Конспект интегрированного урока с использованием технологии деятельностного метода обучения Черное море и его обитатели

Интегрированный урок (итог проекта)
с использованием технологии деятельностного метода обучения
во 2-Б классе школы №14

ТЕМА: «Чёрное море и его обитатели».

Форма проведения: урок с использованием ИКТ (мультимедиа)
Тип урока: урок проект, исследовательский урок, с элементами «открытия» новых знаний (на уровне восприятия, осмысления и запоминания),
Методы обучения: словесный (объяснение ), демонстрационно - наглядный (ИКТ), практический
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная
Приёмы: проблемные ситуации в игровых моментах презентации, беседа, слушание, комментирование, работа в парах.
Цель урока:
-провести заключение проекта «Чёрное море» и установить межпредметные связи при проведении комбинированного урока («Севастополеведение» с уроками окружающего мира, природоведения, чтения, математики, рисования);
-обобщить знания учащихся, полученные на экскурсии в краеведческий музей и океанариум, об обитателях Чёрного моря, познакомить с опасными животными, а так же с теми, кто занесен в Красную книгу;
-создать условия для становления и развития творческого исследовательского мышления через вовлечение в учебно-исследовательскую деятельность;
-формировать морально-волевые качества и умения контролировать свое поведение в учебных ситуациях;
-совершенствовать умение наблюдать;
-развивать речь, память, мышление, творческие способности;
-воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Задачи урока:
Образовательная:
- способствовать расширению кругозора детей.
Воспитательная:
- прививать любовь к морским животным, умение замечать красоту морских обитателей.
Развивающая:
- способствовать развитию познавательного интереса
- формировать умение работать в группе сверстников
- способствовать развитию творческих способностей младших школьников.

Материалы и оборудование:
- мультимедийный проектор и презентация
- рабочие тетради по «Севастополеведению»
- иллюстрации с изображением обитателей Чёрного моря, рисунки ребят, детские сказки об охране Черного моря.

Планируемые результаты (формирование компетенций средствами содержания образования):
1. Учебно-познавательные компетенции:
- ознакомить с морской флорой и фауной Чёрного моря (с животными Черного моря, занесенными в Красную Книгу),
- представление результатов проектной деятельности с дальнейшим обсуждением;
2. Коммуникативные компетенции:
-слушать собеседника, вести диалог, проявлять активность во взаимодействии в игровых моментах урока для решения познавательных задач;
3. Регулятивные компетенции:
-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
-оценивать себя, границы своего знания и незнания;
- вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителя
4. Личностные компетенции:
- проявлять интерес к изучению темы;
- осознание своей успешности на уроке,
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим
5. Информационные компетенции:
-при помощи мультимедийного проектора и информационных технологий обеспечить навыки деятельности учеников по отношению к новым знаниям, полученным на уроке по теме, активизировать познавательную деятельность, повышать уровень комфортности обучения, создавать благоприятный психологический климат на уроке.








ХОД УРОКА.

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Начинается урок. Он пойдёт вам, дети, впрок.
Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте и на уроке не зевайте!

II. Актуализация опорных знаний и мотивация.

Постановка проблемной ситуации: На столе лежат мел, рыбные консервы, ракушки, рапана, засушенный морской конёк, бутылочка йода.
Учитель: Что объединяет все эти предметы? (море)

Посмотри: до горизонта
Все вода, вода, вода
Здесь гуляют на просторе
Корабли и катера.
Разгулялся ветер на его просторе,
Вот поднялись волны
И проснулось море.

-Как вы думаете, почему я прочитала именно этот отрывок - о море?

Постарайтесь сами назвать тему урока

-Да, сегодня мы с вами будем говорить не только о Чёрном море, но и отправимся на экскурсию, это будет необычное путешествие. Мы будем исследовать морские глубины, чтобы узнать, какие тайны и опасности таят эти чудесные воды.

III. Постановка учебной задачи
СЛАЙД №2
Представьте, что мы решили изучать подводный мир. Как мы можем это сделать? При помощи чего? (Акваланг, гидрокостюм, батискаф)

Да, опуститься в подводный мир нам поможет удивительный аппарат, который называется батискаф.
-Ребята, кто знает, что такое батискаф?
Батискаф - это стальной шар. Окна в нём из твёрдого стекла. В шар через дверь - люк залезает человек. Для того, чтобы батискаф опустился на глубину, его нагружают дробью, она и тянет его на дно.
А мы будем с вами загружать батискаф информацией.
- Говорить мы будем с вами об обитателях моря, вспомним, кто живёт в морских глубинах. Узнаем, каких морских животных считают опасными? Какие из них стали очень редкими и занесены в Красную Книгу?

Работа в тетради по «Севастополеведению» стр. 26

IV. Открытие нового знания
СЛАЙД №3
-А вы знаете почему у нашего моря такое название?
- Всегда ли оно так называлось?
Нет, не всегда. На протяжении истории оно сменило несколько названий:
1. Древние греки называли его – Понт Эвксинское «гостеприимное».
2. Русские – Понтским или Русским.
3. А ещё на протяжении всей своей истории оно имело множество названий: Киммерийское, Скифское, Синее, Сурожское, Таврическое.

А почему назвали Чёрным?
Существует несколько предположений:
1. Это название дали турки, которые приходили на его берега, чтобы покорить местное население. Но они встречали очень ожесточённое сопротивление, так что даже море прозвали Чёрным, негостеприимным.
2. С точки зрения моряков, потому, что на море бывают сильные штормы, во время которых вода в море темнеет. Но сильные штормы бывают редко.
3. Есть предположение, что море называют «Чёрным», из-за ила чёрного цвета, который выбрасывает море после шторма.
4. Учёные же предполагают, что из-за сероводорода. Т.к. любые металлические предметы, даже из золота на глубине чернеют.
Сероводород- это продукт жизнедеятельности бактерий, которые в большом количестве обитают в глубине. Они разлагают трупы животных и растений. За миллионы лет бактерии накопили более миллиарда тонн сероводорода Поэтому никакой другой жизни в глубине Черного моря нет.

-Итак, аппарат загружен и мы начинаем медленно опускаться.
Развитие фонематического слуха. Слышны звуки моря.
(Слайд №1)

-Закройте глаза и представьте, что мы с вами погружаемся всё глубже и глубже.
На глубине моря посмотрим, понаблюдаем, какие животные обитают в море.

V. Первичное закрепление
СЛАЙД №4

Отгадайте загадку:

Кругом вода день и ночь о берег бьётся, но вода эта не пьётся,
Потому что не вкусна – и горька, и солона. Кто знает, где так бывает? (море)

- А почему с питьем беда?

«Открытие» учащимися нового знания:
– А теперь послушайте вторую загадку и скажите, о ком будем говорить дальше:

По земле не хожу, плаваю в глубине, бью хвостом по волне,
Рот есть – не говорю, глаза есть – не мигаю, крылья есть – не летаю. (Рыба)

- Правильно, дальше поговорим об обитателях Черного моря:
То ли в небе, то ли в поле, нет, в чудесном Чёрном море обитают на просторе рыбы-
ласточки и кони, и лисицы, и рачки, и коты, и червячки, и морские петухи, и дельфины – пастухи.

СЛАДЫ №5 - №19 (кефаль, султанка, рыба-игла, бычки, зеленушка, камбала, медуза - аурелия, катран, краб, рыба – ласточка, дельфины)
Сообщения, заранее подготовленные учащимися по проекту.

Физкультминутка – игра «Море волнуется»
(дети изображают фигуры морских животных).
Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Рыбка Чёрного моря замри.
Физминутка - энергизатор
- Сейчас мы перенесёмся на берег моря:

Посмотрите вокруг, как здесь красиво!
Представьте, что вы сидите летом на теплом морском песочке. Поиграйте с ним.
А сейчас расслабтесь, закройте глаза.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. (звучит музыка - шум моря)
Мы слышим шум моря, прибой волны
И шелест волн прибрежных.


Волна беседует со мной и говорит:
«Расслабься, успокойся, отдохни.
Почувствуй чистый воздух моря,
Тепло и свет ласкают тело.
Расслабься и послушай тишину. (выключить шум моря)
Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.
Крепче кулачки сожмите,
Их повыше поднимите.
Потянитесь, улыбнитесь! Глаза откройте и проснитесь.

VI.   Включение нового знания в систему знаний и повторение
1. Разноуровневые задания при работе в группах:
-В желудках этих рыб находили самые разнообразные предметы:
часы, очки, обувь, кастрюли и даже неразорвавшиеся гранаты. Что это за рыба?
(Акула.)
-Эта рыба может проглотить рыбу таких же размеров, как и сам. А сам он может достигать полутора метров в длину. В Чёрном море поселился недавно.
(Морской чёрт)
2. Индивидуальная работа.
( Учитель выдает каждой группе карточку- опросник для индивидуальной работы и взаимопроверки)
Соедините стрелкой названия морских обитателей с местом их обитания:
Скорпена заметная
Осьминог
Трепанг Чёрное море
Скат –хвостокол
Морская – черепаха
Краб
Морской ёрш Другие моря
Лангуст
Морж
Морской дракончик
Морская черепаха
Дельфин
Морской конёк

-Чёрное море дружелюбное море, здесь практически не водится опасных для нас животных. Вот те немногие обитатели Чёрного моря, которые могут доставить неприятности людям.

СЛАЙДЫ №20 – 27) Опасные животные Чёрного моря
( дети подготовили сообщения и рассказывают об опасных обитателях моря при показе слайдов)
Медуза корнерот – «НЯНЬКА» ( Работа в тетр. стр.27- решение примеров)
Её легко отличить по мясистому, похожему на колокол, куполу и тяжёлой бороде под ним. На этих кружевных лопастях и находятся ядовитые клетки.
Медуза обжечь слизистую глаз или края губ может больно; поэтому лучше не кидаться медузами друг в друга . Ядовитые клетки находятся на бахроме щупалец, которые находятся вокруг купола медузы. Если трогали медузу ополосните руки- на них могут остаться ядовитые клетки, и если вы потрёте глаза- обожжётесь Старайтесь оплывать медуз стороной; но вообще - то обычная крапива обжигает сильнее.
Морской ёрш (скорпена)
Это настоящее чудовище - большая голова, покрыта рожками, выпученные багровые глаза, огромный рот с толстыми губами. А своими челюстями с множеством кривых зубов он нападает на рыбок. Морские ерши бывают разного цвета. Если его потревожить, то он защищается от врагов - растопыривает колючки и из каждой колючки выделяется яд. Раны от шипов морского ерша причиняют жгучую боль, место от укола краснеет и распухает, может быть температура и недомогание. Если вы пострадали от колючек, лучше обратитесь к доктору. Случайно на скорпену никто не наступает- страдают чаще любопытные ныряльщики, рыболовы.
Морской дракончик
Вытянутое тело, похож на змею с большой головой. Живет на дне моря, любит песок, ил, в который он зарывается, подстерегая добычу. Чувствуя опасность, дракончик расправляет чёрный веер спинного плавника, все пять лучей которого – колючки. Укол дракончика гораздо серьёзнее, чем у ерша-скорпены. В случае такого укола нужно срочно обратиться к врачу.
Скат- хвостокол, морской кот
Скаты - родственники акул. Боков у ската нет, только спина и брюхо, верх и низ.
-В Чёрном море ещё живёт скат - морская лиса . Он безопасен, если не пытаться схватить его за хвост, покрытый колючками.

Больше никого вредного и опасного в Чёрном море нет- ни электрических скатов, ни акул-людоедов. А акула катран бывает около метра в длину, сама боится людей и редко подходит к берегу.
-Вот мы и познакомились с обитателями нашего Чёрного моря.

Если вы внимательно смотрели и слушали своих одноклассников, постарайтесь ответить на вопрос:
- Какие опасные животные живут в Чёрном море?

СЛАЙДЫ №28-34. Животные Черного моря, занесенные в Красную Книгу.
(сообщения ребят об афалинах, морских коньках, тунце, морской мышке, морском петухе, о морском чёрте)

-Вот мы и оказались на самом дне Чёрного моря. А тут никого не видно! Пора заканчивать наше путешествие, освобождаться от дроби, при помощи которой мы опустились. Наш батискаф устремляется вверх. А тут опять чудеса! Летняя ночь

СЛАЙД № 35 Ночесветки
СЛАЙД №37 Дары моря
СЛАЙД №38 Охрана моря

Что мы можем сделать, чтобы сберечь Чёрное море?
Бoльшая часть мусора, который мы бросаем на землю или на песок пляжа, сносится в море ветром или дождём. Поэтому прежде всего мы должны позаботиться о том, чтобы не бросать мусор на землю.
Мы можем использовать экологически чистые тканевые сумки (ПОКАЗАТЬ) для повседневных походов по магазинам, для предотвращения загрязнения Чёрного моря пластиком и пакетами.
Мы можем углублять свои знания об организмах, населяющих Чёрное море, и поддерживать мероприятия по их охране.
Хищная охота и сбор редких морских животных, о которых мы сегодня говорили, ставят обитателей моря на грань исчезновения. А так же нефть, которая разливается при перевозке на танкерах, губит птиц, рыб и других обитателей морских глубин.

Работа в тетради по Севастополеведению стр. 27 – ОХРАНА ЧЕРНОГО МОРЯ.
Чтение сказки Лизы Шаранкевич (9 лет) «Жалобы медузки»

Сочиняли сказки ( в рамках проекта) на тему «Береги Чёрное море»
(ребята зачитывают лучшие 2-3 сказки)

-Сегодня на уроке, вы все работали замечательно. И вам на память, хочу раздать фигурки дельфинчиков, которые приглашают вас на следующий урок Севастополеведения в свою страну ДЕЛЬФИНИЮ.
Мы были на экскурсии в севастопольском океанариуме и самые яркие моменты представления с дельфинами помогут нам так же увлекательно провести следующий урок Севастополеведения! (раздаются фигурки дельфинов ученикам всего класса)


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
По волнам гуляет зонтик
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо! Вот так диво!
Зонтик жжётся как крапива!
(медуза)
Под водою быстро мчится,
Над волной парит, как птица,
Житель тёплых он морей,
Верный спутник кораблей.
(дельфин)
По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт -
Тут и пропадёт.
(волна)
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
- Каким рыбам даны названия сухопутных животных? (собака, лиса, корова, бычок, конь, мышь, петух)
- Какая рыба в праздничные дни надевает шубу? (селёдка)
- Название какого животного в переводе с греческого означает «брат»? (дельфин)
ИТОГ УРОКА:
Вопросы:
- Над какой темой работали сегодня на уроке?
-Удалось решить поставленную задачу?
-Каким способом?
-Какие задания вам больше всего понравились? Вам было интересно?
- А каких ещё вы знаете морских животных?
- Что еще нужно сделать, чтобы узнать о них больше?\

СЛАЙД № 39 Фото Чёрного моря и чаек.

VIII. Домашнее задание:
В тетради по Севастополеведению на стр.26 нарисовать морского обитателя и сухопутное животное с тем же названием.

В заключении урока звучит аудиозапись песни Юрия Антонова «Море»
Заголовок 1 Заголовок 515