Методичка для воспитателя Организация самоподготовки в условиях кадетской школы-интерната

КГБОУ КШИ «МИНУСИНСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»









МЕТОДИЧКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ


«Организация самоподготовки в условиях кадетской школы-интерната»












Выполнил: Рассказов Ю.В.
воспитатель 3 взвода 2 кадетской роты,
первая квалификационная категория








2015 г.

Самоподготовка одна из организационных форм учебного процесса. Самоподготовка в режиме работы кадетской школы-интерната является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя.
Способы организации и виды деятельности кадет в каждой структурной части самоподготовки значительно совершенствуются от средней школы к старшему звену, по мере того как развивается уровень сформированности организационной и познавательной самостоятельности кадет.
При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника взвода и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя. Все приёмы самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке учителем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя. Отсюда основные воспитательные задачи самоподготовки:
закрепить навыки самообразовательной работы;
воспитать у кадет организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;
сформировать положительное отношение к учёбе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей;
научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.
В Минусинской кадетской школе-интернате кадеты обучаются с 5 класса.

С 5 класса можно позволить кадетам выполнять задания в индивидуальном темпе, но в пределах определенного времени. Следует приучать обучающихся более рационально использовать время, которое предусматривается на самоподготовку, быстро и правильно подготовить свое рабочее место для занятий, сосредоточенно выполнять заданное. Чтобы правильно определить время, необходимое для выполнения домашнего задания, нужно периодически проводить выборочный хронометраж; а затем рассказывать кадетам, как идет работа у организованного ученика, и как нерационально тратит свое время несобранный ученик. Если большинство кадет не справляются с заданием в определенное время, то необходимо попросить учителя внимательно относиться к объему домашнего задания. Процесс самоподготовки должен иметь определённую структуру. Мой опыт показывает, что обязательными этапами самоподготовки являются:
подготовка воспитанников к работе;
самостоятельное изучение материала;
самоконтроль и самооценка;
заключительный педагогический контроль.
В организационной (установочной) части самоподготовки выясняется объём домашнего задания, осуществляется выбор порядка выполнения заданий (рекомендуется начать с более трудного предмета). Необходимо проследить, чтобы кадеты начали подготовку с обязательного повторения правил, нашли и прочитали их в учебнике, сравнили с классной работой и лишь после этого переходили к самостоятельному выполнению письменных заданий. На этой начальной стадии самоподготовки следует использовать такие методы воспитательной деятельности, как организация деятельности и формирования опыта (кадетам необходимо научиться рациональной организации своей деятельности, чтобы работа была продуктивной, а результаты положительными). Это приучение, воспитывающие ситуации, педагогическое требование, инструктаж. Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (важно, чтобы кадет понимал, чем занимается, ради чего он это делает). Это эмоциональное воздействие, позитивные стимулы, поощрение, ситуация морального успеха. Главными приёмами организации самоподготовки на установочном этапе являются: информирование, разъяснение, положительный пример, коллективная работа, практическая деятельность и укрепление веры в силы ребёнка. Вышеизложенные методы и приёмы наиболее эффективны в установочной части самоподготовки. Они способствуют формированию навыков самоорганизованности и самодисциплины, а также воспитанию у ребят ответственного отношения к результатам учебного труда.
Самостоятельное выполнение домашнего задания активизирует деятельность кадет по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе направляет её на поиск нужной информации, необходимой для успешного результата обучения.
На этапе самостоятельной работы кадеты овладевают способами действий, приёмами учебной работы. Деятельность по совершенствованию знаний, полученных на уроке, предполагает выполнение разнообразных упражнений, закрепление знаний по учебнику и по учебным пособиям, выполнение опытов, решение задач, чтение необходимой литературы. Большое внимание на этом этапе должно уделяться самопроверке, которая осуществляется с помощью установления аналогов с выполненными ранее заданиями, различия между решёнными заданиями и теми, которые предстоит решить. В отношении самостоятельности обучающихся в процессе самоподготовки определяется её дидактическая цель, которая включает формирование у кадет таких общеучебных навыков, как планирование и организация учебной работы, самооценка и самоконтроль. Недостаточная эффективность работы кадет на самоподготовке объясняется именно недостаточным развитием навыков организации и планирования самостоятельной работы. Самостоятельная работа преследует цель закрепления навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности обучающихся. При этом возникают новые возможности в развитии и формировании у обучающихся положительного отношения к учёбе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы. В процессе основной части самоподготовки целесообразно использовать следующие методы воспитательной деятельности. Метод формирования сознания (рассказ, информирование, разъяснение), метод проблемного изложения (постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения), метод ориентировки и формирования качеств личности (упражнение, исходное требование). Основными приёмами на этом этапе самоподготовки являются: самостоятельная работа, поиск информации, практическая деятельность, коллективная работа, упражнение и переключение на разные виды деятельности. Данные методы и приёмы дают возможность развивать у ребят умения логически мыслить, находить простые решения сложных задач.
Необходимо отметить, что больше внимания при организации самоподготовки следует уделить тем организационным мероприятиям, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятия.
Наиболее важным моментом при формировании способностей кадет к регулярной, систематической подготовке домашних заданий в условиях школы-интерната является обучение их экономии времени и сил. Кадет необходимо научить рациональному распределению своих сил, вооружить их техникой индивидуальной умственной работы, так как рамки самоподготовки ограничены. Экономное расходование времени при максимальном достижении результатов должно стать для каждого ученика правилом. Учащиеся должны усвоить, что, чем больше заданий, тем значительнее нагрузка, вызванная их выполнением, тем тщательнее он должен подходить к организации и планированию труда на самоподготовке. Это поможет ему определить общее направление в работе, установить последовательность действий, представить перспективу. Все виды деятельности детей во второй половине дня взаимосвязаны. Чтобы избежать утомляемости и повышенной нервозности у воспитанников, эффективнее применять метод стимулирования, если кадеты знают, что после выполнения домашнего задания их ждет веселая игра или увлекательное дело, то и работают они более заинтересованно, более четко. Немаловажно убедить детей в том, что умение выполнять задание в определенной последовательности и умение проконтролировать себя: “Все ли я выполнил? Верно, ли я все выполнил?” является ответственностью за результаты своего учебного труда.
Успех самоподготовки определяется следующим:
к выполнению домашнего задания кадеты приступают в одно и то же время, восстановив работоспособность, утраченную в ходе занятий первой половины дня (после обеда и развода , обязательного пребывания на свежем воздухе);
целесообразной регламентацией времени;
строгой определенностью выполнения домашнего задания, в основе которой лежит принцип: от более сложного и трудоемкого к более легкому.

В конце самоподготовки подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить кадетам возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности. Поэтому в процессе подведения итогов воспитателю необходимо использовать метод косвенного воздействия и такие основные приёмы, как коллективный поиск, замечание, одобрение, положительный пример, моральная поддержка и укрепление веры в силы ребёнка. Метод косвенного воздействия наиболее целесообразно использовать именно в заключительной части самоподготовки, так как это способствует развитию у кадет навыков контроля и самоконтроля и самостоятельности в анализе результатов своей деятельности.

Каждый воспитатель всегда может проверить себя, правильно ли он руководит самоподготовкой кадет и каков результат его воспитательной деятельности. Чтобы дать самооценку своей работе, необходимо постоянно наблюдать за информированностью, дисциплинированностью, организованностью, активностью своего взвода. Их проявление свидетельствует о правильной организации самоподготовки.

Дисциплинированность кадет можно увидеть в следующих их поступках:
Все обучающиеся являются на самоподготовку своевременно, без опозданий.
Работают самостоятельно.
Соблюдают тишину и порядок.
Без разрешения воспитателя не пересаживаются с места на место.
Без надобности не обращаются к воспитателю.
Следят за позой и осанкой во время работы.
Содержат в чистоте и порядке свое рабочее место.
Следят за чистотой рук, опрятностью костюма, прически.
Соблюдают правила почтительности и уважительного отношения с воспитателем.
Выдерживают товарищеский тон в отношениях с одноклассниками.

Организованность взвода проступает наглядно в следующих действиях воспитанников:
Всё подготовлено к выполнению домашнего задания.
На рабочем месте нет ничего лишнего.
Экономно расходуют время на отдельные операции при выполнении задания.
Четко планируют индивидуальный труд.
Быстро и положительно реагируют на указание воспитателя.
Умело исключают внешние помехи.
Правильно понимают требования, которые предъявляет к ним организация самоподготовки.
Придерживаются установленного на самоподготовке организационного порядка.
Требуют организованности от своих товарищей.

Информированность воспитанники демонстрируют следующим образом:
Кадеты знают, что задано на дом. В дневниках есть об этом запись.
Быстро находят нужное в учебниках.
Им известно, как выполнять задания, где необходимо искать справку при затруднениях.
Они показывают знания изученного на уроках материала.
Действуют в соответствии с полученной от учителя инструкцией.
Соблюдают последовательность действий.
Не обращаются за разъяснениями к товарищам и воспитателю.
Не испытывают нужды в посторонней помощи.
Умело пользуются пособиями, учебно-письменными принадлежностями и т.д.
Быстро устраняют появившиеся в ходе работы ошибки.
Проявляют уверенность в правильности выполнения задания.

Об активности кадет на самоподготовке можно судить по следующим проявлениям:
Прилежно и в темпе работают над заданием.
Аккуратно и обстоятельно выполняют все действия согласно заданию.
Успевают все сделать вовремя.
Успевают провести проверку своей работы.
По своей инициативе используют справочный дополнительный материал.
Действуют самостоятельно без посторонней помощи.
Сэкономив время, продолжают заниматься учебной деятельностью.
Помогают товарищам, консультируя их по способам выполнения работы.
Участвуют во взаимопроверке выполненной работы.
Выявляют допущенные ошибки и анализируют их.
Помогают воспитателю в организации взаимопомощи и взаимоконтроля

Учебный труд с присущими только ему видами и формами деятельности играет важную роль в жизни кадет. Он требует физического и умственного напряжения, затраты сил и энергии, значительного времени. Постоянное и организованное выполнение заданий, осуществляемое в один и тот же определённый отрезок времени, благотворно воздействует на формирование привычки готовить уроки. От воспитателя зависит многое, чтобы обеспечить успех претворения замыслов учителя в жизнь, так как влияние самоподготовки на последующие за ней уроки неоспоримо.

В помощь кадетам предлагается памятка по организации самоподготовки
(см. приложение)

Приложение №1

«Организация самоподготовки для воспитателей»

По окончании полдника офицер-воспитатель дает 5 минут на туалет, затем строит свой взвод, проверяет наличие кадет в строю, даёт необходимые распоряжения и в составе роты под командованием офицеров-воспитателей личный состав роты отправляется на самоподготовку. В классе перед началом самоподготовки дежурный кадет записывает на классной доске расход личного состава отделения и задание на самоподготовку.
После начала самоподготовки в классе соблюдаются чистота и порядок. В случае отсутствия в классе офицера-воспитателя
дверь классного помещения должна быть открыта.
Передвижение кадет по классу во время самоподготовки запрещается; все необходимое должно быть взято из шкафа своевременно.
Во время самоподготовки разрешается подходить к офицеру-воспитателю за консультацией не более одного кадета одновременно.
У классной доски или парты должны заниматься одновременно не более двух кадет.
Офицер-воспитатель обязан требовать, чтобы заведомые лентяи сами подходили к воспитателю и отвечали уроки.
Способные и хорошо успевающие кадеты должны помогать слабым товарищам, а если в этом нет необходимости, то освободившиеся от выполнения уроков кадеты могут в оставшееся время читать художественную литературу.
Кадет может выйти из класса во время самоподготовки только с разрешения воспитателя. С целью приучить кадет сидеть тихо в классе и без воспитателя последнему необходимо время от времени выходить в коридор.
В случаях, если в расписании уроков оказались такие дни, когда кадетам задается мало или кадеты очень быстро справляются с домашним заданием, оставшееся время самоподготовки можно использовать для спортивных игр на территории, предварительно доложив об этом директору или заместителю директора по УВР.
Тех кадет, которые получают неудовлетворительные баллы, заставить выучить уроки перед увольнением, если таковое им предоставлено. Не забывать, что ограничение времени увольнения за плохие оценки и поведение есть мера, направленная к тому, что бы пробел в знаниях был пополнен.
Время, необходимое на выполнение заданий на самоподготовке, распределяется следующим образом:
- для 5 - 11 классов - до 4 часов.
За 15 минут до окончания самоподготовки необходимо провести контроль выполнения кадетами домашнего задания. Для проверки письменных работ кадеты по команде воспитателя складывают на столы тетради с работами и раскрывают их, воспитатель, проходя между рядами парт, проверяют наличие домашней работы.
За пять минут до окончания самоподготовки офицер-воспитатель подводит итоги дня, для этого использует дисциплинарный журнал, имеющийся в каждом классном отделении, классный журнал и свои наблюдения. Результаты учебы за день и баллы за поведение выставляются в «Экран успеваемости отделения».
Фамилии кадет, убывающих на занятия по дополнительному образованию, записываются на классную доску с указанием времени убытия и на какое занятие убыл.
Оставшиеся кадеты под руководством офицера-воспитателя продолжают устранять пробелы знаний.
После занятий по дополнительному образованию все кадеты прибывают в класс, где делают уборку класса и под руководством офицера-воспитателя убывают в спальное помещение для приведения себя и своей одежды в порядок к следующему дню.




Приложение №2

Памятка для кадет
"Организация самоподготовки"

Общие рекомендации:
всегда начинай домашнюю работу в точно установленное время;
прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
о том, что задано, узнавай по записи в дневнике или по закладке в учебнике;
приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начать;
начинай самоподготовку в определенном порядке;
старайся справиться со всеми затруднениями самостоятельно;
забыл правило – постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.

Рекомендации к решению задач:
прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай;
повтори условие задачи и ее вопросы;
подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи;
подумай, по какому плану будешь решать задачу;
проверь ход решения, ответ.

Рекомендации к списыванию текста:
прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его;
повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его;
выдели орфограммы в списываемом тексте;
прочитай предложение так, как оно написано (орфографически);
повтори предложение, не глядя в текст, орфографически;
пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически;
проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в написанном; сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Рекомендации по заучиванию стихотворений:
приготовление уроков начинай с работы над стихотворением;
тихо прочитай стихотворение вслух; помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить; выясни все незнакомые слова и выражения;
громко прочитай стихотворение; при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения;
прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно;
через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение;
через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст;
перед сном еще раз повтори стихотворение;
утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.

Кадет должен усвоить:
НЕЛЬЗЯ:
Опаздывать на самоподготовку
Тратить неэкономно время на подготовку к самостоятельной работе
Нарушать дисциплину
Отвлекать товарищей от работы
Обращаться с какими- либо просьбами, советами без надобности
Заниматься посторонними делами
Использовать методы работы, вызывающие шум
Беседовать с воспитателем в полный голос
Громко давать консультацию
Недобросовестно выполнять задания
Считать работу законченной без проверки, взаимной проверки( по возможности) и проверки воспитателя
Схема самоанализа выполненной работы: 1.Выглядит ли работа аккуратной? 2.Есть ли заголовок? (если он необходим) 3.Пользуетесь ли памятками? 4.Аккуратно ли вы подчёркиваете? 5.Начинаешь ли абзац с необходимого отступа (красной строки). 6.Легко ли прочесть то, что ты написал? 7.Проверяешь ли ты знаки препинания? 8.Проверяешь ли ты правильность написания? 9.Можешь ли ты сказать про свои схемы, рисунки, что они выполнены аккуратно? 10.Исправляешь ли ты ошибки? 11.Можешь ли ты с чистой совестью сказать, что сделал всё, на что ты способен?
Физминутка для глаз: Закройте глаза – откройте ( повторите 5 раз) Круговое движение глазами (головой не вращать повторите 6 раз.) Не поворачивая, головы отведите глаза как можно дальше влево, затем вправо. Смотрите в окно вдаль в одну точку в течении 1мин.

Правила приготовления письменных заданий: 1.Приведи в порядок рабочее место, приготовь все необходимое для работы. 2. Располагайте удобнее, так как в школе. 3.Прочти задание, продумай ,посмотри, какие правила следует применить в упражнении , вспомни если забыл, посмотри в учебник. 4.если надо посмотри аналогические предложения, выполненные ранее под руководством учителя. 5. Не спеша приступай к выполнению. 6. Пиши не торопясь , но и не слишком медленно. Не отвлекайся посторонними делами. 7. Если не понимаешь смысла предложения, спроси у воспитателя или товарища. 8. Отдельные трудные части задания не пиши сразу в тетрадь, а пользуйся черновиком. 9. выполнив упражнение сделай проверку, аккуратно исправь ошибки , если получилось грязно, перепиши. 10. Если видишь ,что ничего не понял, без учителя не разберёшься не выполняй всего задания, Делай то , что понятно, а о не понятном спросишь у учителя.

















Заголовок 215