Статья Использование стратегий критического мышления на уроках химии


Караблина Н.В.
учитель химии СШ № 3 с ДМЦ
с.Жетыген Илийский район


Использование стратегий критического мышления на уроках химии.
Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить .Эдисон
Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению ,оценке , анализу и синтезу информации , полученной в результате наблюдения , опыта , размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. (Руководство для учителя , стр.154 ) Если школьник с самого начала подготавливается к тому, что он должен создавать, придумывать, находить решения известным проблемам, то личность этого школьника будет формироваться не так, как формируется личность школьника, обучаемого в рамках- повторение сказанного учителем. Критическое мышление - это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. Я считаю важным научить школьников грамотно работать с информацией. Уроки, выстроенные по технологии «критического мышления», побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Какой же должна быть информация, способствующая развитию критического мышления? Известно, что хорошо усваивается та информация, которая актуальна. Однако, мы, учителя, не всегда имеем представление о том, что думают наши ученики по поводу “актуальности” учебного материала и какие цели они ставят перед собой на уроке. Задача учителя, реализующего принципы критического мышления- стимулировать интерес к новому знанию через “извлечение” уже известного по теме и выяснить появившиеся вопросы. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях.
Этап вызова подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут раскрываться на следующих этапах занятия. По существу, ученики на данном этапе сами для себя формулируют цель: для чего я буду изучать новую тему, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.
Возникновение собственных целей и мотивов для изучения нового является основным стимулом для развития творческого и критического мышления.
Главными задачами второй фазы технологии развития критического мышления (фазы реализации смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, отслеживание собственного понимания вопроса. На этой стадии происходит исследование языкового материала, анализ текста, что способствует развитию речевых, интеллектуальных, нравственных сторон личности ученика, созданию эмоционального настроя, повышению интереса к предмету. 
Третья фаза(фаза рефлексии) призвана суммировать и систематизировать новую информацию, выработать собственное отношение к изучаемому материалу и сформулировать вопросы для дальнейшего продвижения в информационном поле. Процесс обучения становится деятельностным, а урок - инициативным. 
На уроках химии я апробировала разные приемы и стратегии критического мышления , направленные на работу с информационным материалом . Это такие приемы как «Бортовой журнал», «Кластер», «Зигзаг», «Концептуальная таблица», «Чтение с пометками»
Так, от привычной постановки цели я перешла к приёму «Корзина идей», который помогает развить у школьников критический подход к получаемой информации. От конспектирования – к приему «Бортовой журнал», к которому мы возвращались по окончании работы с темой. От нудного, с точки зрения ребят, чтения параграфа учебника – к «Чтению с пометками» на полях («V» – знал, «+» - новое, «?» - новое трудное, надо разобраться). При изучении темы «Соли» ( 8 класс) я использовала такой прием как «Зигзаг». Данная стратегия развивает у школьников следующие умения: анализ текста совместно с другими людьми; умение вести исследовательскую работу в группе; доступно передавать информацию другому человеку. И так как объем учебного материала на данном уроке был очень большим, то я сочла наиболее приемлемой использование именно этой стратегии. Ребятам были предложены тексты меньшего объема , причем каждому ученику в группе был выдан свой смысловой отрезок текста. Изучив свой текст, учащиеся переходили в другие – группы экспертов по одной смысловой теме, там они обменивались результатами своей работы, составляли общую презентационную схему. Затем они возвращались в свои рабочие группы и каждый знакомил своей информацией всех участников группы .Таким образом, в каждой рабочей группе сложилось общее представление по изучаемой теме. И уже после этого прошло «второе слушание» темы , когда эксперты делали презентацию своей темы уже всему классу. Такая работа позволила ученикам в течении урока изучить большой по объему учебный материал.
Дети обучаются эффективнее , и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию. ( Руководство для учителя, стр. 156 ). Для развития навыков исследования я считаю целесообразным использовать такую стратегию как «Отсюда – сюда» . Прием «Отсюда – сюда» развивает стратегическое мышление детей и учит планированию своей работы.
Этот прием я использовала при изучении темы «Основания»(8 класс):каждая группа получила задание исследовательского характера «Изучить свойства растворимых оснований , используя те реактивы , которые выданы» . При этом одинаковое задание было дано трем группам , и была создана еще одна группа исследователей( по одному представителю от каждой группы) , которая получила более усложненное задание : «1.Помочь лаборанту определить вещества в склянках , на которых отклеились этикетки. 2. Исследовать, с какими еще веществами из предложенных, будет реагировать гидроксид натрия». Такое дифференцированное задание было предложено детям для того , чтобы повысить уровень мотивации , выявить талантливых и одаренных. При использовании приема «Отсюда – сюда» в группах ребята распределили функции, кто ищет текстовую информацию, кто прорабатывает инструкцию по выполнению опыта. Учащиеся с большим интересом выполняют задания именно исследовательского характера , при этом даже слабомотивированные ученики заинтересованы данной работой, особенно ее практической частью. Использование приема «Отсюда – сюда» позволяет не только развивать навыки исследовательской работы , но и развивает у учащихся чувство ответственности за итог работы группы , ведь положительный результат будет зависеть от того , как каждый выполнит свою часть работы .
С особым настроением ребята отзываются на графические способы структурирования информации. На своих уроках я апробировала такой прием как «Кластер», причем сначала дала детям заполнить кластер с уже заданной структурой , чтобы они имели представление о том , что собой представляет данный способ структурирования информации и в дальнейшем ребята уже самостоятельно смогли составлять кластеры по темам урока .
На этапе рефлексии проводится возвращение к стадии вызова , проводили сопоставление нового материала с тем , что раньше знали по этой теме( например , так на уроке по теме «Оксиды» ( 8 класс) сделали возвращение к таблице «Верите ли вы , что ..» и заполнили графу «После чтения текста»), также использовала прием «Синквейн» При помощи синквейна учащиеся учились резюмировать информацию, излагать сложные идеи , чувства и представления.
Используя разные приемы и стратегии модуля «Обучение критическому мышлению» в серию уроков , я пришла к выводу , что именно приемы и стратегии критического мышления помогают развивать мышление у учащихся , при этом у них возникает интерес при работе с информационными источниками , учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, выделять главное , добывать знания с помощью исследовательских методов , диалогического обучения.
Помочь учащимся адаптироваться к быстроменяющимся условиям жизни может только критически мыслящий учитель , поэтому и мне, как учителю, тоже еще надо работать над собой в плане профессионального развития , саморегуляции , сделать процесс преподавания рефлексивным , критически оценивать свою работу , развивать умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества. Критическое мышление дает мне как учителю возможность использовать такие методики, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; дает мне возможность стать практиком , который умеет грамотно анализировать свою деятельность.