Конспект занятия по логопедии для 2 класса на тему Звук и буква Ч


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №16»
Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
Конспект
логопедического занятия
во 2 классе
по теме: Звук и буква Ч
Подготовила учитель-логопед
Харитонова Г.Ф.
Симферополь 2015г.
Цели занятия:
- учить правильно произносить звук /ч/;
- слышать его в своей и чужой речи;
- автоматизация произношения звука /ч/ в слогах, словах, в речи.;
- закрепление правописания ЧА-ЧУ;
-учить образовывать существительные со звуком /ч/;
-учить работать с предложениями (образовывать и восстанавливать);
- воспитывать культуру речи, любовь к природе
Оборудование:
Профили звука /ч/, предметные картинки с изображением чашки, чая, чеснока, сорочки, печки, тучи, ученика, черепахи и др.; воздушные шары со слогами, листики с приложениями для работы детей, слайды и видео к уроку, живая черепаха.Ход занятия
Организационный момент
Тема и цели занятия
- Ребята, сегодня на занятии мы будем работать над правильным произношением звуков и букв в слогах, словах и в речи;
- закрепим правописание буквосочетания ча-чу;
- будем работать над образованием слов;
- обязательно следим за звукопроизношением;
- грамотно образовывать слова;
- расширять свой словарный запас;
- и, конечно, не будем забывать о культуре речи.
Логопедическая зарядка
- Чтобы у нас все получилось, нам необходимо сделать зарядку.
1 зарядка для языка (слайд 1)
-Нам помогут сделать зарядку животные
(во время зарядки логопед контролирует движения детей и дает рекомендации)
2 зарядка – звукоподражание
- Какой звук издает поезд? (чух-чух) (рекомендации)
- Какой звук мы произнесем, когда хотим тишину? (тшшшш) (рекомендации)
3 зарядка на дыхание
«свечки» «перышки» (рекомендации)
Итог работы детей
Артикуляция и характеристика звука /ч/
Чистоговорка
У четырех черепах по четыре черепашонка.
- А сейчас приготовим наши ротики, вспомним о дыхании и произнесем чистоговорку медленно, проговаривая каждый звук.
(рекомендации)
Повторение
- Какой звук часто повторяется в чистоговорке? (звук Ч)
- Какую букву обозначает этот звук? (звук че)
- Что вы знаете об этой букве?
- Молодцы!
-А теперь подберите и произнесите слоги с этим звуком.
(работа по приложению упражнение 2)
(ответы детей)
Итог: - Молодцы! Правильно подбирали слова, и старались четко и произносить звук /ч/.
5.Работа по теме занятия
*Игра с воздушными шарами «Собери слово»
- Сейчас будьте внимательны. Перед вами воздушные шары со слогами. Ваша задача – собрать слова из них и правильно произнести и указать место звука /ч/ в этих словах (чашка, туча, печка, чудо)
- Молодцы! Хорошо поработали!
* Пальчиковая гимнастика (слайд 2)
- Чтобы перейти к следующему этапу работы мы с вами подготовим наши пальчики.
(рекомендации)
- Молодцы! Теперь наши пальчики и руки готовы работать.
7. Работа с предложениями (приложение упр.3)
*- Переходим к работе с предложениями.
- Перед вами на листиках зашифрованные предложения. Попробуйте их отыскать и прочитать (ответы детей).
- Молодцы! Запишите предложение на строчках.
* - Переходим к следующему заданию. Посмотрите на слова. Что вы заметили? (не хватает слогов)
- Ваше задание: подобрать слоги и образовать слова. Недостающие слоги впишите в слова (работают вслух)
- Молодцы! Устали? Время отдохнуть.
Физминутка (слайд 3)
Работа со слогами (приложение упр. 4)
- Перед вами слова. Вам нужно добавить в слова слоги ЧА, ЧО, ЧУ.
(коллективное выполнение работы с комментированием)
9. Работа с предложениями (приложение упр.5)
- Приступаем к следующему заданию перед вами незаконченные предложения. Вам надо дополнить предложения словами врач, печенье, Олечка.
- Посмотрите внимательно на предложения и назовите слова, в которых есть буква Ч. (ответы детей)
10. Сюрпризный момент
- Ребята, у меня на столе стоит коробка и из нее слышатся какие-то звуки. Давайте откроем ее и посмотрим, кто издает эти звуки.
(логопед открывает коробку и достает из нее черепаху)
Беседа с детьми о черепахе
- Что вы знаете об этом животном?
- Чем оно вам понравилось?
- Давайте посмотрим небольшое видео о черепахах.
(просмотр видео о черепахах)
(Вопросы по просмотренному)
11. Итог занятия
Беседа: - Чем занимались на занятии?
- Что запомнилось?
- Что понравилось?
Приложение
ЧистоговоркаУ четырех черепах по четыре черепашонка.
Слоги
Ча – чашка, чайка, чаща, удача, задача.
Чи – кричи, мячи, лечи, чисто, ключи.
Че – чеснок, человек, честный, черепаха, четыре.
Чу – чулок, чудо, чучело, чужой.
Предложение
Анученикоетчиталфлпошипучебникулб.
________________________________________________________________________________________________
Снербелочкавуыпрыгаетдшстрелочкигнпнартпелочку.
________________________________________________________________________________________________
Добавь в слова слоги ЧА, ЧУ, ЧО
Бо____к, ко_____н, пле ____, ту ____, ____ деса, то ____, _____сы, крю ______к.
Дополните предложения словами врач, печенье, Олечка.
Вовочка купил _____________ .Отлично выучила урок ______________ .Леночку вылечил ____________ .- Укажите место звука Ч в вставленных словах.
Источники:
- www.youtube.com/watch?v=h7rBOOf352k- www.youtube.com/watch?v=I3B9F6IXgsQ- www.zina-blog.ru/prikoly-cherepah- www.youtube.com/watch?v=ybu-alVIwC0- https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0CAYQjB1qFQoTCMXSmrat0cgCFQf8cgodtQgEpQ&url=http%3A%2F%2F900igr.net%2FDetskie_prezentatsii%2FBiologija.Morskie_zhiteli%2FMorskie_zhiteli_1.files%2Fdetskie_kartinki_zhivotnykh_015_Morskaja_cherepakha.html&psig=AFQjCNFXYthDFYnxraxX8BX9XZ1mURbqOA&ust=1445440937343724https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0CAYQjB1qFQoTCJ3erdWt0cgCFcQPcgodRY8KRQ&url=http%3A%2F%2Fikea-market.com.ua%2Fstore%2Fchai-i-kofe%2Fchashka-bolshaya-roza-lida&bvm=bv.105454873,d.bGQ&psig=AFQjCNF4EzN4wS8X4dieCEC0sqcsQfoyaA&ust=1445441047948219https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0CAcQjRxqFQoTCMGP3Ymu0cgCFanvcgodrNoDDg&url=http%3A%2F%2Fwww.cartoonclipartfree.com%2FCliparts_Free%2FWoerterbuch_Free%2FAnglo-russko-anglijskij%2520slovar-020.html&bvm=bv.105454873,d.bGQ&psig=AFQjCNEYNRj2bPscPKVzJAmfLRN93-rnRA&ust=1445441152504414https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0CAcQjRxqFQoTCLiu1q2u0cgCFYf3cgodaQYF4w&url=http%3A%2F%2Fdayfun.ru%2Farchives%2F13352&bvm=bv.105454873,d.bGQ&psig=AFQjCNEgHCLe7oMlDC3wUpKNVQaAUzxitQ&ust=1445441229549592https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0CAcQjRxqFQoTCMSx17mu0cgCFWaXcgodqWcHPA&url=http%3A%2F%2Fshoppodarki.com%2F50-chto-podarit-lechaschemu-vrachu.html&bvm=bv.105454873,d.bGQ&psig=AFQjCNGDNsh0aSbtO9whWRCduWc0lL-jmg&ust=1445441260695356https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0CAcQjRxqFQoTCIn3-eeu0cgCFaSpcgod_ukIQg&url=http%3A%2F%2Fsstrouey.ru%2Fpechene-s-predskazanijami.html&bvm=bv.105454873,d.bGQ&psig=AFQjCNFn7TeA0Q2xIbdpW2-yVynQQDJVDw&ust=1445441336493793https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0CAcQjRxqFQoTCIrtxJiv0cgCFSOocgodMtAG6Q&url=http%3A%2F%2Ftrikky.ru%2Fkakaya-tyi-uchenitsa.html&bvm=bv.105454873,d.bGQ&psig=AFQjCNF2uXNENu1D5G4ZFxJznOsHsgCucQ&ust=1445441449029736