Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных классах


Формирование математической грамотности в урочной и внеурочной деятельности.
Основа для математической грамотности закладывается именно в школе, поэтому изучению вопросов, связанных с этим процессом, уделяется пристальное внимание. Математика является одним из опорных предметов школы. Она обеспечивает изучение других дисциплин. Требует от учащихся волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Как учитель, я прекрасно понимаю важность развития функциональной грамотности моих учеников, вижу в этом с одной стороны насущную необходимость в развитии способности учащихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Формирование математической грамотности я реализую таким образом:
Слайд 3, 4. Составляю программу с одаренными детьми, соответственно тематический план работы.
Слайд 5. На каждого ученика заводится образовательный маршрут.
Слайд 6. Развитие математической грамотности формируется в урочное время. Это игры, например «Молчанка» с сигнальными карточками, математические и арифметические диктанты, тренажеры.
Слайд 7. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках возможно через решение задач разного уровня.
1 уровень 2 уровень 3 уровень
К празднику школьники сделали 96 открыток. 36 открыток подарили первоклассникам, 16 учителям, а остальные гостям. Сколько открыток подарили гостям? Измени условие задачи:
36

? 96

44 Запиши решение второй задачи выражением

Кроме того, свою эффективность для развития функциональной грамотности школьников доказали такие формы работы как:
Слайд 8. выполнение заданий, которые требуют интерпретации полученных решений и отбора ответов;



Слайд 9. Решение и составление задач, по условию, решению, схеме. Слайд 10. Во внеурочной деятельности использую различные виды работ. Например: Все знают игру «Наборщик». В математике ее можно использовать решив примеры. После вычислений и заполнив таблицу, условие будет выглядеть так: Читая по стрелке сверху вниз, находим искомое слово. Ответ: Карлик

Слайд 11.Игра «Переменка» По отдельным деталям составь высказывания знаменитых людей.

Слайд 12. Математическая раскраска.

Большим подспорьем в развитии и становлении функционально грамотной личности стала работа школьного, шашечного кружка «Дебют». Здесь в основном работа направлена на формирование у учащихся способности к аналитической деятельности.
Слайд 13. Сейчас Интернет стал главным источником информации, использование его возможности приносит пользу для обучения и развития учащихся и их родителей. На онлайн - платформе учи.ру проводятся олимпиады по математике: «Олимпиада Плюс» и «Олимпиада от Дино»  Задания олимпиады направлены на развитие нестандартного мышления и представлены в понятной игровой форме.
Слайды 13, 14, 15.Ученики 2 класса принимают участие в текущем учебном году в этих олимпиадах. И занимают призовые места. Также на сайте «Инфоурок», проекта «Новый урок», принимали участие в международном блиц - турнире по математике.
Для того, чтобы в процессе формирования функциональной грамотности выявлять и развивать способных и одаренных учащихся каждый учитель определяет свои подходы, методы и элементы технологий.