Некоторые моменты работы в классах с низкими учебными возможностями — из опыта работы


«Из опыта работы в классах с низкими учебными возможностями»

Последнее время мне приходилось работать в классах с низкими учебными возможностями. В любой неспециализированной общеобразовательной школе есть ученики с высокими учебными возможностями, а есть другие – те, которые усваивают учебный материал с определенными трудностями в большей или меньшей степени. У таких детей присутствует еще и низкая мотивация обучения, так как постоянно возникающие проблемы вызывают неуверенность в своих силах, а затем и равнодушие – «все равно ничего не могу, ничего не получается». И хорошо, если такие ребята учатся в общих классах, где «сильные» - это и пример, на который должно равняться, и помощь этих «сильных» ребят в какой-то ситуации. Конечно, при условии, что в этом коллективе дружелюбная атмосфера, добрые отношения между одноклассниками.
А вот если таких ребят собирают в отдельные классы!.. По любым причинам. Коррекционными эти классы не всегда называют, но работать надо, учитывая специфику класса. Поэтому мне пришлось изучить систему коррекционно-развивающего обучения. И планировать свою работу на основе работы в обычных общеобразовательных классах, с применением теории коррекционно-развивающего обучения, с учетом реальных возможностей ребят, учитывая их уровень подготовки.
Некоторые моменты такой работы применимы и актуальны в любом детском коллективе, так как каждый ребенок индивидуален и, зачастую, очень раним, потому, что, в силу возрастных особенностей у ребят еще не сформировано философское восприятие действительности и то, что для взрослого кажется пустяком, для него проблема.
Думаю, что изученное и проработанное мною будет полезно и другим учителям, которые начинают работать и столкнулись с такой же проблемой. Хочу кратко изложить основное, на мой взгляд, в такой работе.
Коррекционно-развивающее обучение – это обучение, направленное на развитие высших психологических функций ребенка, при помощи которых осуществляется усвоение программно-учебного материала.
Результат коррекционно-развивающего обучения – компенсация, то есть развитие у ребенка механизма продуктивной обработки информации, в результате чего достигается адекватное функционирование ребенка в окружающем его обществе.
Наряду с традиционными методами в классах с низкими возможностями и низкой мотивацией необходимо учитывать возможности и строить свою работу с учетом этих особенностей. И основополагающими принципами этой работы должны стать:
- принцип мотивации обучения;
- принцип доступности - развитие познавательной активности, обеспечение
эффекта новизны при решении учебных задач;
- принцип дозированности - объяснять порционально, спрашивая, что понятно
и что не понятно, то есть чего от них хочет учитель;
- индивидуальная работа;
- оптимальный выбор средств;
- отбор учебного материала в соответствии с поставленными задачами.
Основные принципы работы в таких классах:
- принцип личностно-ориентированного подхода в обучении: - принятия уникальности ребенка, введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития и формирование готовности к восприятию сложных разделов программы;
- принцип развития и коррекции высших психологических функций: - развития наглядно-образного мышления, словесно-логического (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями), развития зрительного восприятия и узнавания, развития зрительной памяти и внимания, развития слухового внимания и памяти, развитие пространственных представлений и ориентации;ия зрительног восприятия и узнавани
- принцип создания психологической зоны успеха:- создание ситуации успеха при выполнении различных заданий (по объему доступных на данный момент с обязательной оценкой), динамичности восприятия, продуктивной обработки учебной информации, развития и коррекции высших психологических функций, мотивации обучения;
- принцип педагогического оптимизма: - вера учителя в силы и возможности ребенка;
- принцип нормативности и открытости образовательных перспектив: - недопущение снижения образовательной планки, развитие перспектив в получении среднего профессионального и высшего образования; и др.
Памятка
учителю, работающему в классах с низкими возможностями и низкой мотивацией обучения:

1. Для поддержания высокого уровня внимания:
- на каждом уроке создавать ситуацию успеха;
- подчеркивать главное цветными мелками;
- исключить раздражающие факторы: - обилие наглядных пособий,
- много различных записей на классной доске,
- агрессивный тон учителя;
- уменьшение количества учебных материалов для отслеживания;
- высокий темп раздражает и усиливает раздражение;
- необходимо многократно повторять учебный материал;
- поддерживать единые учебные требования;
- одежда учителя спокойных тонов.
2. Особенности и принципы построения урока:
- отбор информации зависит от индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- учебный материал должен быть доступен для каждого ученика;
- требования к обучению соответствуют уровню группы риска в зоне ближайшего развития,
не завышаются и не занижаются, выбор оптимального пути обучения;
- несоответствие нагрузки вызывает занижение самооценки.
3. Отличительные особенности учебных заданий:
- увеличить число продуктивных занятий;
- одно из средств урока - дозированная помощь:
стимулирующая - мобилизовать внимание, напомнить, подсказать;
направляющая - указать на ошибку или где ее искать в работе, напомнить правило, алгоритм;
обучающая помощь.
Цель - обеспечить успех ученика на уроке, что является положительной мотивацией.
Оценка успешности:
«5», «4», «3» - Ι уровень – самостоятельно выполнил - стимулирующая помощь;
(минимальная мера помощи не оказывалась) . «3» - ΙΙ уровень - самостоятельно исправил ошибки при указании на них -
направляющая помощь;
«3», «2» - ΙΙΙ уровень - требуется прямая подсказка некоторой части задания,
«2» - ΙV уровень - или подсказка всем заданиям - обучающая помощь.
4. Дети не любят работать, поэтому:
- положительная мотивация, которая создается двумя факторами:
1. формирование положительного мотива (предмет, учитель, стимулирование);
2. целеполагание - достижение результата (цель присваивается,
проговаривается и удерживается - так развивается рефлексия).

5. Критерий относительной успешности:
- движение ребенка относительно самого себя;
- оценки выставляются по уровню сложности, их критериям;
- любые попытки поощряются.

6. Коммуникативный комплект:
- стиль авторитарно-демократический;
- уровень общения: учитель - ученик, ученик - ученик.
7. Итог: - сформированная на выпуск 9 класса элементарная рефлексия;
- оценка каждого ребенка: успевает – не успевает, умеет – не умеет;
- отметка на каждом уроке.
8. Санитарно – гигиенические требования:
- напряжение на первые 25 – 30 минут (в т. ч. объяснение).
- смена видов деятельности и видов работы, т.к. однообразие вызывает напряжение,
утомление.

Урок – это и традиционные методы работы на уроках (объяснительно-иллюстративные с применением наглядности, добротное репродуктивное закрепление и повторение, применение изученного в новой ситуации – продуктивная деятельность) и нестандартные уроки - работа в парах, в группах по четыре человека (хотя, по моему мнению, работа в группах давно уже стандартная форма урока), и др.
Группы могут быть одноуровневые и разноуровневые по степени подготовки учащихся.
В одноуровневых группах ребята занимаются с учетом своих возможностей, своего уровня подготовки.
В разноуровневых группах «сильные» ученики помогают «слабым», проговаривая и объясняя изученный материал, закрепляя тем самым и свои знания, обучаясь умению излагать информацию, обосновывая свой собственный подход, разъясняя значение и смысл теории, умению привести примеры, подобрать аргументы.
Здесь работает и воспитательный момент – воспитывается доброжелательность к окружающим, умение сотрудничать, работать в коллективе.

Основная цель урока - вооружить обучающихся научным методом познания, способствовать развитию мышления, формировать навыки прогнозирования, развивать умения решать практические задачи в повседневной жизни.

Для достижения этих целей на уроках надо включать обучающихся в деятельностный режим работы и осмысления способов получения знаний. Необходимо так организовать урок, чтобы работал каждый ученик: постановка проблемы, поиск решения предъявленной задачи, предъявление и защита собственной точки зрения, принятия точки зрения другого при логическом обосновании и доказанности высказываний.
Создавать на уроке условия для свободного высказывания и защиты своего мнения при решении задач, предъявления своего способа решения, что развивает умение сформулировать свои мысли в обоснованные высказывания.
Особое внимание - развитию навыков анализа, обобщения, структурирования, систематизации изученного, формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать, структурировать материал, умений интерпретировать словесное описание условий задачи в математическую модель и обратно, создание условий для работы каждого в зоне своего ближайшего развития.
Развитию умений и навыков способствуют и практические работы, тесты, математические диктанты, что позволяет включать в активную самостоятельную работу каждого ученика, применяя и развивая их умения и навыки.
Так я столкнулась в своей практике с тем, что учащиеся одиннадцатых классов, зная формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда, не сразу смогли его вычислить, получив эти кубики и «кирпичики» - прямоугольные параллелепипеды для практической работы по вычислению объема и площади полной поверхности.
Надо больше включать заданий практического применения знаний.
Включить в работу каждого обучающегося, можно через математические диктанты – «пятиминутки», как обучающего, так и проверочного характера. Математические диктанты – не новая форма работы, а новое в моих диктантах – это то, что они диктанты – «пятиминутки», пять заданий – пять минут! Но иногда время на выполнение задания можно и увеличить. Я сама разрабатываю диктант из пяти заданий, от простого к сложному, где включаю основные моменты изучаемой темы. Можно брать задания из дидактических материалов, но адаптируя для конкретного класса. Критерии оценки при этом ребята знают заранее - задание выполнено и ставится "+", либо не выполнено и ставится "–", а по количеству «плюсов» ставится отметка:
5 заданий
5 + «5»
4 + «4»
3 + «3»
1-2 + «2»
Математические диктанты могут быть обучающими или проверочными, на два варианта или с одним вариантом – это зависит от цели урока, цели диктанта.
1. Математический диктант на два варианта – проверка знаний, умений. Математика.
1 вариант 2 вариант
1. Вычислить: – 12 + 4 – 14 – 5
2. Найти значение: – 12 – 4 – 14 + 5
3. Выполнить действие: 2 – 9 3 – 8
4. Вычислить:
5. Найти сумму: – 2 +1 – 3 + 2
Геометрия. Математический диктант – обучающая практическая работа. Вариант один. Возможно, один ученик работает у доски самостоятельно, а по окончании работы - по его рисунку разбор ошибок и коррекция.
1 Построить произвольный прямоугольник ABCD. Построить прямую АС.
2 Построить прямую a, параллельную прямой АС и проходящую через точку D.
3 Построить перпендикуляр от точки С к прямой a. Назвать его СМ.
4 Построить прямую ВА и точку пересечения прямой ВА с прямой a назвать N.
5 Определить вид четырехугольников ACDN и ACMD.
Тот же математический диктант – проверочная практическая работа. Вариантов два.
1 Построить произвольный
прямоугольник ABCD. Построить прямую АС. | квадрат МNKF. Построить прямую NF.
2 Построить прямую a, проходящую через точку
D и параллельную прямой АС. | M и параллельную прямой NF.
3 Построить перпендикуляр от точки
С к прямой a. Назвать его СМ. | от точки N к прямой a. Назвать его NP.
4 Построить прямую
ВА | KF
и точку пересечения прямой
ВА | KF
с прямой a назвать
N. | S.
5 Определить вид четырехугольников
ACDN и ACMD. | МNFS и РNFМ.
Немаловажно и воспитание пунктуальности, аккуратности, привитие навыков организации своего рабочего места – для организации успешной работы заранее проверяем наличие инструментов и остального, необходимого в предстоящей работе.
Решая задачи видения своих ошибок и отработки знаний можно предложить проверку домашнего задания и одновременной коррекции предполагаемых ошибок по готовым решениям, записанным на обороте доски. Проверка, поиск ошибок развивают навыки видения этих ошибок, а одновременная их коррекция помогает лучшему усвоению знаний. Необходимо при проверке обсуждать ошибку, давая обоснование своему решению.
Развивается умение: смотреть и видеть, слушать и слышать!
Можно практиковать самооценку своей работы по итогам самопроверки, что развивает навыки критического подхода к своей работе и помогает осознать уровень своей подготовки, повышает, повышая при этом мотивацию обучения мотивацию обучения .
Все это помогает организовать урок так, чтобы в работу был включен каждый ученик.

Толстунова Л. Р.
г. Нефтеюганск, 2014г.