Методические рекомендации по подготовке обучающихся к итоговому сочинению


Требования к сочинению.
Знание и понимание анализируемого текста, знание теории и истории литературы в объеме школьной программы; недопустимо искажение историко-литературных фактов.
Соответствие содержания работы выбранной теме и полнота раскрытия темы.
Оригинальность и нешаблонность в суждениях и в изложениях собственных мыслей.
Логическая связь между частями сочинения; изложение материала в сочинении должно опираться на анализ конкретного произведения и демонстрировать порядок и логику рассуждений.
Убедительная доказательная база каждого положения в сочинении.
Стилистическая, орфографическая и пунктуационная грамотность.
Подготовка к сочинению.
При подготовке к сочинению следует учесть несколько важнейших моментов:
Строгий отбор материала;
Умение последовательно и литературным языком изложить его;
Доказательность рассуждение и четкая формулировка выводов.
Работа с художественными и публицистическими
текстами.
Чтение перед сочинением должно быть обязательно целенаправленным: нужно знать, на какие моменты следует обратить особое внимание. Читая, необходимо следить не только за происходящими в книге событиями, но и за расстановкой персонажей, за теми акцентами, которые автор расставляет. Важными местами в любом произведении являются рассуждения самого автора: если в композиции, системе персонажей, даже в выборе слов мнение автора проявляется косвенно, то в таких лирических или философских отступлениях для читателя раскрывается позиция писателя.
Необходимо осмыслить взаимосвязь между писателем, его произведением и эпохой, временем, когда оно было создано. Только в этом случае можно глубже понять произведение целиком.
В сочинении подробный пересказ содержания произведения недопустим. Искусство чтения предполагает умение анализировать прочитанное.
Готовясь к сочинению, необходимо перечитать художественные и публицистические тексты (При первом прочтении необходимо делать пометки на полях, так как они при повторном чтении привлекут внимание, помогут быстрее и проще ориентироваться в произведении, находить нужные цитаты).
Работа над темой сочинения.
Определить основные мысли, положения сочинения; порядок их изложения;
Кратко, в виде тезисов записать формулировку каждой мысли;
Только затем подобрать аргументацию ( факты или примеры) каждому пункту ваших тезисов.
Составление плана поможет в работе над сочинением. В работе над планом следует особое внимание обратить на вступление и заключение. Первый пункт должен содержать точную четкую формулировку главной идеи сочинения, последний же – в кратком, сжатом виде должен излагать основные выводы в ее подтверждение.
Работа над текстом сочинения.
Приступая к работе над текстом сочинения, нужно выбрать для себя верный тон и стиль изложения и придерживаться его до конца.
В школьных сочинениях обычно используется книжный стиль, противостоящий разговорному стилю и просторечию. Для данного стиля характерны нейтральные слова и словосочетания, но просторечье в выражении собственных рассуждений недопустимо. Наукообразность и газетно - очерковый стиль в сочинениях по литературе не нужны.
Эмоциональность не должна быть чрезмерной. Она уместна лишь во введении концовке. Неприемлемо в сочинении сочетание разностилевых отрезков.
Части работы должны быть связаны между собой логическими переходами: все разделы сочинения должны подчиняться единой идее.
Вступление- это своего рода предисловие к сочинению. В нем не должно быть ничего лишнего: ни исторических сведений, ни дат, ни цитат, ни громких фраз. Для вступления нужно подбирать те факты и эмоции, которые «развернутся» в основной части.
Главная часть сочинения должна быть самой большой по объему, по содержанию- самой аргументированной.
В тексте сочинения необходимо выделять абзаци. Если текст разбит на абзаци правильно, то при «чтении только абзацных предложений получается тоже связный текст, конспективное изложение полного текста».
Заключение нужно продумать и записать сразу, как Вы составили план будущего сочинения. В конце работы его можно доработать, но уже сформулированные основные выводы не дадут в творческом процессе отклониться от намеченного хода мысли.