Доклад на тему: «Трудовое воспитание как основа социализации детей с ОВЗ»


МКОУ «Специальная школа – интернат»
Доклад на тему:
«Трудовое воспитание как основа социализации
детей с ОВЗ»
Выполнила:
воспитатель группы 8 – 9 классов
Румянцева
Алевтина Николаевна
г. Семенов – 2016
Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений и есть основная задача социализации.
«Социальный заказ» общества на выпускника школы складывается, во – первых, из готовности к производительному труду или как вариант к дальнейшему образованию. Значительная часть выпускников коррекционных школ 8 вида завершает профессиональное образование в специальных группах ПТУ, однако, тем не менее, они испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов, частично обусловленные состоянием интеллектуальной сферы:
- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищённости;
- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценивания своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
- неспособностью учащихся адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовностью к преодолению определённых профессиональных трудностей.
Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с ОВЗ.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно – методических и практических мероприятий. Например, моя работа с группой 8-9 классов включает в себя:
- ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
- воспитание интереса к труду, трудолюбия, умений работать в коллективе;
- формирование организационных умений в труде;
- формирование санитарно-гигиенических, трудовых навыков, и навыков самообслуживания.
Но основное внимание я уделяю:
- обучению трудовым навыкам с учетом индивидуальных особенностей, личностных качеств, задатков и способностей;
- ознакомлению с видами профессий и нацеливание на получение профессии.
Группа 8-9 класса насчитывает 14 воспитанников, правда в декабре месяце выбыло 2, так как по заявлению родителей после уроков стали уезжать домой (Ериков Максим и Болдинов Роман).
Учитывая физиологию детей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей дети группы 8-9 классов посещают следующие уроки: 6 мальчиков прикреплены к обувному делу, 2мальчика и 2девочки - к цветоводству, 2 девочки – к швейному делу.
Мы в своей школе готовим не мастеров профессионалов, а полноценную социализированную личность. Основной состав моей группы составляют 8 классники, перед собой ставлю следующие задачи:
- продолжить формировать у обучающихся представление об основных профессиях, которыми они могут овладеть после окончания школы-интерната;- осуществить профориентационное просвещение: сформировать у обучающихся представление о мире профессий, о современных возможностях рынка труда и способах трудоустройства;
- оказать помощь подросткам во включении в процесс активного поиска своих личных, индивидуальных перспектив профессионального самоопределения;
- расширить представления учащихся о мире профессий.
Уже в первом полугодии 2015 – 2016 учебного года были проведены следующие внеклассные занятия: «Профессии наших родителей», «Все работы хороши», «Все профессии нужны, все профессии важны», «От лени болеют, от труда здоровеют», «Талант и труд», где изучение детьми сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению обучающимися знаний о мире труда. В ходе беседы я раскрывала зависимость между получаемыми в школе трудовыми навыками и успешной работой по профессии в будущем.
Использую и такую форму внеклассной работы по трудовому воспитанию и профессиональному просвещению обучающихся, как просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных передач профориентационного содержания. Коллективные просмотры и последующее обсуждение телепередач и кинофильмов учат детей с ограниченными возможностями здоровья правильно понимать их содержание и идейный смысл, помогают видеть в любом трудовом достижении, прежде всего человека - рабочего, строителя и так далее.
Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей…
В ходе работы в детском коллективе трудовое обучение и воспитание детей с ОВЗ обеспечивает коррекционно-развивающее влияние на учащихся, которое способствует формированию положительных личностных качеств и профессиональных умений, а это на данный момент самая актуальная проблема в трудовом воспитании личности.
Приобретённые в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности - способности к труду.
Наиболее благоприятной для трудового воспитания детей с ОВЗ является внеклассная совместная деятельность с общественно-значимым смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к труду. Организация КТД (коллективно-творческого дела) позволяет увлечь воспитанников общим делом, раскрывает их лучшие стороны, даёт возможность показать свои знания и умения другим людям.
Индивидуальные задания учащимся предлагаются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях использования своих склонностей и способностей.
Воспитанники группы 8-9 классов любят трудиться: осенью посильную помощь оказывали ветерану нашей школы Дурневой Ольге Николаевне. Участвуем в школьных, окружных и всероссийских конкурсах и занимаем призовые места. Например, Маркова Александра в ноябре 2015 года заняла 1 место в международном конкурсе детского творчества «Чудо – посуда», где была представлена работа: «Чудо- самовар».
Коллектив нашего класса в декабре 2015 года занял 1 место в школьной выставке творческих работ ко Дню матери и 2 место в школьном конкурсе декоративного творчества «Зимние фантазии» в номинации «Новогодняя игрушка», а Крылов Роман в этой же номинации занял 1 место, они вместе с мамой сделали снеговика из ватных дисков. В конце каждого учебного года в нашей школе проходит неделя труда. Она значительно улучшает и оживляет работу по трудовому воспитанию и профориентации. Сюда включаются: встречи со специалистами той или иной профессии; выпуск стенгазет; конкурс «Лучший по профессии» (столяр-плотник, обувщик, швея, цветовод); тематические классные часы; выставки поделок воспитанников, изготовленные ими во время часа «Умелые руки», в кружках и факультативах. Кружки и факультативы также способны оказать значительную помощь обучающимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления обучающихся с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности, самостоятельности.
Но практика показывает, что те выпускники, которые идут непосредственно на производство редко применяют трудовые навыки, приобретённые в школе. И наши ученики часто остаются нетрудоустроенными. Успешное трудоустройство зависит не только от возможностей здоровья и трудолюбия выпускников, но и от внешних условий: «В российском обществе все еще сильны предрассудки в отношение людей с ментальными нарушениями… Кроме того наши выпускники, как правило очень доверчивые люди. Они в значительной мере подвержены внешнему влиянию. Поэтому важно, чтобы парни и девушки после окончания школы смогли продолжить обучение в других учебных заведениях, а потом оказались в доброжелательных, крепких трудовых коллективах».
Заключение
В изменившихся социально-экономических условиях жизни весьма заметно проявилась тенденция ослабления внимания к проблемам трудового воспитания молодого поколения. Трудовому воспитанию недостаёт целенаправленности и систематичности. В результате всё чаще можно слышать справедливые нарекания, что дети фактически ничего не умеют делать собственными руками, не имеют представлений об истинной стоимости и ценности вещей, о том, какой труд в них вложен.
Важной задачей трудового воспитания является всемерное развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья активности, самостоятельности, умения самим находить достойную сферу приложения своих сил. Значимым для жизни в современных условиях является адаптационные способности личности. Постоянно меняющиеся социально-экономические условия требуют гибкости, подвижности функций работающих, умения менять сферу деятельности, перестраиваться психологически.
Целесообразно ориентировать детей с ОВЗ на включение в будущем в честную конкурентную борьбу и развивать такое качество как конкурентоспособность, необходимое в условиях рыночной экономики. Формирование трудовой культуры должно быть направлено на воспитание трудолюбия, развитие активности, самостоятельности, инициативности и творческих способностей.
Включаясь в трудовой процесс, подросток коренным образом меняет всё представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка, она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет воспитанника в детском коллективе.
Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения, навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребёнок с ОВЗ получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.
Обобщая сказанное, считаю необходимым подчеркнуть, что трудовое обучение и воспитание в коррекционной школе должно обеспечить решение широкого круга задач, главная из которых - формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.
Использованная литература:

1. Бгажнокова И.М. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью.6-9 классы.- М.,Просвещение.- 2006
2. Гладкая В.В. Социально-бытовая подгодовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М., Изд. Энас.- 2006
3. Жиднина М.В., Кузьмина Н.Н. Ручной труд в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М., Просвещение.- 2008
4. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.- М.,Изд. Телевинф.- 2006
5. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М., Изд.Владос.- 2009
6. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ОВЗ в семье.- М.: Аркти, 2007
Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с У.О.- М., Изд. Энас.- 2009
7. Ж. «Воспитание школьника» №4, 2005
8. Ж. «Воспитание школьника» №9, 2006
9. Ж. «Воспитание школьника» №2, 2008
10. Ж. «Школа и производство» №1, 1994