Урок-закрепление по русскому языку Изменение личных местоимений по падежам (4 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ № 27
муниципального образования Люберецкий район Московской области

Открытый урок по русскому языку
на тему «Изменение личных местоимений по падежам»

Составитель: Дудченко Виктория Александровна.
Учитель начальных классов
2015-2016 учебный год
Цели урока:
Образовательные:
обеспечить условия для обобщения и систематизации знаний о местоимении;
формирование умения написания местоимений с предлогами на основе наблюдения за изменением местоимений 1 и 2 лица единственного и множественного числа.
Развивающие:
развивать навыки орфографической зоркости;
развивать умение работать с компьютером;
развивать навыки самоконтроля при работе с тестом на компьютере;
развивать умение анализа и синтеза.
Воспитательные:
вовлечение в работу каждого ученика;
вызвать чувство успеха, доброжелательного отношения к окружающим;
воспитание добросовестного отношения к своему труду, ответственности, аккуратности.
Ход урока
I. Организационный момент
 Вот и прозвенел звонок, Пригласил нас на урок!
II. Актуализация знаний учащихся
- А сейчас внимание на экран. Прослушайте шуточное стихотворение М. Раскатова “Моя грамматика”.( Учитель читает стихотворение). Моя грамматика Я талантлив от рождения! Не дурак и не простак! И мое местоимение Все вокруг склоняют так, Перво-наперво решительно Скажет вам семья моя, Что, конечно, Именительный – Это Я и только Я! Мать склонилась умилительно, А за ней и вся родня. И не зря. Падеж Родительный Для кого? А для Меня; Все заботятся старательно И заслуженно вполне И дают подарки. Дательный – Это значит – только Мне! Не смотрите подозрительно, У меня родня – броня! И запомните: Винительный Не касается Меня! Жизнь легка и упоительна За родительской спиной!.. Нет, друзья, падеж Творительный Сотворен совсем не Мной! Ждете, видимо, Предложного? Новых данных обо Мне? Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне. - В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё, вам, мне, у меня и др. -Ребята, какой частью речи они являются? (местоимениями). На что указывает местоимение Я? (на человека, личность). Может быть кто-то сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? (о Личных местоимениях) 
ΙΙΙ.Сравнение существенных признаков местоимения и имени существительного. -Назовите все сходства и различия этих частей речи. Местоимение Существительное 1. Указывает на предмет. 1. Обозначает предмет. 2. Отвечает на вопросы 2. Отвечает на вопросы кто? что? кто? что? 3. Не имеет рода, кроме 3. Имеет род. он, она, оно. 4. Изменяется по падежам 4. Изменяется по падежам и числам. и числам. -Что вы знаете о личных местоимениях? 
- Просклоняйте местоимения. Работа в группах.
И.п. кто? Я ты мы вы
Р.п. кого? меня тебя нас вас
Д.п. кому? Мне тебе нам вам
В.п. кого? Меня тебя нас вас
Т.п. кем? Мной тобой нами вами
П.п. о ком? Обо мне о тебе о нас о вас
Вывод.
Местоимения изменяются по падежам.
«Рассыпались» предложения. Записать предложения, ставя местоимения в нужном падеже. 1 вариант. Сегодня, урок, языка, у (мы), русского, открытый. Учителя, школы, на, пришли, к (мы), урок, нашей. Сегодня у нас открытый урок русского языка. К нам на урок пришли учителя нашей школы. 2 вариант. Играют, в, перемене, с (мы), игры, старшеклассники, на. Наши, о (мы), родители, заботятся. 
IV Игра-физминутка-Если я называю личное местоимение, то вы топаете, а если нет – хлопаете.
Я, весь, всякий, мы, ты, каждый, вы, самый, он, красивый, она, иной, оно, они.Самостоятельная работа. (работа на листочках)
1 уровень.
Вставьте местоимения в нужном падеже, определи число.
Подошёл к (он), возвратился с (она), поздравляю (он), посмотрел на (они), позвонил (она), отвечал (они)2 уровень.
Исправьте ошибки.
Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг блиско от её раз дался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глидел на его молчя.
3 уровень.
Составьте и запишите с каждым местоимением словосочетание.
Его, него, ему, нему, им, ним, её, неё.Учащиеся читают стихотворения, поставив местоимение в нужный падеж (на доске)
Ласточка с весною в сени к (мы)летит.
С (она) солнце краше и весна милей.
 
    Пьет козленок из корыта,
    На (ты) глядит сердито.
   Ты не бойся – это гусь.
  Я сама (он)боюсь.
- Вставить пропущенные буквы с объяснением, найти местоимения и определить их падеж:
                                       С_венок          В л_су мы  нашли гн_здо. Там был с_венок. С_венок не умел л_тать. Мы взяли с_венка из гн_зда. С_ва  нал_тела на нас. Гл_за _е бл_стели.
          С_венок громк_ п_щал. Мы п_ж_лели мал_нько__ с_венка и п_с_дили с_венка на дер_во.
         Заменить слова в тексте он, малыша, птенец (много раз повторяется совенок)
V Домашнее задание
Составить слова из набора букв- слова превращаются в бабочку:
САИЛ-лиса, сила
СУКТ-куст, стук
ТГОР-торгПКЛО-клоп, полк
VI Итог
-Оцени свою работу
-Нарисуй смайлик (слайд)
-ДОПУчитель раздает каждой группе таблицу с заданием, где нужно будет определить лицо, число  и падеж местоимения
  лицо число падеж
У меня 1 ед.чР.пЗа мной 1 ед.чТ.п.
Нет тебя 2 ед.чР.п.
 К нам 1 мн.чД.п.
У нее 3 ед.чР.п.
За ним 3 ед.чТ.п.
Обо мне 1 ед.чП.п.
О вас 2 мн.чП.пК ним 3 мн.чД.п.