Выступление на экологическом семинаре Методика организации исследовательской деятельности на уроке географии и во внеурочное время

Матвеева Н.М. учитель географии МБОУ «СОШ № 7» г.Сафоново
«Методика организации исследовательской работы на уроках географии и во внеурочное время как средства формирования экологической культуры личности обучающихся».
Эпиграфом моего выступления я взяла слова поэта В. Шефнера
Природа неслышно уходит от нас. Уходит, как девочка с праздника взрослых. Уходит. Никто ей вдогонку не послан Стыдливо и молча уходит от нас.
В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации.
Что же такое экология – наука о том, как жить в мире с природой.

Гигантская техническая мощь современного человечества и быстрый рост численности населения на планете, стали причиной того, что на глазах живущих поколений происходит масштабная деградация природы. Человечество подходит к пределу, угрожающему его выживанию.
Проблема формирования экологической культуры обучающихся занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми.
Уровень экологической культуры - один из критериев цивилизованности общества, своего рода показатель – насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков.
Школьная география по сравнению с другими учебными дисциплинами отличается большей экологизацией. В школьном образовании курс географии – единственный предмет, рассматривающий экологические проблемы на 3-х уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведческого материала.
Практически на любом уроке географии необходимо затрагивать вопросы экологической тематики. Одной из основных целей на уроках географии является – способствование экологическому воспитанию обучающихся через формирование экологического мировоззрения и экологической культуры, становление экологически грамотной личностью.
Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей, с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения.
Цель  моей работы: организация исследовательской работы на уроках географии и во внеурочное время как средства формирования экологической культуры личности обучающихся.
Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у обучающихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностных ориентации, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности, умений и навыков по изучению и охране природы. Исследовательская работа – метод изучения природы, метод формирования экологического сознания. Нельзя охранять природу, бережно к ней относиться, не зная её особенностей, а эти знания обучающиеся получают в ходе исследовательской работы.
Сегодня я бы хотела рассказать о некоторых мероприятиях, проведённых в целях формирования экологической культуры обучающихся во внеклассной работе.
Мероприятие «Экологическое ассорти» - интеллектуальная игра в 7 классах, в игровой форме проверили знания обучающихся о природе, её состоянии и охране.
Экологическое мероприятие «Земля- живое чудо. Раны Земли» с использованием краеведческого материала, рассмотрели вопросы экологического состояния природы в мире в целом, в городе Сафоново в частности.
Исследовательская работа « Изучение и оценка состояния городской растительности, зависимость от расположения её к промышленным предприятиям, влияние рекреационной нагрузки на состав и состояние растительности, отличие городской растительности от растительности за городом» - изучили состояние городской растительности, дали ей оценку, констатировали характер влияния рекреационной нагрузки на состояние растительности, отличие растительности в городе и за городом методом эксперимента, исследования, ещё раз показали важность географических исследований в оценке экологического состояния окружающей среды, воспитания бережного отношения обучающихся к природе.
Исследовательская работа «Структура почв, изучение их плодородия и причин, на него влияющих. Влияние рекреационной нагрузки на структуру почвы» - в ходе исследования выяснили влияние человека на структуру почв методом многократных измерений твёрдости почвы, а также зависимость мощности плодородного горизонта от типа растительности.
Исследовательская работа по изучению школьного парка «Парк моего детства» - дали комплексную характеристику экосистемы, оценили экологическое состояние парка, зависимость экологического состояния парка от деятельности человека, также положительное влияние человека на парк (клумбы, вырубка сухих и старых деревьев, рекреационное преображение парка.
Исследовательская работа «Изучение антропогенного ландшафта города Сафонова, возникновение и опасность терриконов»- актуальность проблемы, рассматриваемой в работе, заключается в названии работы: «Террикон» – слово красивое, но понятие от красоты далекое» Это уникальный ландшафт города Сафоново, изучение которых начато ещё в 2008 году, о чём свидетельствуют фотографии, хотя материалов по данной проблеме очень мало. В ходе экскурсий по терриконам изучили особенности данного ландшафта. Изучили мировую практику решения проблем терриконов: озеленение, строительство ветряков, разравнивание под застройку, использование для дорожного строительства, а также идеи и предложения нашего земляка, Александра Елисеева по сооружению на наших терриконах горно-лыжных трасс, которые будут востребованы, так как наш город имеет выгодное ГП вблизи трассы Москва-Минск.
Мероприятие «Национальный парк «Смоленское Поозерье – биосферный резерват Смоленской области», потом была организована экскурсионная познавательная поездка в национальный парк, где ребята прошли по экологической тропе, увидели красоту этих ледниковых озёр, озеро Сапшо - «Байкал в миниатюре», как называл его Н.М.Пржевальский.
В ходе этой работы решались не только экологические вопросы, но и патриотические, воспитывалось чувство гордости за Смоленскую область, любви к уникальной природе родного края.
Проводятся экологические викторины, игры, экологические часы.
Также обучающиеся участвуют в акциях «Наш двор», приводят в порядок территорию вокруг школы, заботясь о её экологическом состоянии.
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры обучающихся является единство их экологического сознания и поведения. Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не любовался красотой рек, озер, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек часть природы, ее дитя. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.
Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что все в природе соединено тончайшими связями. Исследование природы должно идти комплексно так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая ее, а сохраняя и улучшая. Именно поэтому взаимодействие экологического и нравственного воспитания является способом формирования человека с высоким уровнем эколого-нравственной культуры, сочетающего в себе эколого-нравственные знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых эколого-нравственными ценностями.
15