Тренинг на тему: «Применение стратегий критического мышления в групповой работе с учетом проведения SWOT-анализа»


АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЖАМБЫЛСКИЙ РАЙОН
СШ села МЫНБАЕВА
Тренинг
на тему:
«Применение стратегий критического мышления
в групповой работе с учетом проведения SWOT-анализа»
Подготовила учитель 1 уровня
Аккушкарова Г.М.
2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Наименование занятия Применение стратегий критического мышления в групповой работе с учетом проведения SWOT-анализа.
Общие цели Вынести суждение о критическом мышлении, презентовать его основные аспекты,сконструировать урок по ТРКМ, прийти к заключению о необходимости систематизации стратегий в зависимости от этапа урока
Ожидаемые результаты Расставят приоритеты о значении информации в КМ, систематизируют приемы и стратегии в соответствии с этапами урока, придут к заключению о необходимости систематически в процессе обучения использовать ТРКМ и провести мониторинг стратегий
Ключевые идеи критическое мышление, стратегии КМ,
Материалы и оборудование маркеры, флипчарты, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, презентация, видеоролики. Анкеты.
Этапы занятия Действия коуча и действия участников коучинга
Приветствие Коуч сообщает тему, цели коучинга
Налаживание эмоционального настроя. Игра «Молекулы. Атом». Деление на группы по молекулам.
Просмотр видеоролика.
Вызов Объявление темы коучинга.
Стратегия «Корзина идей»
Какие стратегии критического мышления вы знаете? (Участники пишут стратегии КМ на стикерах и приклеивают на корзину).
Стратегия «Мозговой штурм».
Приложение № 1 Анкета:
Какие из них вы применяете на своих уроках?
Как часто вы их применяете?
Какие вы можете назвать предварительные результаты их применения?
Притча о маленьком мальчике
Однажды маленький мальчик пришел в большую школу. И на первом же уроке учительница сказала: "Дети, сейчас мы будем рисовать цветы". Маленький мальчик очень любил рисовать цветы и тут же принялся за дело, но учительница остановила его. "Подожди, сказала она. - Я же еще не объяснила, какой цветок мы будем рисовать и как это надо делать". И добавила: "Мы будем рисовать … красный цветочек с зеленым стебельком".
А на следующем уроке учительница сказала: "Сегодня мы будем заниматься лепкой"."Хорошо!" - подумал мальчик, он любил лепкуОн умел делать различные штучки из глины: змей, снеговиков, слонов и мышей, машины и грузовики. Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница остановила его: "Подожди! Я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и как это надо делать. Сейчас, дети, мы будем лепить … красный цветок с зеленым стебельком…"
А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу. В первый же день учительница сказала: "Сегодня мы будем рисовать"."Ура!" - подумал маленький мальчикИ начал ждать, когда учительница скажет, как делать.Но учительница ничего не сказала, Она просто прогуливалась по классу.. А потом подошла к маленькому мальчику и спросила: "А почему ты ничего не рисуешь?" А он ответил: "Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок и как это надо делать". А учительница сказала: "Рисуй такой цветок, какой тебе нравится".
И тогда маленький мальчик нарисовал … красный цветок с зеленым стебельком.
Вывод: Представления о мире в нас уже внедрены (например, какая-то отдельная передача (по ТВ), рассылки, статьи в газете – это не так страшно, а страшна массированная атака в течение нескольких лет и даже десятков лет, как это делается в школе, в ВУЗе, на работе. Что же делать? Как научиться мыслить критически и более адекватно воспринимать мир? Для этого любую мысль, любой шаблон следует проверять на практике, а практика - это критерий истины!
Что такое «Критическое мышление»?
Возьмем для примера помидор. Покупая его в магазине,
многие изучают его внешний вид: спелый ли плод, или, наоборот, не перезрел ли?!
А надо обращать внимание на то, где этот товар произведен.
Второй пример, вот вам одноразовый стакан , для чего вы можете его применить помимо как сосуда для питья?
Стратегия ассоциации ( Стакан идет по кругу и каждый находит для него применение. Ответы участников) Это и называется критическим мышлением.
Традиционное обучение основывается на принципе
«преподаватель - учащийся». В данном случае на уроке успевают выступить и показать свои знания лишь несколько учеников, а используя критическое мышление в групповой работе активно участвует каждый учащийся.
Рефлексия Для чего необходимы стратегии критического мышления в групповой работе ? (Стратегии критического мышления необходимы, чтобы человек мог не только овладеть нужной информацией, но и  мог рассмотреть ее с разных точек зрения, осмыслить и применить). А для этого необходим SWOT-анализ.
Стратегия углов. Положительные и отрицательные стороны применения стратегий КМ в групповой работе. Аудитория делится на две группы и называют одна группа положительные стороны, а вторая – отрицательные.
Разминка Задачи на развитие логики. Приложение № 2
Теоретический материал Что такое SWOT-анализ. Обзор (Презентация).
Работа в группах
Задание: сделать внешние стороны SWOT- анализа . Спикеры защищают работы. Обсуждение данных SWOT- анализа
Рефлексия Cтратегия «Туннель решений»
Рефлексия коучинг-сессии Анкетирование участников. Приложение № 3.
Просмотр видео современной притчи «Самое ценное» .Выводы.
В результате проведенного коучинг- занятия можно говорить о важности применения стратегий критического мышления в групповой работе в учебном процессе и значимости их  применения в  повышении эффективности обучения. Для этого необходимо учитывать следующие особенности построения учебного процесса:
1. При планировании учебного процесса (отдельного урока) и после проведения его обязательно проводить SWOT-анализ для выявления недостатков и для их последующего устранения.
2. Использование активных методов обучения должно стать одним из наиболее перспективных путей совершенствования учебного процесса. Данные методы приводят к появлению интенсивного и устойчивого интереса, эмоциональной включенности и формированию положительной мотивации при работе в группах.
3. Создание коллаборативной среды и комфортной атмосферы способствует совместной деятельности и обеспечивает повышение уровня мотивации учащихся в группе и эффективность обучения в целом. Учитывать особенности обучающегося, его взаимодействие с др. учениками и т. д.