Методическая разработка на тему: Методика работы над словарными словами в начальных классах специальной (коррекционной) школы


ГОКУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа г. Бодайбо»
Методическая разработка
Тема: «Методика работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах коррекционной школы».
Выполнила:
учитель начальных классов
первой категории
Филиппова Л.М.
г. Бодайбо
2012г.
Формирование навыка письма в коррекционной школе - одна из основных задач при обучении русскому языку. Для школьников овладение грамотным письмом, несомненно, представляет большие трудности. Поэтому от учителя требуется выявление причин этих трудностей и проведение эффективной работы по их преодолению.
Процесс письма включает в себя ряд психофизических компонентов, таких как акустический, позволяющий выделить звуки из речевого потока; артикуляционный, направленный на уточнение звукового состава слова и установление последовательности входящих в него звуков; зрительные представления и точные двигательные навыки, которые обеспечивают перевод звуковой структуры слова в графические знаки; удерживание в памяти и правильную пространственную организацию графических символов. Наконец, существенное значение для письма, как и для всякой другой деятельности, имеет достаточно устойчивое внимание.
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически следует изучать каждое из них в отдельности. Поэтому усвоение их написания распределено по всем годам обучения. Программой определяется количество и последовательность изучения трудных или, как принято говорить, «словарных» слов.
Трудности усвоения их написания связаны с неотчётливым восприятием зрительного образа, недостатками моторного акта, слабостью выработки связей между зрительным восприятием и движением руки во время письма, в результате чего наступает быстрое забывание, потеря полученного навыка.Лучшему усвоению написания этих слов способствует, прежде всего, значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно – моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа хорошо выделять орфограмму другим цветом или подчёркиванием.
Методика работы над словарным словом в коррекционной школе следующая.
1. Прочитывание напечатанного на таблице слова. Определение его значения.
2. Прочитывание слова в учебнике (в рамке), уточнение его написания.
3. Проговаривание слова по слогам, запись его в тетради, постановка ударения, выделение орфограммы.
4. Написание строчки данного слова.
5. Составление и запись с данным словом словосочетания и предложения.
6. Запись данного слова в словарик, подбор к слову соответствующего рисунка.
Однако одного знакомства со словами недостаточно для того, чтобы овладеть грамотным их написанием. Овладению написанием слов способствуют «Орфографические пятиминутки», комментированное письмо, требующее чёткого проговаривания того, что подлежит написанию.
В «Орфографические пятиминутки» можно включить следующие задания.
1. Чтение загадки, отгадывание её учащимися.
2. Игры «Собери слово из букв», «Собери слово из слогов», «Расшифруй слово», «Угадай слово», «Вставь пропущенное слово». Примеры заданий даны в рабочих тетрадях по русскому языку, которые входят в учебный комплект.
3. Рассматривание предметных картинок (из набора «Картинный словарь») с последующей их записью и с проговариванием.
4. Картинный диктант (Показываются картинки с изображением предметов, ученик записывает названия предметов).
5. Узнавание слова по описанию признаков предмета.
6. Запись слов из словаря с пропуском трудного места (с «окном») – это способ, предлагается детям для фиксации поставленной орфографической задачи.
7. Дописывание предложения, в котором нужно заменить картинки словами.
8. Составление рассказа из группы словарных слов (морковь, капуста, картофель, горох).
9. Восстановление деформированного предложения.
10. Мнемонические приёмы. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определённые ассоциации, помогают запомнить трудное слово.
11. Запись слова с закрытыми глазами. Нужно внимательно прочитать слово, затем закрыть глаза и представить это слово так, как оно написано в учебнике. Назвать его побуквенно. Заставить «опасную» букву помигать. Повторить слово, так как нужно писать его. Записать слово несколько раз, проговаривая то, что пишешь.
12. Отгадывание кроссвордов.
Хороший результат даёт изучение словарных слов по методике С. Н. Лысенковой, который не один год применяют учителя нашей школы. По данной методике работа над трудными словами состоит из нескольких этапов. Сначала учитель группирует слова в блоки. Для второго класса я составила четыре блока.
1.Овощи2.Животные3.Магазин4.За окном
Капустазаяцкарандашветер
Морковькороваконькимороз
Огурецсобакамашинаулица
Помидорворонапальто
Воробеймолоко
Для 3 класса я составила 7 блоков.
1. Школа2. Россия3. Наш огород 4. Неделя.
классгазетакорзина неделя
товарищ шёл огород понедельник
рассказдорогаовощи вторник
дневникгородкартофельсреда
ранецРодинаяблокочетверг
портфель арбузпятница
суббота
воскресенье

5. События6. Рисовать 7. В магазине8.
вчера рисовать одежда завод
сегодня картина валенки костёр
завтра жёлтый сапоги медведь
месяц чёрный посуда песок
праздниктарелка погода
мебель язык
комната
Каждый блок печатается учителем на отдельном листе бумаги и вывешивается на неделю в классе. Работа над словарными словами ведётся по следующему алгоритму.
1 урок. Ознакомление со словами изучаемого блока. Орфографическое проговаривание, запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм, расстановкой ударения, выяснение значения слов и др.
2 урок. Запись слов в тетрадях по слогам, для переноса.
3 урок. Составление словосочетаний, составление предложений, работа с карточками «сорбонками».
4 урок. Закрепление правописания словарных слов блока. Работа с картинным словарём, дописывание предложений, отгадывание кроссвордов и другие виды работ.
5 урок. Проверка уровня обученности. Словарный диктант.
Список используемой литературы.
1. Аксёнова А. К. и др. Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. В 2 частях. М.: Просвещение. 2008.
2. Баранников И. В. и др. Картинный словарь русского языка: Для учащихся начальных классов. СПб.: Просвещение. 1993.
3. Воронкова В. В. Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС. 2003.
4. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения. М.: 1988.