользоваться цифровой фото и видео аппаратурой, периферийными устройствами компьютера.
Ученик, использующий цифровое оборудование способен оптимально выбирать цифровое оборудование для решения возникающих задач в жизни, работе и учебе, имеет преимущества при трудоустройстве. Быстро осваивает средства и способы деятельности.
Неразвитость свойства приводит к развитию "компьютерной тревожности", технофобии, проявляется в неготовности использовать существующие цифровые устройства и осваивать новые.
Для развития качества требуется знание о цифровых устройствах, опыт их использования на практике, владение программным обеспечением для подобных устройств, . Информационная грамотность, умение использовать программное обеспечение для цифровых устройств, самопознание, уверенность в себе, смелость.
Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности. Функциональная грамотность обнаруживает себя в конкретной статичной ситуации.
О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Например, когда человек формально может писать, но при этом не умеет изложить свои мысли письменно (или в какой-то другой знаковой или символьной форме). Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и другими.
Способность учиться всю жизнь, способность выбирать технологии, способность задавать вопросы, сформулировать свой информационный запрос.
В 1996 г. в Берне в рамках программы Совета Европы был поставлен вопрос о роли «ключевых компетенций» (key competence), которыми должен обладать обучающийся с тем, чтобы успешно жить и продолжать свое образование. В частности, успех в жизни, профессиональной работе, семейных делах и других социальных сферах требует от выпускника школы наличия таких «ключевых компетентностей», как «автономное действие» (самостоятельность и индивидуальная инициатива), «использование инструментов» (физических и социокультурных средств, включая компьютер, естественный язык и т.д.), «функционирование в социально неоднородных группах» (толерантность, готовность взаимодействовать с людьми, отличными от тебя самого). Кроме того, выделяются политическая и социальная компетентности (разрешение конфликтов ненасильственным путем и участие в поддержании демократических институтов), критическое отношение к информации в средствах массовой коммуникации и рекламе, способность учиться на протяжении всей жизни и т.д.
В современной отечественной педагогике термин «ключевые компетенции» стал активно использоваться с тем, чтобы подчеркнуть тот факт, что, помимо предметных знаний и умений, важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные, «над(вне)предметные» умения, применимые в разных видах деятельности, в том числе умение планировать собственную деятельность, проявлять самостоятельность в обучении, сотрудничать при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность. Хотя ключевые компетенции явно не противопоставляются традиционным ЗУН, тем не менее отмечается, что предметные знания, умения, навыки, с одной стороны, и универсальные умения, с другой, – это разные образовательные результаты, в основе которых лежат разные типы содержания образования. Например, среди ключевых компетенций выделяются: информационная (умения интерпретировать и критически оценивать информацию, представлять информацию в разных формах и на разных носителях), решение проблем (умения формулировать и анализировать проблемную ситуацию, определять стратегию решения, планировать и контролировать свою деятельность), социально-коммуникативная (умения соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно работать в группе, грамотно оформлять документы, отстаивать свою точку зрения и т.д.), предпринимательская (умение открыть свое дело и т.д.).
Соответственно предлагается сменить приоритеты в сфере школьного образования: главной целью обучения является не достижение учащимися определенного уровня предметных знаний и умений, а формирование системы ключевых компетенций, позволяющих молодым людям успешно применять усвоенные знания в практической ситуации и тем самым успешно адаптироваться в динамическом социуме.
Компетенции – это умение применять практико-ориентированные знания в бытовых, социальных и профессиональных видах деятельности («знаю, как, где и когда»).
Современный урок по русскому языку и литературе должен быть направлен на развитие функциональной грамотности учащихся через формирование ключевых компетенций. Ключевые компетенции – это компетенция решения проблем через самостоятельную работу ( прочитать и определить, что надо сделат , информационная ( научить воспринимать информацию вслух, зрительно и т.д.), коммуникативная ( это умение оформить свои мысли устно или письменно). В формировании функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы большое значение имеет выбор источников информации и средств решения познавательных задач. В период перехода к информационному обществу, одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные информационные технологии. Учитель должен использовать новые технологии, которые создают условия для говорения, для общения, для выражения своих мыслей. Необходимо строить урок так, чтобы мыслительная активизация учащихся повышалась от этапа к этапу урока. Так, например, активизацию учащихся можно поддерживать в течение урока с помощью стратегий критического мышления, которые направлены на развитие речи через чтение и письмо: кластера, синквейна, чтения с пометами, направленного чтения, венн-диаграммы., таблицы-маркировки текста. Интересны и результативны задания с серией функциональной грамотности: написать продолжение текста или начала текста, составить вопросы по тексту, составить диалог, вставить внутрь, вопросы, связанные со стилизацией текста, используя те же части речи, которые есть в тексте, и составить по аналогии текст. Для развития речи и пополнения словарного запаса можно использовать ТРИЗ и РТВ. Ряд приемов чтения, развивающих минимальную грамотность: чтение парами, по цепочке, до первой ошибки, контроль за выразительным чтением. Эффективны на уроке приемы изучающего чтения: до чтения – это прогноз на результат текста; чтение- беседа по теме текста с опережением; после чтения – это определение главной мысли, составление плана и так далее. Для эффективного развития функциональной грамотности необходимо внедрить уроки говорения, с целью создания языковой среды. В основе урока говорения интерактивные методы и приемы, формирующие лингвистические навыки и умения учащихся.
Предположение, что процесс формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы реализуется на основе компетентностного подхода, подтвердилось.
Высока роль русского языка и литературы в формировании функциональной грамотности учащихся; используя интерактивные методы и приемы, учителя могут создавать условия для развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Таким образом, изменив приоритеты в сфере школьного образования, можно решить одну из главных проблем: формирование функциональной грамотности учащихся, прежде всего средствами содержания школьного образования на основе компетентностного подхода. Ибо цена вопроса безмерно высока, поскольку выбор приоритетов школьного образования имеет непосредственное отношение к качеству общества: будет ли оно в ближайшей перспективе состоять из успешных исполнителей- потребителей либо из умных людей.


Литература:
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. № 10. 2003.
2. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. № 5. 2007. С. 140-144.
3. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006.
4. Каспржак А.Г., Иванова Л.Ф. (ред.). Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: Варианты решения. М.: Просвещение, 2004.