ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Арцебашева И.А.
Учитель математики
МБОУ Лицей № 7 имени Д.П. Уланова
г. Химки Московской области
ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Математика является одним из самых важных достижений культуры и цивилизации. Эта точная наука крайне важна не только для человечества в целом, но и для интеллектуального совершенствования конкретного индивида. Ведь математика позволяет развить важные умственные качества.
Математическая грамотность – это способность учащегося формулировать, применять и интерпретировать математику в различных контекстах. Она включает математическое мышление и использование математических понятий, знаний и инструментов, которыми описываются, объясняются и предсказываются явления. Это помогает людям признать роль, которую математика играет в мире, формулировать осознанные точки зрения и принимать хорошо продуманные решения, необходимые для конструктивных, заинтересованных и мыслящих граждан. Современный мир все меньше нуждается в физической силе, все больше – в грамотности и интеллекте.
Не секрет, что одна из главных целей математического образования — обеспечить математическую грамотность школьников. Предполагается, что по результатам обучения они не просто сдадут экзамены, но будут готовы и способны решать с помощью математики жизненные задачи.
О важности этой цели говорится и в стандарте основного общего образования по математике.
Для того, чтобы достичь этой цели, необходимо сформировать систему, которая обеспечивала бы математическую грамотность высокого уровня, развивала математические способности учащихся и интерес к предмету. Систему, которая готовила бы школьников к участию в математических конкурсах и соревнованиях.
Встает проблема – как и какими средствами обеспечить развитие математической грамотности в процессе обучения учащихся? Чтобы способствовать развитию математической грамотности у учащихся должна быть соблюдена следующая схема:
Определение основных компонентов развития математической грамотности учащихся.
Выявление средств обеспечения развития математической грамотности учащихся.
Разработка модели развития математической грамотности учащихся.
В своей практике я использую следующую модель развития математической грамотности учащихся:

Рис. 1
Интегрированные уроки математики всегда вызывали большой познавательный интерес у учащихся. Но для нас, педагогов, намного легче провести традиционный урок, чем интегрированный. Альтернативой могут быть интегрированные элементы. Одно из направлений ФГОС ООО – формирование нравственной личности гражданина России. Но этого невозможно будет добиться, если подрастающее поколение не будет знать и о значении исторических событий, происходивших в нашей стране, и об истории своей родины. Приведу пример из опыта своей работы, как я попыталась связать некоторые исторические даты с математикой.
Элементы интегрированного урока
по теме: Развитие образования в правление Петра I (1715 год)
Историческая справка: Навигацкую школу перевели в Санкт-Петербург, ближе к морю, и ее стали называть Морской академией, при которой Русская и Циферная школы, продолжавшие работать в Сухаревой башне, стали подготовительными классами. Трудно приходилось ученикам этого первого с стране высшего технического учебного заведения. Жили они на казарменном положении 9, 10, а иногда и большее число лет. Занимались по 8—9 часов в день. За промахи в учебе их били, ибо считалось, что "жезл бо есть злобы искоренитель и насадитель добродетели". Для поддержания порядка во время занятий по уставу Морской академии предписывалось "для унятия крику и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат и быть им по человеку во всякой коморе во время учения и иметь хлыст в руках, буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить..." Учиться было трудно еще и потому, что преподаватели не знали русского языка, учебники, хотя и были переведены на русский язык, были написаны так непонятно, что их невозможно было пересказать своими словами, приходилось учить наизусть.
И чтобы понять, как много людей в сухопутной Москве изучало морское дело, вычислим число учеников в Сухаревой башне в некоторые годы.
Решение задач с помощью уравнения: В школе в Сухаревой башне в 1703 г. было на 238 учеников меньше, чем в 1712г. В 1711 г. — на 200 учеников больше, чем в 1703 году. Вычислите сколько учеников было в этой школе в каждый из указанных лет, если известно, что в 1711 г. их было в 1,676 раз меньше, чем в 1703 г. и 1712 г. вместе взятых.
4 ноября в нашей стране отмечается праздник - День народного единства. Праздник молодой, но его исторические корни уходят к началу XVII века, времени, которое люди, жившие 400 лет тому назад, назвали Смутой. Через 200 лет в память об этом событии по инициативе русских ученых, писателей, художников было решено создать памятник. С просьбой обратились к известному скульптору И.П. Мартосу, который в 1808 г. закончил проект. В 1818 г. Памятник был открыт на Красной площади.
Задача на проценты: Над созданием эскизов памятника Мартос работал a лет. Время, затраченное им на изготовление моделей, составляет 50% времени, потребовавшегося для создания эскизов. На изготовление, доставку и установку памятника ушло 50% времени, затраченного на изготовление моделей. Сколько лет работал Мартос над памятником. Составьте алгебраическое выражение и вычислите его числовую величину, если известно, что a = 8.
Таким образом, по вашему желанию и соблюдая тематическое планирования, можно подобрать соответствующий материал и, переработав его, составить текстовую задачу.
Творческие домашние задания
В 5 классе в начале учебного года для развития мотивации к изучению математики можно дать детям творческое домашнее задание - написать сочинение на тему: «Математика в профессии моих родителей».
При изучении темы «Расстояние между двумя точками. Масштаб» ученики получают домашнее задание: начертить свою комнату в масштабе.
При изучении тем по математике: Сложение и вычитание чисел, сравнение чисел, пропедевтика введения положительных и отрицательных чисел можно предложить учащимся задачи, которые учат действовать. Например, на тему: Математика и финансовое образование детей.
При изучении тем: Сложение и вычитание чисел, построение диаграмм предлагаю составить калькуляцию по организации семейного праздника. Например, покупки в магазинах г. Химки – где купить дешевле?
В 9 классе при изучении темы «Статистика - дизайн информации» ученики выполняют задание: найти моду, среднее арифметическое, размах на основе измерений в старинных мерах длины в своей семье.
Кроме этого, ежегодно в лицее проводятся по определенному графику Неделя математики, научно-практическая конференция «Первые шаги в науку». Проектная деятельность вызывает особый интерес у учащихся уже с 5-ых классов. А моя ученица 10 класса Палкина Анна была награждена дипломом II степени за участие в III муниципальной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», ученик 10 класса Рожков Семен – дипломом за лучшую научную работу в научно-образовательных соревнованиях XVIII научной конференции «Шаг в будущее».
И в заключение хотелось бы добавить, что модель развития математической грамотности может быть различной. Все зависит от личности учителя, его интересов и увлечений. А, может быть, и от направления вашего образовательного учреждения (экономического, лингвистического, кадетского профиля). Все в ваших руках!
Литература
1.Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся - Режим доступа: http://gtmarket.ru/research/pisa/inf . – 20.11.2015.
2.Ковалева Г. С., Красновский Э. А., Краснокутская Л. П. Результаты международного сравнительного исследования PISA в России / Г. С. Ковалева, Э. А. Красновский, Л. П. Краснокутская // Вопросы образования. — 2004. — № 1. — С. 127.