Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся к переводному экзамену по географии в 10-ом классе.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для учителей
по подготовке обучающихся
к переводному экзамену по географии в 10-ом классе


Софенина А.Г. учитель географии
общеобразовательной школы I-III ступеней №2
отдела образования администрации
города Кировское
КИРОВСКОЕ 2016
Содержание
Стр.
1.Введение 3
2.Особенности структуры экзаменационной работы по географии в 2016-2017 учебном году.
3.Задачи проведения переводного экзамена по географии в 10-х классах.
4.Программа переводного экзамена по географии в 10-ом классе
4
5
6-7
5.Методические рекомендации по сопровождению переводного экзамена в 10-х классах по предмету «География»
8-9
6.Приложения 1 (Практические задания к экзаменационным билетам)
7. Приложение 2 (Примеры отдельных вопросов и билетов) 10-12
13-23
8.Список литературы, рекомендованный для подготовки и проведения ГИА в 9 – м классе 24
Введение
Данные методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку десятиклассников к переводному экзамену по географии в 10-ом классе. Переводной экзамен по географии проводится с целью определения уровня учебных достижений обучающихся по предмету, а именно: владение десятиклассниками конкретными географическими знаниями и умениями.
Методические рекомендации составлены с учетом требований к результатам освоения обучающимися учебных дисциплин на основе государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования (Приказ МОН ДНР № 325 от 17.07.2015 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования на 2015 – 2017 год и «Государственный образовательный стандарт среднего общего образования на 2015 – 2017 год»)
Особенности структуры экзаменационной работы по географии в 2016-2017 учебном году.
Экзаменационный материал составлен на основе Программы «Социально – экономическая география мира» для общеобразовательных организаций: базовый уровень / сост. Панкина В.Е., Николенко В.А., Налбат Л.П. – Донецк: Истоки, 2015. – 13 с. Пакет экзаменационных материалов для переводного экзамена в 10 – м классе по географии включает: программу переводного экзамена, критерии оценивания теоретических и практических заданий, экзаменационные билеты (30 билетов, каждый из которых содержит два теоретических вопроса и одно практическое задание), список литературы для обучающихся. Перечень вопросов в билетах отражает содержание учебной программы по географии в 10 классе: готовность формулировать точное определение и основных понятий, законов, теорий; правильно и обстоятельно отвечать на поставленные вопросы, уметь выявлять закономерности, делать выводы, анализировать.
Практическое задание отражает уровень сформированности географических знаний, умений определять географические объекты и явления, производить расчеты и вычисления географических задач, строить столбчатые и секторные диаграммы, а также выполнять задания на контурной карте. Если практическое задание билета предполагает работу на контурной карте, то ученик получает чистый бланк контурной карты. Задание на контурной карте имеет картографический характер и предусматривает нанесение на карту информации в соответствии с поставленной учебной задачей и разработку легенды карты (записи на карте и легенда делаются тем же цветом ручки, которым выполняется вся работа). Форма проведения переводного экзамена по географии в 10 -ом классе устная. Время подготовки для каждого учащегося составляет до 30 минут. Рабочим языком проведения экзамена является русский язык.
Перечень необходимых материалов и оборудования
1. Политическая карта мира.
2.Тематические карты мира, в том числе отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, минерально – сырьевых ресурсов, ресурсов Мирового океана, рекреационных, земельных, водных, лесных ресурсов, глобальных проблем человечества.
3. Бланки контурных карт.
Перечень типов практических заданий .
1. Географические задачи.
2. Задания на знание карты (работа на контурной карте).
3. Построение диаграмм.
Методические рекомендации по сопровождению переводного экзамена в 10-х классах в независимой форме по предмету «География»
Переводной экзамен в 10-х классах нацелен на выявление не только уровня знаний учащимися отдельных понятий и положений, входящих в систему географии, но и умений использовать эти знания при анализе и оценке реальных общественных процессов и явлений, в известной мере, может свидетельствовать о степени социализации личности. Таким образом, говоря о подготовке обучающихся к успешной сдаче экзамена никоим образом не имеется ввиду механическое натаскивание. Поскольку в условиях динамически развивающегося мира все большее значение приобретает географическое образование, обеспечивающее формирование у школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Значимость географии определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально – экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.
Задачи проведения переводного экзамена по географии X классов:
- формирование единой объективной независимой системы оценки качества образования обучающихся 10-ых классов общеобразовательных организаций;
- повышение ответственности общеобразовательных организаций за качество подготовки обучающихся на ступени среднего общего образования;
- выработка единого уровня требований педагогов к образовательным достижениям обучающихся;
- формирование географической компетенции обучающихся 10-ых классов
Завершение 10 класса можно рассматривать как определенный рубеж в изучении предмета. Школьниками уже изучен достаточно широкий круг вопросов, образующих ядро географических знаний. Вместе с тем им предстоит знакомство с регионами и странами мира в 11 классе. Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксирован в обязательном минимуме содержания образования и в компоненте государственного образовательного стандарта ДНР.
Адекватно определить, в какой степени достигаются универсальные (независимые от используемых учебников, возможностей школы, количества выделяемых на предмет часов и т.п.) параметры и требования, установленные этими документами, позволяют единые контрольные измерительные материалы.
География – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные (природные) и общественные (население, социальные вопросы, хозяйство) объекты и явления.
Общая цель географического образования школьников – сформировать всесторонне образованную личность, в более узком смысле эта цель заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.
Для успешной сдачи переводного экзамена по географии учителям необходимо подготовить обучающихся с учетом содержания программы соответствующей курсу «Социально – экономическая география мира» и требованиям к уровню общеобразовательной подготовки учащихся 10 класса:
1. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА
Источники географических знаний. Методы экономико -географических
исследований. Выдающиеся эконом - географы мира.
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся. Ученик:
поясняет, что изучает социально-экономическая география мира;
определяет задачи курса;
характеризует источники географических знаний и методы экономико-
географических исследований и называет выдающихся эконом-географов мира.
2. ОБЩАЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА
2.1. Политическая карта мира
Современная политическая карта мира. Отличие понятий «страна», «государство»,
«зависимая страна», «колония». Этапы формирования политической карты мира.
Классификация стран по форме правления. Формы административно-территориального
устройства. Различия федеративных государств.
Политические и экономические системы стран. Типология государств.
Международные организации, их функциональное и пространственное
распределение.
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся. Ученик:
поясняет отличия между понятиями «страна», «государство», «зависимая
страна», «колония»;
называет и характеризует основные формы правления и административно-
территориального устройства стран мира;
характеризует этапы формирования политической карты мира и особенности
социально-экономической типологии стран;находит и показывает на карте государства;
2.2. Население мира
Количество населения. Воспроизводство населения. Демографические процессы и
демографическая политика. Миграционные процессы и миграционная политика
государств. Причины и проблемы внешних миграционных потоков.
Языковой и этнический состав населения. Мировые религии. Возникновение и
современное распространение религиозных учений.
Социальная и профессиональная структура населения. Трудовые ресурсы.
Проблемы занятости и безработицы.
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся. Ученик:
называет количество населения мира и отдельных стран;
характеризует типы воспроизводства населения; особенности возрастного и
полового состава населения; направления основных миграционных потоков; структуру
занятости населения и отличия ее по регионам;
поясняет понятия «демографическая политика», «демографический взрыв»,
«урбанизация», «миграция», «мегалополис»;
описывает крупнейшие народы и самые распространенные языки мира, мировые
религии;
сравнивает темпы, уровни, формы урбанизации стран и регионов;
анализирует текстовые, картографические и статистические материалы с целью
определения общих черт и отличий в воспроизводстве, составе и размещении населения
разных регионов мира.
2.3. Взаимодействие общества и природы.
Мировые природные ресурсы. Географическая среда как сфера взаимодействия
общества и природы. Природопользование: рациональное и нерациональное. География
минеральных ресурсов.
География мировых природных ресурсов: земельных, лесных, водных, Мирового
океана, рекреационных.
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся. Ученик:
называет виды природных ресурсов;
поясняет понятия «географическая среда», «антропосфера»,
«природопользование», «ресурсообеспеченность»;
выявляет закономерности размещения разных видов природных ресурсов;
сравнивает ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран мира.
2.4. Мировое хозяйство и НТР.
Современное мировое хозяйство. Этапы формирования мирового хозяйства.
Международное географическое разделение и интеграция труда.
Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы
размещения производительных сил.
Понятие «НТР» и ее основные черты. Мировое хозяйство в эпоху НТР, ее влияние
на отраслевую структуру и территориальную организацию производства.
Интернационализация, интеграция, информатизация и глобализация как
важнейшие тенденции развития мирового хозяйства.
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся. Ученик:
называет этапы формирования мирового хозяйства;
поясняет понятия «международное географическое разделение труда», «НТР»,
«глобализация»;
определяет влияние НТР на отраслевую структуру и территориальную
организацию производства;
характеризует отраслевую и территориальную структуру, современные
тенденции развития мирового хозяйства.
2.5. География отраслей мирового хозяйства.
Промышленность. География основных отраслей промышленности мира
(электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая промышленность, лесная
промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность).
Мировое сельское хозяйство: значение, отраслевая структура, аграрные отношения.
География мирового транспорта.
Внешние экономические связи. Международный туризм.
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся. Ученик:
характеризует структуру и основные районы размещения отраслей
промышленности; главные сельскохозяйственные районы мира;
анализирует с помощью картографических и статистических материалов
размещение ведущих отраслей промышленности мира;
делает выводы о тенденциях развития транспорта, международного туризма,
направления внешних экономических связей.
2.6. Глобальные проблемы человечества.
Понятие про глобальные проблемы человечества (войны и мира, экологическую,
сырьевую и энергетическую, голода, борьбы с преступностью и терроризмом). Роль
мировой общественности в их решении.
Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся. Ученик:
поясняет понятие «глобальные проблемы»;
анализирует сущность, причины возникновения, особенности каждой из
проблем, возможные пути их решения;
оценивает последствия проявления глобальных проблем на современном этапе
развития общества.
Методические рекомендации
Как показывают опыт проведения экзамена и анализ педагогической практики, позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний.
Другой фактор успеха – целенаправленная работа по использованию всех видов заданий экзамена в учебном процессе как в обучающей, так и в контрольных функциях. С учетом того, что в экзаменационной работе основными объектами проверки являются знания, умения, способы деятельности, предусмотренные нормативными документами и отраженные в компоненте государственных образовательных стандартов.
В подготовки школьников в равной мере значимы как знания базового, фактического, понятийного материала, так и умение работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Вот почему рекомендуется уделять внимание этим элементам подготовки на всех этапах обучения в ходе текущего и итогового контроля.
Таким образом, успешная сдача экзамена в немалой степени зависит от организации в процессе обучения активной и разносторонней познавательной деятельности школьников в целях овладения ими всеми элементами подготовки.
Наряду с отмеченными выше факторами подготовки к экзамену, позитивную роль могут сыграть и специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно используются для активизации знаний учащихся по проверяемым в рамках экзамена элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы по географии и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса.
В рамках предэкзаменационного повторения не представляется возможным охватить весь изученный материал. Задача состоит в том, чтобы привлечь внимание обучающихся к ключевым, базовым вопросам курса, закрепить умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания. Целесообразно ознакомить школьников с планом экзаменационной работы.
Учитывая ограниченность времени, при повторении важно, во- первых, остановиться на тех вопросах, которые наиболее широко представлены в вариантах экзаменационной работы, а во- вторых, уделить внимание тем вопросам, которые вызывают у десятиклассников наибольшие затруднения.
Можно предложить некий общий алгоритм предэкзаменационного повторения:
- определение внутри каждой темы круга вопросов для обязательного повторения;
- вычисление вопросов для беседы в целях актуализации и закрепления, ранее полученных знаний (в этой связи необходимо предусмотреть опережающие задания);
обработка по теме, разделу типовых заданий базового и повышенного уровней.
Таким образом, основные задачи предэкзаменационного повторения заключаются в том, чтобы:
- представить учащимся обобщенную характеристику целей, содержания, особенностей экзамена в 10 классе по географии:
- помочь обучающимся обобщить, систематизировать содержание курса географии по основным его разделам, аспектно- содержательным линиям;
- привлечь внимание к наиболее сложным проблемам курса, дать рекомендации по выполнению заданий различных типов, входящих в экзаменационную работу;
- ознакомить учащихся с инструкциями по выполнению заданий.
При подготовке к экзамену необходимо обращать внимание на формирование географической компетентности:
- умение в конкретной ситуации распознавать и формулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии;
- владение языком географии (термины, понятия, умение читать географические карты);
- умение привязывать событие к конкретному месту в пространстве;
- умение выделять географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы;
- умение сделать вывод и сформулировать правильный ответ.
Необходимым условием формирования географических компетенций является наличие у учащихся опыта решения различных проблем познавательного и практического характера и использованием широкого спектра знаний и умений, которые им дает школьная география. Поэтому наиболее органичным представляется планирование соответствующих видов деятельности учащихся на уроках обобщения знаний в конце изучения отдельных разделов и тем курса «Социально-экономическая география мира».
При организации самостоятельной работы учащихся, направленной на формирование умений применять знания в измененной ситуации, большое значение имеет актуализация опорных знаний, необходимых для выполнения соответствующих заданий, определения алгоритма их выполнения.
Этап контроля позволяет проверить соответствие достигнутых результатов обучения поставленным целям. Проверка соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям проводится в рамках текущего, тематического и итогового контроля.
При организации контроля усвоения основных понятий рекомендуется уделять больше внимания использованию вопросов и заданий, проверяющих понимание общих понятий, отражающих изучаемые географические объекты и явления, умение привести их примеры, умение применять их.
Рекомендуется уделить внимание в учебном процессе элементам содержания. Целенаправленно формировать умения грамотно выразить свои мысли.
Успешность выполнения экзаменационной работы во многом определяется тем, насколько десятиклассники знакомы и умеют выполнять все типы заданий. Вот почему рекомендуется включать эти задания в учебный процесс и в качестве обучающих, и в качестве контрольных.
Подобный анализ различных типов заданий готовит школьников к экзамену. В рамках предэкзаменационного повторения обобщенная характеристика, всей работы будет полезна. При подготовке к экзамену целесообразно продолжить работу по формированию и совершенствованию у обучающихся умений работать с различными источниками географической информации и применять знания и умения для решения конкретных задач.
Рекомендую обратить больше внимания на формирование географических понятий, причем проверку их сформированности проводить не в форме воспроизведения определения, а в форме какой-либо деятельности (выделить признаки, узнать проявление, рассчитать показатель и т.п.).

Приложение №1.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ
ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ В 10-ом КЛАССЕ
Практические задания на знание географической карты
1.Практическое задание 1.1. На контурной карте мира обозначьте границы и столицы не менее 5 стран, входящих в состав «Большой двадцатки».
2.Практическое задание 1.2. Нанесите на контурную карту границы 5 стран, занимающих ведущее место по производству электроэнергии на АЭС.
3. Практическое задание 1.3. На контурной карте мира обозначьте границы и столицы не менее 5 развивающихся стран мира.
4.Практическое задание 1.4. Обозначьте на контурной карте мира страны «Большой семерки» и их столицы.
5.Практическое задание 1.5. На контурной карте мира обозначьте границы не менее 5 стран с наибольшим естественным приростом населения.
6.Практическое задание 1.6. Нанесите на контурную карту границы 5 стран, специализирующихся на выращивании пшеницы.
7.Практическое задание 1.7.. Выделите на контурной карте мира не менее 5 крупных городских агломераций.
8.Практическое задание 1.8. На контурной карте мира обозначьте не менее 5 полуостровных стран.
9.Практическое задание 1.9. Нанесите на контурную карту 5 крупнейших угольных бассейнов мира.
10.Практическое задание 1.10. Нанесите на контурную карту 5 крупнейших нефтедобывающих стран.
11.Практическое задание 1.11. Нанесите на контурную карту границы и столицы 5 монархий мира.
12.Практическое задание 1.12. Нанесите на контурную карту границы и столицы 5 стран с федеративным устройством.
13.Практическое задание 1.13. Нанесите на контурную карту страны с плановым ведением хозяйства.
14.Практическое задание 1.14. Нанесите на контурную карту ареалы высокой плотности населения.
15.Практическое задание 1.15. Нанесите на контурную карту границы 5 стран, специализирующихся на производстве черных металлов.
16.Практическое задание 1.16. Обозначьте на контурной карте не менее 5 стран со значительными природно – рекреационными ресурсами.
17.Практическое задание 1.17. Обозначьте на контурной карте 5 крупнейших морских портов мира.
18.Практическое задание 1.18. Нанесите на контурную карту 3 крупнейших нефтегазовых бассейнов мира.
19.Практическое задание 1.19. На контурной карте мира обозначьте границы не менее 5 стран с преобладанием сельского населения.
2. Географические задачи.
1.Задача 2.1. Рассчитайте ресурсообеспеченность страны железной рудой, если население страны составляет 30 млн. чел., а запасы железной руды 12 млрд. тонн. Среднегодовая добыча железной руды в стране составляет 25 млн. тонн.
2.Задача 2.2. Рассчитайте уровень безработицы в стране, если количество трудовых ресурсов составляет 15 млн. человек, а безработных 1,5 млн. человек.
3.Задача 2.3. Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в стране за год родилось 18500 человек, умерло 13200 человек, а численность населения составляет 1596 тыс. человек.
4.Задача 2.4. Вычислите уровень урбанизации, если численность населения составляет 900 тыс. человек, городское - 378 тыс. человек, сельское - 522 тыс. человек.
5.Задача 2.5. Рассчитайте уровень безработицы в стране, если количество трудовых ресурсов составляет 18 млн. человек, а количество официально зарегистрированных безработных 5,5 млн. человек.
6.Задача 2.6. Рассчитайте ресурсообеспеченность железной рудой Бразилии, используя следующие данные: общие запасы 50 млрд. тонн, добыча 160 млн. тонн в год.
7.Задача 2.7. Численность населения составляет 15 млн. человек. За период с 1 января 2015 года по 1 января 2016 года прибыло 0, 9 млн. человек, а уехало 0,5 млн. человек. Определите сальдо миграции.
8.Задача 2.8.. Рассчитайте ресурсообеспеченность Индии углем, если разведанные запасы угля составляют 92445млн.тонн, а добыча - 26 млн.тонн угля в год.
9.Задача 2.9. Определите, на сколько лет хватит каменного угля в стране, если известно, что общие запасы составляют 57 млрд.т., а годовая добыча – 87 млн. т.
3. Практическое задание на построение диаграммы
1.Практическое задание 3.1. Постройте секторную диаграмму структуры мирового земельного фонда по данным: Земельный фонд %
Обрабатываемые земли (пашня, сады, плантации) 11
Луга и пастбища 23,5
Леса и кустарники 30,5
Земли населенных пунктов, промышленности и транспорта 3,5
Малопродуктивные и непродуктивные земли (болота, пустыни, ледники и др.) 31,5
2.Практическое задание 3.2. Постройте столбчатую диаграмму валового сбора зерновых культур ведущими странами мира за 2010-2012 гг. по следующим данным. Страна Валовой сбор
всего, млн. т
Китай 519
США 381
Индия 280,7
Индонезия 85,5
Бразилия 80,9
Россия 73,4
Франция 68,4
Приложение №2.
Примеры отдельных вопросов и билетов.
Билет № 3
2.Назовите и охарактеризуйте основные последствия глобального потепления климата.
Глобальное потепление — процесс постепенного роста средней годовой температуры поверхностного слоя атмосферы Земли и Мирового океана, вследствие всевозможных причин (увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере Земли, изменение солнечной или вулканической активности )
Впервые о глобальном потеплении и парниковом эффекте заговорили в 60-ых годах XX века, а на уровне ООН проблему глобального изменения климата впервые озвучили в 1980 году
Последствия глобального потепления
1.Увеличение средней годовой температуры поверхностного слоя атмосферы будет сильнее ощущаться над материками, чем над океанами, что в будущем вызовет коренную перестройку природных зон материков.
2.Зона вечной мерзлоты уже сместилась к северу на сотни километров. В последние годы Ледовитый океан наступает на сушу со средней скоростью 3-6 метров за лето.
При дальнейшем увеличении среднегодовой температуры приземного слоя атмосферы, тундра может практически полностью исчезнуть .
3.Зона тайги сместиться к северу на 500-600 километров и сократиться по площади почти на треть, площадь лиственных лесов увеличится в 3-5 раз.
4.Лесостепи и степи также продвинутся на север .
5.Глобальное потепление затронет и места обитания животных. Смена ареалов обитания живых организмов уже отмечается во многих уголках Земного шара.
6.Повышение температуры создаёт благоприятные условия для развития болезней, чему способствуют не только высокая температура и влажность, но и расширение ареала обитания ряда животных — переносчиков болезней. К середине 21 века ожидается, что заболеваемость малярией вырастет на 60%. Усиленное развитие микрофлоры и нехватка чистой питьевой воды будет способствовать росту инфекционных кишечных заболеваний. Быстрое размножение микроорганизмов в воздухе может увеличить заболеваемость астмой, аллергией и различными респираторными болезнями.
7.Для многих других стран, живущих за счёт туристов, тоже наступят далеко не лучшие времена. Любителей покататься на горных лыжах в Альпах ждёт разочарование, в горах снега не будет. Во многих странах мира условия жизни значительно ухудшаться. По оценкам ООН, к середине XXI века в мире будет насчитываться до 200 миллионов климатических беженца.
Билет № 4
1.Охарактеризуйте географию электроэнергетики мира.
Электроэнергетика – одна из отраслей “авангардной тройки”. Её роль заключается в обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства и населения.
Производство и потребление электроэнергии растёт высокими темпами. Отрасль продолжает изменяться и, прежде всего под воздействием НТР. Электроэнергия вырабатывается на различных видах электростанций ТЭС -63%, ГЭС-20%, АЭС-17%.Проблема отрасли состоит в истощении запасов первичных энергоресурсов и загрязнении природной среды.
Перспективы отрасли - в энергосберегающих технологиях и использовании нетрадиционных источниках энергии ПЭС, СЭС, ВЭС и т.д.
Среди регионов мира лидируют Северная Америка и Западная Европа. Среди стран мира ведущими производителями электроэнергии являются (показать на карте): США, Япония, Китай, Россия, Канада, Германия, Франция, Индия, Великобритания, Бразилия.
По объёмам выработки электроэнергии на душу населения лидируют Норвегия, Канада, Швеция . Наименьший показатель - страны Африки.
К традиционным типам электростанций относят - ТЭС, ГЭС, АЭС.
Тип электростанции Доля вырабатываемой электроэнергии Технико-экономические особенности Крупнейшие электростанции
ТЭС 63% 1. Используют невозобновляемые ресурсы2. Сильно загрязняют атмосферу3. Воздействуют на водные ресурсы4. Быстро строятся. США, Китай, Россия.
ГЭС 20% 1. Используют возобновляемые энергоресурсы2. Производят самую дешёвую электроэнергию3. Длительное время строительства4. Меняют уровень грунтовых вод, что приводит к заболачиванию территории Канада, США, Бразилия, Россия.
АЭС 17% 1. Создают опасность радиационного заражения2. Производят дорогую электроэнергию3. Неисчерпаемый запас топлива США, Франция, Япония.
Основными проблемами электроэнергетики является:
1. Истощение запасов первичных энергоресурсов и их удорожание.2. Загрязнение и разрушение природной среды.
Международная транспортировка электроэнергии осуществляется с помощью магистральных ЛЭП.
Наиболее ярко ориентация на ТЭС выражена в таких “угольных ” странах, как Польша или ЮАР, и в таких “нефтяных” странах, как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Алжир, где ТЭС дают всю электроэнергию.Гидроэлектростанции вырабатывают более 90 % электроэнергии в Норвегии, Бразилии и Киргизии. Более всего электроэнергии на АЭС вырабатывают Франция, Литва и Бельгия. Геотермальные электростанции в Исландии используются не только для получения электроэнергии, но и для отопления.
2. Расскажите о «демографическом взрыве» как социальном явлении и его особенностях в развивающихся странах.
 Демографический взрыв – это резкое ускорение численности населения мира, главным образом за счёт роста населения развивающихся стран. Причины современного демографического взрыва в развивающихся странах состоят в том, что добившись независимости, эти государства получили возможность для более широкого использования мировых достижений в области медицины и с помощью мирового сообщества (ООН, ВОЗ и других) сумели ликвидировать многие эпидемические заболевания, уносившие десятки и сотни тысяч людей. В результате в течение нескольких десятилетий существенно снизилась смертность, что при сохранении высокой рождаемости и привело к резкому повышению естественного прироста. Быстрый рост населения значительно опережает их экономическое и социальное развитие, усугубляя тем самым и без того сложные проблемы занятости, социальной сферы, обеспечения продовольствием, экологии. Демографический взрыв в развивающихся странах, угрожает Земле перенаселением.
Билет №5
1.Охарактеризуйте политические системы стран мира.
Политические системы - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране. Выделяют следующие виды политических систем: 1)тоталитаризм; 2)авторитаризм; 3)демократия
Тоталитаризм - означает полный контроль государства над всей жизнью общества и над жизнью каждого человека.
Признаки тоталитарной политической системы:
1.Наличие единственной массовой партии;
2.Наличие официальной господствующей идеологии;
3.Всесторонний контроль государства за жизнью общества;
4.Культ национального вождя;
5.Массовые репрессии;
6.Подчинение экономики государству
Авторитаризм – характерен для такой политической системы при которой власть имеет признаки диктатуры одного человека или группы лиц.
Признаки авторитарной политической системы:
1.Переходный, неустойчивый характер;
2.Опора на армию, бюрократию, церковь;
3.Жесткий контроль государства над определенными секторами общественной жизни;
4.Существенное ограничение прав и свобод граждан;
5.Поддерживается за счет личного авторитета национального вождя
6.Режим не прибегает к массовым политическим репрессиям;
7.Пропагандируется образ врага.
Демократия – политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.
Признаки демократической политической системы:
1.Право граждан участвовать в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей.
2.Свободные, открытые, альтернативные и всеобщие выборы.
3.Принятие важнейших властных решений по принципу большинства.
4.Равенство всех граждан перед законом.
5.Соблюдение прав меньшинства.
6.Гарантия и соблюдение прав человека.
7.Создание правового государства, подчиненного закону, политический и идеологический плюрализм.
8.Гарантия и соблюдение прав человека. Соблюдение прав меньшинства.
9.Создание правового государства, подчиненного закону, политический и идеологический плюрализм.
2. Расскажите о преимуществах и недостатках альтернативных источников энергии.
 К альтернативным источникам энергии относят геотермальные источники, Солнце, ветер, реки, биомасса (на основе гниения органического вещества), приливы и отливы.
Солнечные электростанции (СЭС)
Преимущества: 1) Общедоступность,2) неисчерпаемость,
3) экологичность, 4)стоимость энергии невысокая после восполнения затрат на строительство СЭС.
Недостатки: 1)Зависимость от погоды и времени суток,2) необходимость аккумуляции энергии, 3)необходимость строительства маневренных СЭС большой мощности, изначально высокая стоимость.
Ветровые электростанции (ВЭС)
Преимущества: 1)Экологичность, нет выбросов вредных газов в атмосферу,2) возобновляемость, 3) занимают мало места при различном ведении хозяйства рядом с ВЭС, 4) дешевый вид энергии, 5) можно использовать в труднодоступных районах, 6)скорость ветра больше 4м/с, 7)неисчерпаемость
Недостатки:
1)Нестабильность, 2)невысокий выход энергии, 3)высокая стоимость установки, 4)гибель птиц, 5)«шумовое» загрязнение
Геотермальные станции
Преимущества: 1)Неиссякаемость, 2)независимость от условий окружающей среды, времени года, суток,3) дешевый источник энергии,4) экологичный
Недостатки:
1)Необходимость закачки воды в подземные горизонты, 2)содержание токсичных металлов в воде источника, 3)нельзя сбрасывать воды в надземные источники
(ГЭС)
Преимущества: 1)Экологичность, 2)увлажнение климата,3) возобновляемость,4) доступность ресурсов, 5)неисчерпаемость
Недостатки:1)Затопление территорий, 2)разрушение экосистем, 3)исчезновение некоторых видов организмов
Биомасса
Преимущества: 1)Экологичность, 2)дешевизна, 3)использование полученных веществ в качестве энергии и удобрений, 4)уменьшение вредных газов в атмосфере, 5)уменьшение вредных запахов в районах размещения животноводческих комплексов,6) использование мусора
Недостатки:1) Складирование биогаза повышает требования к безопасности при использовании биогазовых установок
Приливные и отливные электростанции (ПЭС)
Преимущества: 1)Неисчерпаемость, 2)экологичность, 3)большая мощность, 4)низкая стоимость обслуживания, 5)не требует никаких видов топлива для запуска,6) долговечность
Недостатки:1) Изначально высокая стоимость, 2)локализованность строительства ПЭС, 3)возможное повреждение энергоблоков при сильных волнах,4) нарушение миграции рыб, 5)производство энергии в определенное время суток, 6)производство энергии далеко от мест потребления.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Нанесите на контурную карту границы 5 стран, занимающих ведущее место по производству электроэнергии на АЭС.
Ответ: США, Франция, Япония, Германия, Россия
Билет № 6.
1.Охарактеризуйте географию машиностроения мира.
Машиностроение - одна из самых старых отраслей хозяйства. Как отрасль оно возникло 200 лет назад во время промышленной революции в Англии. Машиностроение обеспечивает оборудованием и машинами другие отрасли хозяйства, производит многие предметы бытового и культурного назначения. По числу занятых (более 80 млн. человек) и по стоимости продукции оно занимает I место среди всех отраслей мировой промышленности. По уровню развития машиностроения судят об уровне развития экономики любой страны.
Выделяют следующие основные отрасли (всего их более 70) машиностроения:
1) станкостроение; 2) приборостроение; 3) электротехническая и электронная промышленность; 4) вычислительная техника; 5) железнодорожное машиностроение; 6) автомобилестроение; 7) судостроение; 8) авиационная и ракетная промышленность;
9) тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и т.д.
На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние следующие факторы:
1)транспортный; 2)наличие квалифицированных трудовых ресурсов; 3)потребительский; 4)сырьевой.
В последнее время происходит снижение зависимости машиностроения от источников металла, зато увеличивается его ориентация на трудовые ресурсы, научные центры и т.д.
В мире можно выделить четыре машиностроительных региона:
1) Северная Америка: где производится практически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой сложности (автомобилестроение,
 вычислительная техника ,электроника в США)
2) Зарубежная Европа: производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет и свои позиции в некоторых новейших отраслях.
  Автомобильная и  электроника в Германии, электроника в Нидерландах . 3)Восточная и Юго-Восточная Азия: здесь лидирует Япония.
Регион сочетает продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии - центров науки.
4) Содружество Независимых Государств: в нём лидируют Россия, Украина, Белоруссия.
В последнее время в регионе снизились темпы развития машиностроения, хотя он и выпускает широкий спектр машиностроительной продукции.
Развивающиеся страны производят менее 1/10 мировой машиностроительной продукции. В большинстве этих государств существует не машиностроение, а правильнее назвать - металлообработка, кроме этого немало сборочных заводов, получающих детали машин из США, Западной Европы и Японии.
Но в последнее время в некоторых из них - Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике - машиностроение уже достигло довольно высокого уровня.
2. Расскажите о демографической политике стран мира.
Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желаемом для себя направлении.
Демографическая государственная политика в зависимости от своей направленности дает определенные результаты. В основном ее действенность направляется в изменении рождаемости в стране. Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства направлена на стимулирование рождаемости. Для этого государство выплачивает молодоженам единовременные ссуды , семьям при рождении детей выплачивают ежемесячные пособия на детей, существуют оплачиваемые отпуска.
Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства направлена на снижение рождаемости. Для этого во многих странах принята национальная программа планирования семьи, повышен возраст вступления в брак, производится добровольная стерилизация населения, политический девиз: нас двое – нам двоих.
Первой страной, где приняты меры по стимулированию рождаемости, была Франция. Наибольшей результативности в снижении рождаемости добились Китай и Индия. В настоящее время в этих странах годовой прирост населения ниже среднемирового. Их примеру последовали Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия и некоторые другие развивающие страны.
Особые сложности в проведении демографической политики имеются в арабско-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах тропической Африки, где сохраняются национальные традиции многодетных семей.
3.Практическое задание на знание географической карты.
На контурной карте мира обозначьте границы и столицы не менее 5 развивающихся стран мира.
Ответ: Мексика, Бразилия, Аргентина, Индия, Пакистан, Индонезия.
Билет № 7
1.Раскройте этапы формирования политической карты мира.
В новом и новейшем периоде выделяют шесть этапов формирования политической карты мира.
1 этап. XV-XVIII в. Эпоха Великих географических открытий лежала на стыке феодальной и капиталистической общественно-экономических формаций. Она положило начало европейской колониальной экспансии и распространению международных хозяйственных связей.
2 этап. XVIII-1917 г. Передел территории Африки, Латинской Америки, Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании развитыми странами Западной Европы , США и Японией. Эти территории были преобразованы в колонии , а их природно-ресурсный потенциал хищнически стал использоваться государствами –метрополиями. Последствия первой мировой войны привели к распаду Австро-Венгрии, Османской и Российской империи.
3 этап.1917-1924г. Формирование первого социалистического государства-СССР.
4 этап. 1924-1959 г. Формирование социалистической системы. Социалистическими стали- Монголия, ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания, КНР, КНДР, ДРВ. В эти же годы начинается национально освободительная борьба в колониях.
5 этап. 60 -70 –е годы. Активное национально –освободительное движение в странах Африки, Латинской Америки и Азии. За эти годы стали независимыми около 100 государств.
6 этап. 80-90-е годы. Распад социалистической системы: государствами новой демократии стали Польша, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания, Монголия, страны СНГ; разъединились Чехия и Словакия; в пределах Югославии возникли государства Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Югославия ( Сербия и Черногория); ГДР и ФРГ объединились и образовалась вновь Германия; социалистическими странами остались КНР, КНДР,СРВ,ЛНДР, Республика Куба; провозглашена независимость Эритреи ; Сянган( Гонконг) перешел под суверенитет Китая.
Политическая карта мира продолжает формироваться и в настоящее время.
2. Раскройте суть «зеленой революции».
Суть «зеленой революции» состояла в том, чтобы, используя новые высокопродуктивные сорта пшеницы и риса, резко увеличить продуктивность сельского хозяйства. Для этого предполагалось модернизировать сельскохозяйственное производство на основе современных технологий. «Зеленая революция» была принята многими развивающимися странами, но имела как позитивные, так и негативные последствия. В тех государствах, где были соответствующие социальные предпосылки для реорганизации деревни и необходимые для этого средства, она дала положительные результаты. Но таких стран оказалось немного, например, Индия, Пакистан. Для других же, наиболее отсталых, у которых не оказалось средств для покупки техники и удобрений, в которых был чрезвычайно низкий уровень образования, где консервативные традиции и религиозные предрассудки препятствовали внедрению прогрессивных форм ведения хозяйства, «зеленая революция» не принесла успеха. Более того, она стала разрушать традиционные мелкие хозяйства, усилила отток в город деревенских жителей, которые пополнили армию безработных. Она не смогла поставить на место архаичного новое, современное сельское хозяйство, то есть, разрушив старое, не смогла заменить его новым, что еще больше усугубило продовольственную проблему.
3. Географическая задача.Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в стране за год родилось 18500 человек, умерло 13200 человек, а численность населения составляет 1596 тыс. человек.
Решение.
Находим естественный прирост населения:
Е прирост = Р-С, где Р- рождаемость, С- смертность
Е прирост=18500-13200=5300
Находим величину годового естественного прироста населения в промилле:
Годовой прирост = Е прирост: численность населения
Годовой прирост=5300 : 1596000= 0,00332 часть от численности населения, или0,332 % или 3,32 промилле ( промилле –это тысячная часть целого)
Ответ: 3,32 промилле
Билет № 8
1.Назовите основные закономерности размещения топливных ресурсов. Приведите примеры.
Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение и обычно сопутствуют чехлу древних платформ и их внутренним и краевым прогибам. На земном шаре известно более 3,6 тыс. угольных бассейнов, которые в совокупности занимают 15% территории земной суши. Из общих запасов угля 40% приходится на бурый уголь и 60% – на каменный. Разведанные запасы составляют 8% от общих. Более 90% всех угольных ресурсов находятся в Северном полушарии – Азия, Северная Америка, Европа.
Угольная промышленность старейшая отрасль топливной промышленности, развивается в настоящее время медленнее нефтяной и газовой. В начале 1990 г. добыча начала падать, затем стабилизировалась и сейчас соответствует норме потребления в углу. Распределена добыча угля таким образом , что 48% приходится на страны с переходной экономикой, 42 %- экономически развитым странам Запада, 10%-развивающимся странам. Уголь потребляется в основном в тех странах, где и добывается, и только 10% попадает на мировой рынок . За последние годы мировая торговля углем возрастает. Страны лидеры по добыче угля: Китай, США , Индия, Австралия, Россия, ЮАР, Германия, Польша.
Нефтегазоносных бассейнов разведано более 600, разрабатывается 450. Основные запасы находятся в Северном полушарии, преимущественно в отложениях мезозоя
Доказанные мировые запасы нефти составляют 140 млрд.т. Наибольшая часть мировых запасов (около 64%) приходится на Ближний и Средний Восток. Второе место занимает Америка, на долю которой приходится около 15 %. Крупнейшие производителя нефти: Саудовская Аравия, США, Россия, Иран, Мексика, Венесуэла, Китай, Норвегия.
Газовая промышленность начала развиваться во второй половине 20 века, она занимает 3-е место после нефти и угля. По запасам природного газа выделяются два района: СНГ (Западная Сибирь, Туркмения, Узбекистан) и Ближний Восток (Иран).  Лидируют по добыче газа: Россия, США , Канада, Великобритания, Алжир, Индонезия, Иран , Норвегия, Узбекистан, Саудовская Аравия.
2. Охарактеризуйте мировую торговлю.
Мировая торговля - одна из древнейших форм международных связей. На торговлю приходится 80% всего объема международных экономических отношений. Мировая торговля включает в себя: 1)торговлю товарами и
2)предоставление международных услуг:
- обслуживание иностранных судов;
-фрахт (плата за перевозку грузов или пассажиров различным видами транспорта, главным образом – морским);
-международное страхование;
-рекламные услуги;
- кинопрокат;
-аренда научного и производственного оборудования;
-инженерное проектирование;
-обработка научной информации;
- космическая связь;
-обмен производственным опытом
В мировую торговлю входят международные финансово кредитные отношения. В которые входят 1) предоставление кредитов и займов
2)экспорт капитала (прямые инвестиции в создание объектов)
Мировая торговля-это одностороннее перемещение за границу товарно-материальных ценностей в обмен на денежные потоки. Страны заинтересованы в расширении торговых связей это объясняется:
1)в потребностях сбыта продукции на внешних рынках,
2) необходимостью получения отдельных товаров извне,
3)стремление получить более высокую прибыль в связи с использованием дешевой рабочей силы и сырья других стран.
На современном этапе мировая торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества, потому, что:
1)внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста
2)зависимость стран от международного товарооборота значительно повысилась
В мире выделяют три полюса мировой торговли:
1)США и страны НАФТА (Канада, США и Мексика - подписали североамериканское соглашение о свободной торговле. Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994 г.)
2)ЕС
3)Восточная и Юго-Восточная Азия
3. Практическое задание на знание географической карты.
Обозначьте на контурной карте мира страны «Большой семерки» и их столицы.
Ответ: США - Вашингтон, Канада-Оттава, Франция- Париж, Германия- Берлин, Великобритания-Лондон, Италия-Рим, Япония-Токио
(Границы проведешь простым карандашом. Подписывать все ручкой)
Билет № 9
1.Охарактеризуйте группу экономически развитых стран.
Развитые страны характеризуются высоким уровнем жизни населения. Развитые страны имеют большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. В этой группе стран проживает около 15% населения мира. Развитые страны называют также индустриальными странами или индустриально развитыми. К развитым странам обычно относят 24 промышленно развитые страны Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского бассейна с высоким уровнем доходов. Среди индустриальных наиболее существенную роль играют страны , так называемой группы Большая «7»: США, Япония, Германия, Канада, Великобритания, Италия, Франция. Так же к развитым странам относятся: Австралия, Австрия, Бельгия, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Исландия, Ирландия, Израиль, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария.
Среди основных признаков развитых стран целесообразно выделить следующие: 
1.ВВП на душу населения в среднем составляет примерно 20 тыс. долл. и постоянно растет. Социальная опора – «средний класс».2. Бурно развивается сфера услуг, и по доле населения, занятой в ней, она лидирует. Научно-технический прогресс оказывает значительное влияние на экономический рост и структуру экономики.
3.  Структура бизнеса развитых стран неоднородна. Ведущая роль в экономике принадлежит мощным концернам – ТНК (транснациональным корпорациям). 
4. Государство развитых стран – активный участник хозяйственной деятельности. Целями государственного регулирования являются формирование наиболее благоприятных условий для самовозрастания капитала и поддержание социально-экономической стабильности общества. 
5.Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству и либеральной организацией внешнеторгового режима. Лидерство в мировом производстве определяет их ведущую роль в мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях. В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона.
2. Расскажите о глобальной проблеме освоения ресурсов Мирового океана.
Ещё недавно все виды человеческой деятельности в океане давали лишь 1-2% мирового валового продукта. Но по мере развития НТР всестороннее исследование и освоение Мирового океана приняло совсем другие масштабы.
Во-первых, обострение глобальных энергетических и сырьевых проблем привело к возникновению морской горнодобывающей и химической промышленности, морской энергетики. Во-вторых, обострение глобальной продовольственной проблемы повысило интерес к биологическим ресурсам океана. Потенциальные возможности их изъятия оцениваются 100-150 млн. т.
В-третьих, углубление международного разделения труда. Увеличение оборотов мировой торговли сопровождается ростом морских перевозок. Это вызвало заметный сдвиг производства и населения к морю и бурное развитие ряда приморских районов. В результате всей производственной и научной деятельности людей в пределах Мирового океана и контактной зоны «океан — суша» возникла особая составляющая часть мирового хозяйства — морское хозяйство. Огромные масштабы приняла приморская урбанизация. Мировой океан обладает колоссальными минеральными богатствами — полезными ископаемыми. Среди них наиболее выгодные для человека нефть и газ. В 1985 году добыча «морской» нефти составляла 28%, а «морского» газа — 25%. Мировой океан — существенный источник минерального сырья, дополнительный кормилец и источник энергии, мощнейшая транспортная артерия. Но океан — это еще и главный ассенизатор планеты. Сюда целенаправленно или случайно сбрасывают большую часть отходов человеческой деятельности. До конца 50-х гг. количество загрязненных веществ, попавших в океан, было таково, что морская среда сама справлялась с ними благодаря естественным процессам самоочищения (деятельности бактерий). В настоящее время поступление в Мировой океан производственных отходов резко возросло, и ему в некоторых акваториях стало трудно самоочищаться, поскольку способность океана к самоочищению не беспредельна. Увеличение количества поступающих загрязнений может в конце концов вызвать качественный скачок, который проявится в резком нарушении баланса океанической экосистемы. Аналогичный эффект может вызвать и поступление в морскую среду теплых вод, вызывающих нарушение биохимических процессов в воде. Среди источников загрязнения есть береговые, морские и атмосферные. На береговые приходится 80% общего сброса загрязнителей, первенство держат нефть и нефтепродукты. Ежегодно в Мировой океан попадает от 3,5 до 6 млн. т нефти, 2% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Береговые источники — это, прежде всего, нефтеперерабатывающие заводы и автомобильный транспорт. Морские источники — нефтеналивные суда, а также морские нефтепромыслы. Кроме этого, огромный вред приносят воды, загрязненные тяжелыми металлами, коммунальные стоки, а также пестициды и гербициды, стекающие с полей. Итак, Мировой океан сейчас очень болен. Дальнейшее его загрязнение чревато непоправимыми последствиями для человека.
3. Практическое задание на знание географической карты
На контурной карте мира обозначьте границы не менее 5 стран с наибольшим естественным приростом населения.
Ответ: Нигер, Мали, Эфиопия, Сомали, Мадагаскар (все в Африке). Границы стран обвезти простым карандашом и подписывать ручкой.
Список литературы, рекомендованной для подготовки обучающихся к переводному экзамену по географии в 10-ом классе.
К экзамену по географии можно подготавливать учащихся по учебникам, включённым в перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки ДНР к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:
1. Максаковский В.П. География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В. П. Максаковский. – 25-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 416 с.: ил., карт.
2. Экономическая и социальная география мира: атлас и контурные карты / ООО Новосибирская картографическая фирма. – 2-е изд. – Новосибирск, 2014. – 64 с.
3. Эртель А.Б. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы: учебно-метод. пособие / А.Б. Эртель. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 400 с. – (Серия «Готовимся к ЕГЭ»).
4. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминол. слов. / Э.Б. Алаев. – Москва: Мысль, 1983. – 350 с.
5. Географический энциклопедический словарь: понятия и термины / гл. ред. А.Ф. Трешников. – М.: Сов. энцикл., 1988. – 431,[1] с.
6. Географический энциклопедический словарь: геогр. назв. / гл. ред. А.Ф. Трешников. – 2-е изд. – М.: Сов. энцикл., 1989. – 591 с.
7. География: справочное пособие / [Сост.: Г.А. Черниченко и др.)]; Донец. нац. ун-т, экон. фак. - Донецк: Норд-Пресс, 2006. - 392 с.
8. Кизицкий, М.И. Репетитор по географии: Учеб. пособие / М.И. Кизицкий, З.М. Тимофеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 411 с.
9. Дорошевский, М. В. Экономическая и социальная география мира: Учеб. пособие / М.В. Дорошевский, Г.В. Мысливец; Межрегион. акад. упр. персоналом. - К.: МАУП, 2003. - 184 с.
10. Пособие по географии: Для поступающих в вузы / Сост. Г. А. Черниченко, Е. Н. Черноиванова, В.М. Дубель и др.; Донец. гос. ун-т. - Донецк: ДонНУ, 2003. - 392 с.