Образовательный проект по теме: «Применение «Кейс-метода» внутри технологии деятельностного обучения»


Образовательный проект по теме:
«Применение «Кейс-метода» внутри технологии
деятельностного обучения»
Работу выполнила:
учитель физики
первой категории
Вдовыдченко Антонина Александровна
2016 г.
Проблемный анализ, исследовательская деятельность
Международные исследования по оценке качества естественно- научного образования (в исследование входило 45 стран) определили Россию на 15 место. Недостатки подготовки российских школьников. 
Неумение применять полученные знания и умения к реальным ситуациям, характерным для повседневной жизни. 
Недостаточное развитие пространственных и вероятностных представлений. 
Неумение интерпретировать количественную информацию в форме таблиц, графиков и диаграмм. 
Учащиеся теряются, когда задания носят не «лобовой» характер, а предполагают несколько мыслительных операций, сравнений, умозаключений, интерпретацию различных данных и обоснование ответа. Причины: 
У 70-80% учащихся отсутствуют умения самостоятельной работы.
 Около 60% не умеют выделять существенные признаки понятия, приводить примеры. 
70% заучивают материал в полном объеме на репродуктивном уровне усвоения знаний. 
Выпускники проявляют низкий уровень учебной мотивации. 
Актуальность
Сегодня требования к подготовке выпускников со стороны общества изменились. Социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Об этом говорится и в Федеральном Государственном Образовательном стандарте. В основе Стандарта нового поколения лежит системно — деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Если провести анализ собственной педагогической практики, то приходишь к выводу, что у ряда обучающихся наблюдается нейтральный, а в некоторых случаях отрицательный познавательный интерес. Я пришла к выводу, что у обучающихся со сниженным познавательным интересом не формируется целостный взгляд на мир. У данной категории детей задерживается развитие самосознания и самоконтроля, вырабатывается, а с годами закрепляется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. Знания в основном отрывочные и поверхностные. Своевременно вспомнить китайскую народную мудрость «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы педагогического проекта:« Применение «Кейс-метода» внутри технологии деятельностного обучения»
Актуальность проблем обусловлена тем, что в современных условиях обостряются такие противоречия:
- с экранов телевизоров, компьютеров, со страниц книг, журналов и газет на детей обрушивается мощный поток разнообразной информации, но школьники не умеют извлекать нужное из множества;
- на уроках учащиеся усваивают знания и умения, но в практической деятельности и в повседневной жизни не могут их применить;
- на уроках учащиеся усваивают знания и умения, но устанавливать картину целостности мира не могут;
- разработаны много работ по деятельностному подходу, а конкретно для уроков физики отсутствует.
Гипотеза: Применение «Кейс-метода» внутри технологии деятельностного обучения способствует повышению познавательного интереса учащихся и качества образования.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: Применение «Кейс-метода» внутри технологии деятельностного обучения в целях развития познавательного интереса учащихся.
Задачи:
1. Изучить и выявить возможности деятельностного подхода для развития познавательного интереса учащихся на уроках физики;
2. применить деятельностный подход на уроках физики и во внеурочное время;
Предмет исследования: деятельностный подход в обучении.
Объект исследования: деятельностный подход в обучении курса физики как средство повышения познавательного интереса учащихся и качество образования.
Условия реализации проекта
Характеристика УМК
Работаю по УМК А. В. Перышкин 7-9 классы, Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Чаругин -10-11 классы. Основанием для выбора послужило наличие разработанных рабочих программ, методических пособий для учителя, учебников, контролирующих материалов.
        Учебно-методический комплекс отвечает следующим требованиям:
1. Соответствует стратегии модернизации содержания образования – федеральному компоненту образовательных стандартов первого поколения.
2. Соответствует современному уровню базовой науки.
3. Соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.
4. Обеспечивает преемственность содержания.
5. Раскрывает межпредметные связи.
       Значимо, что объем учебников оптимален, он соответствует количеству учебного времени, отведенного рабочей программой на изучение предмета. Учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе.
Ресурсное обеспечение проекта
- является достаточным для его реализации: кабинет физики, соответствует санитарно-гигеническим требованиям, оснащён оборудованием по многим темам курса, комплектом мебели для обучающихся и учителя; имеется ноутбук, мультимедиа проектор, экран.
Учебно-методические ресурсы
Имеются печатные, экранные, демонстрационный и раздаточный материал. Книжный фонд включает в себя справочную литературу, научно-методическую литературу, имеются электронные пособия по физике, накапливаются компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.
Ожидаемые результаты
Модель дает для участников проекта:
преподавателю -   возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителей; использование интеллектуальных форм труда.
учащимся – личностные результаты: сформированность мотивации учебной деятельности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию; познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями.
- метапредметные результаты: - умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать: формирование умений анализировать свою познавательную деятельность и управлять ею; умение самостоятельно работать с разными источниками информации.
- предметные результаты: формирование коммуникативной компетенции через различные активные формы деятельности; знание алгоритма проведения и оформления проектно-исследовательских работ, кейсов, синквейнов и т.д.
  У учащихся повышается эффективность самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков;
родителям -  возможность участвовать в процессе обучения начиная от контроля уровня успеваемости, заканчивая участием в совместных проектах.
6. Основное содержание и механизмы реализации проекта.
1. Основы деятельностного подхода
Основы деятельностной теории (подхода) ученья в ХХ веке были разработаны отечественными учеными Л.С.Выготским, С.Л. Рубенштейном, А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным, В.В Давыдовым и др.. Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).
Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
Выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания;
Формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода являются: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Основными направлениями достижения поставленной цели проекта считаю использование «Кейс-метода».
Кейс это - описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Кейс-метод – это ситуативная методика, которая позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.
Кейсы бывают абсолютно разные: тематические, научные, кейсы-инструкции, видео кейсы, но все они обязательно должны содержать реально возможную ситуацию из жизненного опыта людей. А так же в кейсе должны быть противоречия, которые дадут возможность рассуждать и ставить перед собой вопросы.
Кейсы обсуждают в группах, вспоминают где ученикам уже приходилось встречаться с проблемой описанной в тексте, сообща обсуждаются вопросы и проблемы, предложенные в кейсе, дети делятся друг с другом своим жизненным опытом, оценивают и обсуждают опыт товарищей по команде. Совместное решение предложенных вопросов, ситуаций, проблем увеличивают копилку знаний друг друга. Нерешённые в ходе обсуждения вопросы подталкивают ребят к поиску новых знаний через чтение научной литературы, учебника, через вновь появившиеся вопросы к учителю, родителям. Появляется собственное желание добывать знания и обогащать свой жизненный опыт.
Кейсовая технология даёт возможность помочь детям в раскрытии для себя личностного смысла любого изучаемого на уроке материала, а именно это является одним из основных требование новых стандартов.
Например:
7 класс
Тема «Введение в предмет. Физика и её значение»
КЕЙС № 1
Однажды, совершенно незнакомые друг другу люди, ехавшие в 7 вагоне поезда «Оренбург – Москва» оживлённо разговаривали и спорили о науке физике.
Молодая девушка Олечка рассказала, что она студентка педагогического института, и что она - будущий учитель физики.
- Почему ты выбрала именно этот предмет, ведь он такой сложный? – спросила Марина Леонидовна, которая была экономистом со стажем.
- Да вы знаете, какая это интересная и важная наука! Физика – это всё то, что окружает нас в жизни, в природе, в быту! Физика - она вокруг нас!
- Как это верно! - вступил в разговор врач Егор Семёнович, - без достижений физики сегодняшняя медицина была бы «без глаз» и «без рук», ведь основа современной медицинской диагностики базируется на достижениях физики, а как с помощью физики продвинулась на немыслимые высоты хирургия и терапия!
- Верно! - сказал семиклассник Сергей, - я читал в интернете, что теперь можно излечить от слепоты даже людей незрячих от рождения. В зрачки вживляют видеокамеру, которая видеосигнал по припаянным к ней лазером нервным окончаниям, передаёт в мозг и у человека формируется изображение! Представляете!
- Вот именно! – обрадовано сказала Ольга, - вот какой замечательной наукой я занимаюсь!
- Всё это от Лукавого! – убеждённым и ровным голосом сказал, молчавший до этого, Николай Фомич, - нельзя вмешиваться в созданное природой! Нельзя! Я против этого, а значит и против физики!
Вопросы к кейсу:
Попробуйте продолжить кейс, отстаивая позицию либо «за» либо «против» науки физики. Для этого выберите себе роль и аргументируйте свою точку зрения.
Можно ли почерпнуть новые знания из данного кейса? Все ли факты можно назвать научными?
Возникли ли у вас вопросы по кейсу, на которые вы бы хотели найти ответы?
Поставьте, опираясь на кейс, для себя задачу к следующему уроку.
Тема «Строение вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул»»
КЕЙС №2
Вася и его папа инженер Васильев Сергей Дмитриевич утром пили чай. Вася налил себе полный до краёв стакан с чаем. Сергей Дмитриевич сказал:
- Отлей, иначе чай выливаться будет, когда ложечкой сахар размешивать будешь.
- Конечно отолью, ведь и сахар мне сыпать некуда будет, - с умным видом согласился Вася.
- Сахар насыпать можно, чай не выльется! Но размешивать его будет неудобно.
- Как же не выльется, стакан ведь уже полон! - удивился Вася.
Папа взял ложечку и осторожно всыпал целую ложку сахара в чай. Вода из стакана не вылилась.
- Как же так? – воскликнул Вася.
- Ты до вечера подумай почему так произошло, а вот вечером мы всё обсудим, а в гости науку физику пригласим, - таинственно сказал папа.
Вопросы к кейсу:
1.Наблюдали ли вы в своей жизни подобное явление?
2. Почему вода не вылилась из стакана, когда добавили сахар?
3. Какие меры техники безопасности необходимо соблюдать, когда наливаешь горячий чай?
Кейсовая технология это надпредметная технология, она помогает сделать урок направленным на получение и предметных, и метапредметных, и личностных результатов, урок проходит на основе деятельностного подхода, самостоятельной работы учеников, характеризуется наличием мотива, цели, оценки результатов деятельности. Учитель и ученики являются субъектами образовательного процесса. Такие уроки исключают авторитарный стиль обучения, используется педагогика сотрудничества и взаимоуважения. Данная технология помогает находить детям личностный смысл изучаемого материала, а это приводит к появлению мотива учёбы, то есть желания школьника учиться, а это едва ли не главная гарантия успеха и учителя, и ученика.
Выводы:
Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели. Он дает возможность осваивать предметное содержание в соответствии с единым подходом, единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие.
Считаю, что достоинством системно-деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, такими как кейс-метод, что способствует формированию универсальных учебных действий учащихся.
Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках физики способствует
личностному развитию учащихся – развитию готовности и способности учащихся к саморазвитию, реализации их творческого потенциала в выбранной деятельности;
социальному развитию учащихся – формированию гражданской личности на основе воспитания патриотических убеждений, развития толерантности жизни в обществе;
познавательному развитию учащихся – формированию у учащихся научной картины мира, развитию способности управлять своей познавательной деятельностью, овладению стратегиями и способами познания, развитию памяти, внимания, воображения, мышления, рефлексии;
коммуникативному развитию учащихся – формированию компетентности в общении, умению слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.