Использование эффективных стратегий проекта Развития критического мышления через чтение и письмо на уроке русского языка

КГУ «Средняя школа имени Абая»





Тема доклада:

«Использование эффективных методов и приемов инновационных образовательных технологий на уроке русского языка»


Подготовил: учитель русского языка и литературы Сагатова А. А.










2015-2016 учебный год
с.Акжар


План

1.Вводная часть
2.Основная часть
2.1.Теоретическая модель инновационного образования
2.1.Практическая ценность стратегий РКМЧП на уроке русского языка
3.Заключение
4.Список использованной литературы



































Подготовленный мною доклад освещает тему использования эффективных методов образовательных технологий на уроке русского языка. Чтобы системно представить, необходимы направления или основные тезисы: 1.Теоретическая модель инновационного образования.
2.Практическая ценность стратегий РКМЧП на уроке русского языка .
3. Урок-это поиск учителя и ученика.
Цель работы:
- определить роль инновационных технологий на уроке русского языка.
Задачи:
-рассмотреть теоретические и практические направления в сфере работы с текстом; выявить особенности эффективных стратегий с целью повышения качества знаний учащихся; формировать пути поиска учителя для решения актуальных проблем образования.
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, а технология – на науке. С искусства все начинается, а технологией заканчивается.
Сегодня актуально стала задача построения новой образовательной системы. Как отмечают ученые, традиционная система не способна решить поставленные цели. Но, я могу поставить встречный вопрос: «Почему не отвечает требованиям? Ведь, советская педагогика обучила грамотных людей. Советское поколение грамотное и образованное с глубокими знаниями». Сегодня каждая сфера меняется быстро, реформы затрагивают каждый пласт экономической жизни.
Чтобы определить ориентиры, нам необходимо понять термины технологии и инновации. Нет точного определения технологии, однако есть четкая установка: цель, содержание, действие, операции, результат. В переводе с латинского инновация означает- изменение и обновление. Можно сделать вывод, что инновация в технологии должен обеспечивать качественное образование. В педагогической науке насчитывается более 20 типов новых технологий. Однако, нет четкой системы использования. Каждый учитель –предметник по- своему строит свою технологию.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов). [4, 258]
К современным педагогическим технологиям относятся:
Предметно-ориентированные технологии
Технологии личностно-ориентированного обучения
Технология эвристического обучения
Диалоговые технологии
Игровые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии.
Игровые технологии занимают важное место в учебном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов, активизации деятельности, но и выполняют ряд других функций:
правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
игра – один из приемов преодоления пассивности учеников;
в составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся. [2, 85]
Игровые технологии я использую в 5-6 классах. Это связано с тем, что пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время сделать так, чтобы встреча с незнакомым, где-то непонятным способствовала возникновению интереса к учению. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Поэтому помощниками становятся уроки-игры, уроки-путешествия, лингвистические сказки, уроки - КВН, экскурсии. Это могут быть весёлые стихи, загадки, ребусы, облегчающие усвоение правописания.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложные темы и выступающие как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Игровые формы легко подбираются для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний ( в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (уроки-конференции, аукционы, экзамены).
Я, как учитель –словесник, часто использую работу с текстом. Ученики должны понять содержание материала. Немаловажным является тот факт, что учеников не интересует чтение книг для получения информации. Многие потеряли интерес к художественной литературе. Это проблема мировой арены. Она существует. Но технология развития критического мышления через чтение и письмо позволяет повышения интереса к предмету и чтению. Эффективные стратегии актуализируют знания, обогащают речь, коммуникативные навыки, а также развитие творческих способностей. Критичность ума- умение человека оценивать мысль, применять информацию на практике. Для человека критично мыслящего нет неправильной позиции, неверного мнения. Критическое мышления- это творческое мышления. Поурочное планирование определяет 3 стадии: 1.Побуждение 2.Осмылсние значения 3 Рефлексия. Стратегии помогают эффективно развивать критическое мышление учащихся.
На уроке мною часто используется на стадии побуждения стратегии «Аквариум» (в начале урока задаются конкретные вопросы двум ученикам для перехода к новой теме), «Ассоциативная карта», Ключевые слова по тексту, мозговой штурм.
На основном этапе урока для сравнения двух понятий (существительное /прилагательное) использую диаграмму Венна, Синквейн (пятистишие), перемешанные слова (на обобщающих уроках), «Передай тарелку». По работе с объемными текстами часто использую стратегию направленного чтения (делить текст на 3 абзаца и включить эффективные методы).
Дискуссионная карта (Да/нет) также помогает закрепить правила. Задаются простые вопросы: «В русском языке 10 частей речи?». Ученикам нравятся по работе с интересными материалами использовать дневник двойной записи:
(Главная фраза) Почему она главная?). При закреплении и обобщении новой темы эффективно использовать метод концептуальной таблицы, семантической карты. На стадии рефлексии использую групповую форму обучения с использованием стратегии «Ручки на середину», ромашка вопросов, истина/ложь. Немаловажным компонентом является и оценивание учащихся. Критериальное оценивание является источником успеха, так как каждая деятельность учащегося должна быть оценена учителем или взаимооцениванием, самооцениванием.
При развитии навыков чтения и письма использую дифференцированный подход в обучении. Например, уровневые задания.
Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.
Результат:
Человек с хорошо развитым критическим мышлением:
- поднимает жесткие вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко; - собирает и допускает относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать; - приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам; - думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская, по необходимости, их предположения, причастность и практическое соответствие; - эффективно общается с другими при выработке решения .
Технология дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; -умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей. [1, 101]
Да, действительно, невозможно каждый день применять все элементы стратегий. Нужно «небольшими порциями» использовать эффективные методы на одном из трех стадий. Нельзя, чтобы урок превращался в концерт ил представление, урок должен быть поиском решения проблемы. Проблема –это цели урока.
Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае можно сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы. Но успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя. Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю–новатору становится самому интересно овладевать СОТ и использовать их в учебно – воспитательном процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя и признание его заслуг на разных уровнях. [3, 117]
Можно сделать вывод, словами Конфуция о том, что кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Почему я поставила вопрос о советской педагогике. Мы должны найти «золотую середину», лелея прошлое и постигая новое. Учитель должен брать самое хорошее, эффективное, а главное полезное для ученика. Задачи, стоящие перед учителем - словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей - предметников. Наша главная цель - это душа ребёнка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Урок - многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Превратить урок в процесс сотворчества нам помогают современные образовательные технологии.
Можно в жизни всему научиться,
Воплотить много новых идей.
Но учителем нужно родиться,
Чтобы жить на землей для детей.











Список использованной литературы

1. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2007. – 156 с.
2. Матвеева Т.М. Формирование критического мышления у современного школьника//Ученик в обновляющейся школе. М., 2002. C. 83-89.
3. Васильева, О. П. Применение информационных технологий в учебно - воспитательном процессе / О. П. Васильева // – 2008. - № 5. – С. 115 – 120.
4. Большой энциклопедический словарь  /Москва, 2004 г., издание 1 (К-Л)











15