Методика проведения диагностики межличностных отношений в группе (СПО — 9, 10, 11 класс)


Социометрия – диагностика межличностных (эмоциональных) связей в коллективе
Разработала: Корчагина Мария Олеговна,
учитель технологии ГБОУ ЦО №1403
Знания об океане профессий, какие они бывают, где и как их можно приобрести являются необходимым, но недостаточным условием для успешного выбора будущей профессии.
Следующим важнейшим этапом принятия решения в жизненном и профессиональном самоопределении является познание себя, как индивидуальности в окружающем мире, так и в группе, коллективе, в котором учишься, а позже – в котором работаешь.
Изучение данной методики пригодится, как преподавателям технологии, в курс которой входит огромный пласт теории профессионального самоопределения, так и непосредственно преподавателям СПО. И, конечно же, социологам, не только в образовательных учреждениях, но и различных организациях. Существует огромнейшее множество различных тестов, теорий, практик, творческих проектов по СПО, но именно эта методика является чем-то новым для данных программ, тем, что никак нельзя обойти вниманием и не включить в программу.
В школе, на уроках технологии, эта методика может проводиться на старших уровнях – в 9, 10, 11-х классах. Детям особенно интересно наблюдать уровень межличностных отношений при том, что делается это в научных рамках. Методика проведения экспериментальная, разработана с целью повышения интереса обучающихся к предмету.
Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;  б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;  в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе.
Социометрическая процедура.
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп.
Для того, чтобы не ставить обучающихся в затруднительное положение, необходимо соблюдать анонимность при расстановке симпатий-антипатий. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе.
Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д. Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает.
Параметрическая процедура с ограничением числа выборов: учитель зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж. 
Примеры вопросов для изучения личных отношений
1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом при трудностях в учебе или трудной тяжелой ситуации?  б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться? 2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?  б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе? 3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения? 
В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) ограничение измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением), приведенным в таблице:
Табл. 1. Величины ограничения социометрических выборов
Число членов групп Социометрическое ограничение d5-7 1 8-11 2 12-16 3 17-21 4 22-26 5 27-31 6 31-36 7 Обработка результатов.
Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.
Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по всем трем вопросам.   По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.  Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе. 
Табл. 2. Простейшая социоматрица.
№ Фамилия 11 22 33 44 55 66 77 88 99 110
1 Иванов   ++1     ++2     ++3   --1
2 Петров ++1     ++3 ++2          
3 Сидоров --1 ++1   ++2 ++3          
4 Данилова   ++2     ++1       ++3  
5 Александрова ++2 ++1   ++3     --3     --2
6 Адаменко                   
7 Петренко ++1     ++3            
8 Козаченко++1   ++3 ++2            
9 Яковлева   ++2     ++1   ++3     --1
10 Шумская  ++2 ++1   ++3       --1  
  Кол-во выборов                    
  Кол-во баллов                    
Рейтинг R
(кол-во баллов/3) Cоциометрический статус (индекс популярности)
S=R/ (N-1), где N – количество участвующих в опросе Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта). Социограмма. Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломенским, см. ниже:
Рисунок 1. Социограмма
 ——> позитивный односторонний выбор, <——> позитивный обоюдный выбор,  ------> негативный односторонний выбор,<------> негативный обоюдный выбор.
Все стрелочки следует делать различными цветами для удобства наблюдения. Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений. Анализ социограммы заключается в  отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Примеры социограмм.
Социограмма-мишень – представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).
Рисунок 2. Социограмма-мишень
Дифференциальная социограмма - вариант социограммы-мишени, учитывающий статистическую значимость количества полученных выборов. Испытуемые, получившие достоверно большее, чем у других, количество выборов, располагаются в центре социограммы – «звезды». Индивиды, количество выборов которых не достигает верхней границы, находятся во второй окружности – «предпочитаемые»; если количество выборов равно или меньше нижней границы, – в третьей окружности – «игнорируемые»; если выборы отсутствуют, то – «изолированные» – располагаются в пределах самой большой окружности.
Рисунок 3. Дифференциальная социограмма
В заключении к работе следует сделать выводы по межличностным отношениям в группе, и напомнить обучающимся, что это всего лишь методика, которая ни к чему не обязывает и не является особо важным критерием чего-либо. Методику следует принимать, как наиболее общую и показательную, и каждый делает выводы для себя сам.
Что касается преподавателя, в качестве рекомендации следует сделать общие выводы по состоянию межличностных отношений в группе. В случае каких-либо отклонений, или создания «разрушающих» группировок, следует принять соответствующие меры.