Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей «Возрождение» на 2017 год


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
«НОВОЧЕРКАССКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ» №1
Рассмотрено на заседании МО «Воспитатель» Протокол № ____от______20__ г.
Руководитель МО
_________В.Н. Гребенникова Согласовано
зам. директора по ВиРР__________ М.В.КоломиецПринято
на педагогическом совете
ГКУСО РО
Новочеркасского ЦПД №1
протокол № __ от ________ Утверждено
Директор ЦПД №1
____________Э.Н.ЛаптеваРабочая программа
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительного образования детей
«Возрождение»
на 2017 год
Разработал: педагог-организатор
Гуглева Н. М.
2016 г.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы
Пояснительная записка
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996 – р гласит, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Говоря о детях-сиротах следует отметить, что для приближения модели выпускника центра помощи детям к этому идеалу, воспитанник за время пребывания в учреждении должен пройти процесс социокультурной адаптации.
Социокультурная адаптация – это форма взаимодействия субъекта со сферой повседневности, создающая субъекту условия эффективного вхождения в социум и освоения различных форм социальной деятельности. Ее содержанием является освоение новых, нестандартных ситуаций в повседневной жизни, а результатом – взаимоприспособление, совместимость и обмен продуктами деятельности индивида и среды.
Социокультурная адаптация осуществляется с помощью знаний и навыков, полученных в ходе социализации (инкультурации) в процессах социального взаимодействия и коммуникации. В свою очередь инкультурация представляет собой процесс освоения индивидом социально значимых культурных знаний и навыков, приобретение культурной компетентности
Задача социально-культурной адаптации детей-сирот, включения их в социальную жизнь в качестве ее активных и полноценных членов чрезвычайно сложна. Во-первых, большинство этих детей страдают хроническими заболеваниями различной степени тяжести. Во-вторых, неустранимой особенностью их развития является отсутствие основного агента социализации ребенка — семьи, образующей в нормальных условиях первичную среду общения, развития, обучения и эмоциональной поддержки. Многие воспитанники имеют негативный опыт и глубоко искаженные представления о жизни, основанные на первичной адаптации к ее "ненормативным" формам, что затрудняет социокультурную адаптацию.
Бóльшая часть детей-сирот имеет низкий уровень социокультурной адаптации, что приводит к многочисленным проблемам, которые ярко проявляются после выхода выпускника из центров помощи детям и интернатов.
Основываясь на вышесказанном, в числе приоритетных задач работы педагога-организатора мы видим осуществление процесса социокультурной адаптации воспитанников средствами досуговой деятельности.
Социокультурная адаптация детей-сирот обеспечивается одновременно протекающими процессами, которые способствуют гармонизации на трех уровнях: личности, культуры и общества.
Развитие, обеспечивающее становление индивидуально-личностных характеристик ребенка.
Инкультурация, направленная на усвоение технологий, образцов и требований культуры, результатом которой выступает интеллигентность личности как совокупность приобретенных культурных норм, интегрированных с нормами родной культуры.
Социализация, обеспечивающая развитие социально-коммуникационных характеристик личности.
Культурно-досуговая деятельность позволяет воздействовать на личность воспитанника на всех трех указанных уровнях.
Для того, чтобы процесс социокультурной адаптации детей-сирот был успешным, необходимо создать социокультурную среду, предполагающую общностную реализацию образцов самими детьми. Одним из важных компонентов создания социокультурной среды в учреждении при этом выступает деятельность педагога-организатора, который работает в трех направлениях: демонстрирует воспитанникам образцы из разных областей науки, культуры, искусства; способствует успешной деятельности каждого ребенка, в том числе с ОВЗ, в какой-либо сфере культуры, искусства, спорта; обеспечивает знакомство воспитанников с носителями образцов деятельности, языка культуры в широком смысле этого слова.При этом воспитательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы учесть современные достижения педагогики и психологии, опираясь на лучшие отечественные традиции.
Для этого педагог-организатор должен осуществлять деятельность по нескольким направлениям воспитательной работы. А именно:
- гражданское воспитание;
- патриотическое воспитание и формирование гражданской идентичности;
- духовное и нравственное воспитание детей на основе традиционных российских ценностей;
- приобщение детей к культурному наследию;
- формирование культуры здоровья;
- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
- экологическое воспитание.
Досуговая программа “Возрождение» является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Программа способствует социокультурной адаптации детей-ситрот; предоставляя при этом право ребенку выбирать и участвовать в различных видах деятельности в соответствии с его возрастом и потребностями.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид культурно-досуговой деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия воспитанников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект, способствует социокультурной адаптации.
Для реализации программы необходимым условием выступает использование следующих психолого-педагогических принципов:
-приоритета интересов ребёнка;
-развивающего досуга;
-творчества;
-учета возрастных особенностей;
-доступности;
-от простого к сложному;
-систематичности и последовательности.
-сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности.
Формы проведения занятий
Реализация программы предполагает применение различных форм деятельности с учетом возрастных особенностей детей. А именно организацию:
-массовых и культурно-досуговых мероприятий;
-воспитательной работы в группах художественно-эстетической направленности;
-участия воспитанников художественно-эстетической направленности в областных, городских, всероссийских и международных мероприятиях: конкурсах, фестивалях, выставках;
-внутренних конкурсов;
-посещения театров, концертов, творческих вечеров, экскурсий;
-взаимодействия воспитанников с различными общественными организациями с целью социализации.
Данная программа рассчитана на индивидуальную и групповую работу с детьми и подростками от 6 до 18 лет.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для успешной реализации интересов и потребностей воспитанников, в том числе воспитанников с особыми возможностями здоровья, их социокультурную адаптацию через вовлечение в различные виды культурно-досуговой деятельности.
Для достижения данной цели, необходимым выступает выполнение нижеперечисленных задач.
Задачи:
- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
- развитие правовой и политической культуры детей;
- формирование у воспитанников патриотизма, чувства гордости за Родину, уважения к государственным символам, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России;
-формирование нравственных чувств личности ребенка (чести, долга, справедливости милосердия и дружелюбия) средствами художественно-творческой деятельности;
-формирование у воспитанников устойчивой потребности к ведению здорового образа жизни;
-развитие творческих способностей детей, через организацию вечеров, праздников, походов, экскурсий; поддержание социально значимой инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;
-развитие коммуникативных навыков в процессе подготовки к мероприятиям;
-развитие способностей воспитанников, через игровую деятельность, посещение профильных кружков и объединений;
-привлечение детей к участию в различных видах конкурсов (фестивали, творческие отчеты, соревнования), проводимые в рамках детского дома, города, области);
-привлечение к работе с воспитанниками работников других учреждений культуры и спорта, общественных организаций;
- приобщение воспитанников к культурному наследия России и мира, воспитание уважительного отношения к историческим символам и памятникам Отечества;
- развитие краеведческой деятельности;
- развитие детского самоуправления.
Структура культурно-досуговой деятельности:
проведение социально значимых мероприятий, участие в социальных акциях («Бессмертный полк» и прочие);
организация и проведение мероприятий, охватывающих вышеперечисленные направления воспитательной работы на уровне центра помощи детям;
итоговые мероприятия, выставки детских работ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству («Новый год», «Масленица», «Покров»);
участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, олимпиадах различного уровня и направленности;
организация посещения воспитанниками культурно-досуговых учреждений, объектов культурного наследия в г. Новочеркасске и Ростовской области в целом.
1.3.Содержание программы
Тематический план
Месяц № п/п Наименование мероприятия Ответственный
Январь Экскурсия в Музей 4-й воздушной армии (гарнизон в г. Новочеркасске) Педагог-организатор
Викторина «Традиции празднования Старого Нового года» Педагог-организатор
Рейд «Проверка санитарного состояния классных и спальных комнат» Педагог-организатор, социальный педагог
Заседание детского Совета. Подготовка к месячнику героико-патриотической работы. Педагог-организатор, зам.директора по ВиРРТематический урок «А. С. Пушкин: жизнь и творчество», приуроченный к 180-летию дуэли А.С. Пушкина с Дантесом на Черной речке (1837) Педагог-организатор
Февраль Выпуск праздничной стенгазеты ко Дню защитника Отечества Педагог-организатор, воспитатели
Урок Мужества ко Дню воинской славы России. 2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год) Педагог-организатор
«Линейка памяти» - торжественное мероприятие, посвященное освобождению г. Новочеркасска от фашистской оккупации. Педагог-организатор
Заседание Детского совета. Подготовка к празднованию Масленицы и Международного женского дня. Педагог-организатор
«А ну-ка, парни!» - спортивно-развлекательная программа ко Дню Защитника Отечества. Педагог-организатор, музыкальный руководитель
«Масленица красна – блинами вкусна!» - фольклорный праздник. Педагог-организатор, музыкальный руководитель
Трудовой десант по уборке центра помощи детям Педагог-организатор, социальный педагог
Март
Выпуск стенгазеты по итогам работы трудового десанта Социальный педагог, педагог-организатор
«А ну-ка, девочки» - праздничная программа, посвященная Международному женскому дню Педагог-организатор, музыкальный руководитель
Тематический урок, приуроченный к «Всероссийской неделе финансовой грамотности для детей и молодежи» Педагог-организатор
Тематический урок, приуроченный ко Всемирному дню Земли (21 марта) Педагог-организатор
Посещение Дома-музея М. Б. Грекова. Педагог-организатор
«Школа светофорных наук «ПДД» - познавательная программа, посвященная профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Педагог-организатор
Заседание Детского совета. Итоги 3-й учебной четверти.
Выпуск газеты «Школьные вести» по итогам окончания 3-й четверти. Педагог-организатор
Апрель
Заседание Детского совета. Подготовка ко Дню Победы. Педагог-организатор
Урок экологической грамотности «Заповедники Донского края» Педагог-организатор
Познавательная программа ко Дню космонавтики (12 апреля) Педагог-организатор
Урок Мужества, посвященный Дню воинской славы России — Дню победы русских воинов над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год). Педагог-организатор
«Огонь друг или враг?» - викторина по правилам пожарной безопасности. Педагог-организатор
Май Выпуск праздничной стенгазеты, посвященной Дню Победы Педагог-организатор, воспитатели
Праздничное мероприятие ко Дню Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне (1941-1945). Педагог-организатор, музыкальный руководитель
«Быстрее, выше, сильнее!» - спортивно-развлекательная программа. Педагог-организатор
Тематический урок, посвященный Дню славянской культуры и письменности (24 мая). Педагог-организатор, музыкальный руководитель
Заседание Детского совета. Отчет о работе секторов, подведение итогов учебного года. Педагог-организатор, зам.директора по ВиРРВыпуск газеты «Школьные вести» по итогам окончания 3-й четверти. Педагог-организатор
Июнь «Веселые старты» - спортивно-игровая программа ко Дню защиты детей Педагог-организатор, музыкальный руководитель
«Славься, Отечество!»- викторина, приуроченная ко Дню России Педагог-организатор, музыкальный руководитель
Август Посещение Ростовского областного музея изобразительных искусств (обзорная экскурсия) Педагог-организатор
«В добрый путь, выпускники!» - выпускной вечер для воспитанников центра помощи детям Педагог-организатор, музыкальный руководитель
Сентябрь «Здравствуй, страна Знаний!» - торжественная линейка, посвященная Дню знаний Педагог-организатор
«Мы помним, мы скорбим!» - урок Мужества, посвященный памяти жертв Беслана, Волгодонска, Москвы. Педагог-организатор
Заседание Детского совета. Выявление основных направлений деятельности. Педагог-организатор, зам.директора по ВиРРВикторина «Знатоки Донского края», приуроченная к 75-летию образования Ростовской области Педагог-организатор
Занятие ко Дню Веры, Надежды, Любви и матери их Софии ( совместно с представителями Новочеркасского благочиния). Педагог-организатор
Октябрь «Берегите жизнь!» - Всероссийский тематический урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций. Педагог-организатор
«И школьный вальс опять звучит для вас…» - праздничная программа, посвященная Дню учителя. Педагог-организатор, музыкальный руководитель
Праздник «Покров Пресвятой Богоматери» Педагог-организатор, музыкальный руководитель
«Небезопасная «Паутина». Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. Педагог-организатор
Трудовой десант по уборке центра помощи детям Социальный педагог, педагог-организатор
Выпуск стенгазеты по итогам работы трудового десанта Социальный педагог, педагог-организатор
Заседание Детского совета. Итоги 1-й учебной четверти. Педагог-организатор
Ноябрь Выпуск газеты «Школьные вести» по итогам окончания 1-й четверти Педагог-организатор
«День народного единства» - познавательная программа Педагог-организатор, музыкальный руководитель
Заседание детского Совета. Подготовка к празднованию Нового года. Педагог-организатор
«Путешествие в мир ЗОЖ» - устный журнал по профилактике вредных привычек. Педагог-организатор
Трудовой десант по уборке центра помощи детям «Готовимся к зиме!» Педагог-организатор, воспитатели
Выпуск стенгазеты по итогам работы трудового десанта Социальный педагог, педагог-организатор
Занятие в рамках тематической образовательной акции «Час кода». Педагог-организатор
Декабрь Возложение цветов, приуроченное ко Дню Неизвестного Солдата Педагог-организатор
Урок Мужества, приуроченный ко Дню начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) Педагог-организатор
Праздничное мероприятие, посвященное Дню Героев Отечества Педагог-организатор, музыкальный руководитель
Тематический урок ко Дню Конституции Российской Федерации Педагог-организатор
Рейд по сохранности учебников «Чтобы дольше жили книжки!» Педагог-организатор
Заседание Детского совета. Итоги 2-й учебной четверти. Педагог-организатор
«Приключения в новогоднем лесу» - театрализованное представление у елки. Педагог-организатор, музыкальный руководитель
Планируемые результаты освоения программы.
7-12 лет:
-осмысление детьми в рамках своего возраста досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;
-осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;
-приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
-освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
-повышение культуры взаимоотношений детей, их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
-изменение атмосферы в детском коллективе, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;
-создание комфортных условий пребывания воспитанников в центре помощи детям, способствующих уменьшению количества правонарушений и самовольных уходов воспитанников;
-расширение возможности участия воспитанников в конкурсах и фестивалях разного уровня;
-укрепление связей с общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования и другими организациями для осуществления совместной деятельности.
13-18 лет
-формирование структуры ценностных ориентаций, адекватных развитию общества;
-овладение подростками способами организации свободного времени, умению содержательно и интересно проводить свой досуг;
- социокультурная адаптация воспитанников;
-развитие празднично-игровой культуры воспитанников в современных социальных условиях.
Методы выявления уровня достигнутых результатов:
- педагогическое наблюдение;
- определение уровня мотивации воспитанников к участию в культурно-досуговой деятельности;
- определение уровня нравственной культуры личности воспитанника;
- выявление уровня социокультурной адаптации детей-сирот;
- наличие призовых мест за участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах различного уровня.
Комплекс условий и средств, необходимый для реализации программы
Наличие помещений, соответствующих нормам СанПина (музыкальный зал и так далее).
Наличие костюмерной (костюмы, бутафория).
Наличие технических средств (ИКТ, проектор, экран, видео-/аудио аппаратура).
Наличие учебно-методического комплекса для педагога-организатора, музыкального руководителя, педагога дополнительного образования, воспитанников учреждения).Литература для педагога
Афанасьев С. П. , Коморин С. В./Веселые конкурсы для больших и маленьких. – М.:АСТ_ПРЕСС СКД, 2005. – 288 с.:ил.(1000 советов).
Великородная В.А, Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию.
Ерошенков И. Н./Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками: Учебное пособие. – М., 2001.
Кулиныч Г. Г./ Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. М.: ВАКО, 2005.
Опарина Н.А, Педагогическое руководство культурно-досуговой деятельности школьников.
Петрова В.И, Азбука нравственного воспитания.
Саляхова Л.И, Настольная книга классного руководителя.
Шишов А Э./ Сценарии новогодних праздников: Украшения для елки и зала. Игры. Конкурсы. Загадки. Фокусы. Варианты праздничных представлений. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 112 с.: ил.- («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 31).