Учебно-методический комплекс География. Начальный курс. 6 класс, по рабочей программе В.И.Сиротина


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходным документом, для составления рабочей программы учебного курса, является примерная программа по географии (Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2012. – 76 с. – (Стандарты второго поколения)
Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.-М.: Дрофа, 2012.-409с.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса и материально-технического обеспечения:
Учебник. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс. М.: Дрофа. 2013 г. (Федеральный перечень: ФГОС 2011 РЕКОМЕНДОВАНО (№ 940 Приложение 1)
Рабочая тетрадь. Т. А. Карташева, С. В. Курчина. География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой М.: Дрофа. 2013 г.
Методическое пособие. Т.П. Громова. География. Начальный курс. 6 класс.
Атлас. География» 6 класс. М.: Дрофа. 2013 г.
Контурные карты. География» 6 класс. М.: Дрофа. 2013 г.
Электронное приложение к учебнику.
Курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю)
В структуре курса заложена преемственность между курсами 5 и 6 класса, обеспечивающая динамизм в развитии, расширение и углубление знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. Начальный курс географии формирует у учащихся первоначальные знания из таких наук о Земле, как картография, геология, климатология, почвоведение, биогеография и др. Это ведет к пониманию сложной системы взаимосвязей компонентов природы.
Цель начального курса географии — развитие географических знаний и умений, приобретение опыта творческой деятельности (в том числе в коллективе), формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.
Основными задачами начального курса географии являются:
—формирование представлений о единстве компонентов природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
—формирование представлений о строении и развитии основных оболочек Земли, об особенностях их взаимосвязей;
—развитие знаний о разнообразии природы, о размещении природных и антропогенных объектов, о географических закономерностях, протекающих в природе процессов;
—формирование элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, планом местности, картой, глобусом, необходимыми для получения географической информации;
—развитие понимания о степени воздействия человека на состояние природы и о возможных последствиях такого взаимодействия;
—воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.
- развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.
Курс состоит из трех разделов:
- введение;
- виды изображения поверхности Земли;
- строение Земли. Земные оболочки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п Раздел Тема Общее
кол-во часов
Введение 1
1 Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля - планета Солнечной системы. Виды изображения поверхности Земли 9
План местности 4
2 Понятие о плане местности. Масштаб. Пр.р.1 3 Стороны горизонта. Пр.р.2 4 Изображение на плане неровностей земной поверхности. 5 Составление простейших планов местности. Пр.р.3 Географическая карта 5
6 Форма и размеры Земли. Географическая карта. 7 Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта. 8 Географическая долгота. Географические координаты. 9 Изображение на физических картах высот и глубин. Пр.р.4 10 Предметные результаты обучения Строение Земли. Земные оболочки. 22
Литосфера 5
11 Земля и ее внутреннее строение. 12 Движение земной коры. 13 Рельеф суши. Горы. 14 Равнины суши. Пр.р.5 15 Рельеф дна Мирового океана. Гидросфера. 6
16 Вода на Земле. Части Мирового океана. 17 Свойства вод Океана. Движение воды в океане. 18 Подземные воды. 19 Реки. Пр.р.6 20 Озера. 21 Ледники. Атмосфера. 7
22 Атмосфера:строение, значение, изучение. 23 Температура воздуха. Пр.р.7 24 Атмосферное давление. Ветер. Пр.р.8 25 Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Пр.р.9 26 Погода и климат. 27 Причины, влияющие на климат. 28 Промежуточный контроль Биосфера. Географическая оболочка. 4
29 Разнообразие и распространение организмов на Земле. 30 Природные комплексы 31 Пр.р.10 32 Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки» Население Земли 3
33 Человечество-единый биологический вид.Численность населения Земли. 34 Основные типы населенных пунктов.Человек и природа. 35 Итоговое обобщение курса 6 класса. Всего 35 ч СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 ч)
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля – планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
называть методы изучения Земли;
называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
приводить примеры географических следствий движения Земли.
Виды изображения поверхности Земли (9 ч)
План местности (4 ч)
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практикумы. 1. Изображение здания школы в масштабе.
2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.
Географическая карта (5 ч)
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус-модель земного шара.
Географическая карта. Географическая карта-изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта. Географическая широта. Определение географических широт.
Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота. Определение географических долгот. Географические координаты.
Практикумы. 4. Определение географических координат объектов и объектов по их координатам.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;
приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;
находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
читать план местности и карту;
определять (измерять) направления, расстояния на плане, на карте и на местности;
проводить простейшую съемку местности;
классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
Строение Земли. Земные оболочки (22 ч)
Литосфера (5 ч)
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различия гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материка. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практикумы 5. Составление описания форм рельефа.
Гидросфера (6 ч)
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океана. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.
Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники? Горные и покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практикумы. 6. Составление описания внутренних вод.
Атмосфера (7 ч)
Атмосфера: строение, значение и изучение. Атмосфера-воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течении года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность воздуха. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины измерения погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течении года. Зависимость климата от близости морей и океанов, и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практикумы. 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
8. Построение розы ветров.
9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Биосфера. Географическая оболочка. (4 ч)
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природные комплексы. Географическая оболочка и биосфера.
Практикум. 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: литосфера, рельеф, горные породы, земная кора, полезные ископаемые, горы, равнины, гидросфера, Мировой океан, море, атмосфера, погода, климат, воздушная масса, ветер, климатический пояс, биосфера, географическая оболочка, природный комплекс, природная зона;
называть и показывать основные географические объекты;
работать с контурной картой;
называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
описывать погоду и климат своей местности;
называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
называть меры по охране природы.
Население Земли (3 ч)
Население Земли. Человечество-единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
рассказать о способах предсказания стихийных бедствий;
приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
составлять описание природного комплекса;
приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Результаты обучения
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования содержание и методический аппарат ориентированы на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов образования.
Достижение предметных результатов в данном курсе обеспечивается формированием у учащихся целостной системы знаний о Земле, о закономерностях развития природы, о результатах взаимодействия природы и человека.
Большинство вопросов и заданий направлены на формирование умений сопоставлять, анализировать, обобщать, а также использовать дополни-
тельные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, т. е. важнейших метапредметных умений, составляющих «умение учиться».
Достижению метапредметных результатов при изучении начального курса географии служит целая система заданий, направленных на:
—ставить учебную задачу под руководством учителя;
—планировать свою деятельность под руководством учителя;
—работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
—умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
—работать в соответствии с предложенным планом;
—умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
—участвовать в совместной деятельности;
—сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
—оценивать работу одноклассников;
—выделять главное, существенные признаки понятий;
—определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий и фактов;
—высказывать суждения, подтверждаемые фактами;
—классифицировать информацию по заданным признакам;
—искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
—работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
—классифицировать информацию;
—создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные)
Большое внимание в учебнике уделено заданиям, направленным на достижение личностных результатов, учащиеся должны обладать:
—ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познани;;—опытом участия в социально значимом труде;
—осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
—коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
—понимание ценности здорового образа жизни;
—основами экологической культуры.
Материал о достижениях российских путешественников и ученых (П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского и др.) дает возможность учителю формировать у учащихся чувство патриотизма при изучении достижений отечественной науки.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Петрова Н.Н. – Темы школьного курса: Земля – планета Солнечной системы - М.: Дрофа, 2004
Петрова Н.Н. – Темы школьного курса: План и карта – М.: Дрофа. 2004.
Савельева Л.Е., Дронов В.П. – Землеведение. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
Шинкарчук С.А. – Доклады, рефераты, сообщения – СПб.: Литера, 2006.
Зотова А.М. – Игры на уроках географии. – М.: Дрофа, 2004.
Дополнительная литература для учащихся:
За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2008.
Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6 – 10 класс. – М.: Дрофа, 1997.
Региональный компонент:
Географическое краеведение: учебное пособие для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений. \ Под общ. Ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной. – Ульяновск: УИПКПРО, Корпорация технологий продвижения, 2002.
Лобина Н.В., Фёдоров В.Н., Темаева Е.. Географическое краеведение Ульяновской области в тестах, схемах, таблицах, заданиях: Мет. Пособие. – Ульяновск., Корпорация технологий продвижения, 2004
Ульяновская-Симбирская энциклопедия: - Ульяновск, 2000. Т.1, 2.
Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / Под.ред. В.В. Благовещенского. – Ульяновск: Дом печати, 1997.
Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2-х частях. / А.Ю. Тихонова, П.И. Волкова. – Ульяновск: УИПКПРО,2007
№ п/п Дата Тема Опорные знания Планируемые результаты УУД Смысловые блоки (содержание учеб. материала) Оборудование
личностные метапредметныепредметные Введение (1 часа)
1/1 Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля-планета Солнечной системы. Представления древних о форме и размере Земли.
Открытия Антарктиды Беллинсгаузеном Ф.Ф. и Лазаревым М.П., Северной Америки В.Берингом, Чукотки и Камчатки С.Дежневым. Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое. Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России. Определять цели обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности. Самостоятельно применять и преобразовывать знаки и символы в модели и схемы для решения учебных проблем. Работать в соответствии с предложенным планом. Приводить примеры хода и результатов географических открытий объектов Земли в разные исторические эпохи выдающимися путешественниками мира и России. Развитие знаний о единстве Солнечной системы и влиянии на природу Земли. Умение называть и показывать на карте полушарий части земной поверхности, а так же наносить на к/к. маршруты путешественников. Приводить примеры следствий движения Земли. Сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле. Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географ. задач. Объяснять значение: география, Солнечная система ,планета, орбита Земли, полюс, экватор. Беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. п. 1,2, иллюстрации, фотографии, электронное приложение)
Виды изображения поверхности Земли (9 часа)
2/1 План местности (4часов)
Понятие о плане местности. Масштаб. Знание понятий «сантиметр, метр, километр», «масштаб»,«рельеф», «легенда», «условные знаки», «горизонтали», «план местности», его особенности и правила построения с помощью цвета, линий и условных знаков. Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, ответственное отношение к учебе. Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения через практическое применение. Знать и объяснять существенные признаки понятий: плана местности, масштаб и разные виды масштаба, сформировать умение читать план местности, пользоваться разными видами масштаба и определять расстояния при помощи масштаба. Уметь работать с примерным планом местности в соответствии с поставленной учебной задачей. Участвовать в совместной творческой деятельности при формировании заданий для одноклассников и их объективного оценивания.
Пр.р.1: Изображение здания школы в масштабе.
Комбинированный: урок -практикум, постановки проблем и их решения.
п.3,4, иллюстрации, план местности, электронное приложение.
3/2
Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Опорные знания: «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование» Становление основных умений принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых общечеловеческих знаний. Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Развитие этических норм понимания поведения человека в природе. Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и практической деятельности, навыками разрешения проблем; развивать способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; Знать и объяснять значение понятий: «азимут», «горизонт». Уметь работать с компасом, определять азимут и стороны горизонта, ориентироваться по местным признакам.
Сформировать представления о горизонте, сторонах горизонта, способах ориентирования. Уметь ориентироваться на местности с помощью объектов природы (Солнце, звезды, объекты местности) и приборов (компас).
Пр.р.2:Определение направлений и азимутов по плану местности.
Комбинированный: эвристическая беседа, урок –практикум, постановки проблем и их решения.
п.5, компас, план местности, линейка, транспортир
4/3 Изображение на плане неровностей земной поверхности. Опорные знания: «рельеф», «легенда», «условные знаки», «горизонтали» Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, ответственное отношение к учебе. Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения через практическое применение. Знать понятие «относительная и абсолютная высота», «профиль местности» его особенности, правила построения с помощью цвета, линий и условных знаков. Сформировать умение определять абсолютную и относительную высоту точек местности, определять по горизонталям плана направление понижения
или повышения рельефа; сформировать умение
строить профиль местности. п.6, план местности, нивелир (сообщения)
5/4 Составление простейших планов местности. Опорные знания: масштаб; ориентирование; условные знаки.
Сформировать основы саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей; готовность к коммуникативной образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности. Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников Знать и уметь применять понятия: глазомерная съемка, полярная съемка, маршрутная съемка. Формировать способности практического применения знаний о плане местности при самостоятельном построении простейшего плана – схемы, с помощью «глазомерной съемки». Знать и использовать знания условных знаков, правила работы с приборами (компасом, линейкой, шагомером, рулеткой, планшетом) на местности для построения плана.
Пр.р3. составление плана местности методом маршрутной съемки
Урок- практикум, урок-экскурсия. п.7 планшет, рулетка или шагомер, линейка, компас, карандаш и лист А4.
6/5 Географическая карта (5 часов)
Форма и размеры Земли. Географическая карта. Опорные знания: доказательства о шарообразности Земли, представления о форме и размерах Земли в древности. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе возникновения мотивации, через поиск сходства и различия плана местности и географической карты. Уметь самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную деятельность с учётом планирования работы вместе с учителем; использовать различные ресурсы для достижения целей. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Объяснять значение понятий: «географическая карта», «глобус», «легенда карты», «генерализация», формировать понимание о глобусе – как модели Земли, а карте-изображении Земли на плоскости, видах географ.карт, их значении для человека. Находить и называть значение, сходства и различия в изображении элементов географической карты от плана местности (легенда, масштаб, градусная сеть, особенности ориентирования, неровности земной поверхности, условные знаки, внемасштабные знаки), классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории.
Урок конструирование понятий, правил, закономерностей, гипотез. п.8, 9 физическая карта полушарий, карта России, политическая карта мира
7/6 Градусная сеть на глобусе и карте. Географическая широта. Опорные знания: глобус, географические полюса, экватор, параллели, меридианы. Сформировать основы эстетического образования при работе с контурными картами, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, (совместное планирование общих способов работы, контроль и коррекция хода и результатов работы). Называть и показывать элементы градусной сети,«географическая широта» «географические полюса», объяснять их особенности., находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и на карте; определять (измерять) направления на глобусе и географической карте. Знать и наносить на контурную карту главные элементы градусной сетки, ориентировать заданные точки по сторонам горизонта на карте. Виды деятельности учащихся: определение по глобусу и картам элементов градусной сети. Определение по глобусу и карте направлений с помощью
градусной сети.
Урок постановки проблем и их решения. п.10, 11 физическая карта полушарий, карта России, контурная карта, цветные карандаши.
8/7 Географическая долгота. Географические координаты. Опорные знания: градусная сеть Сформировать готовность и способность к образованию и самообразованию, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Сформировать умение работать с предложенным планом, выделять существенное, работать с текстом и нетекстовыми компонентами для формирования понятий темы. Объяснять значение понятий: «географические координаты», «географическая долгота», «географические координаты», «начальный меридиан», «180й меридиан», находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и на карте; определять (измерять) направления на глобусе и географической карте. Знать и наносить на контурную карту главные элементы градусной сетки, ориентировать заданные точки по сторонам горизонта на карте, сформировать умение
определять географическую широту и географическую долготу по глобусу и карте, умение определять объекты по их географическим координатам.
Урок постановки проблем и их решения. п.12 физическая карта полушарий, карта России, контурная карта, цветные карандаши.
9/8 Изображение на физических картах высот и глубин. Опорные знания: абсолютная высота, отметки высот, горизонтали (изогипсы) Сформировать основы эстетического образования при работе с контурными картами, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, (совместное планирование общих способов работы, контроль и коррекция хода и результатов практической работы). Называть и применять определения: «отметки высот», «изобаты», «шкала высот и глубин». Определять глубины и высоты точек по географической карте. Сформировать знания о способах изображения на физических картах высот и глубин;
сформировать умение определять по карте абсолютную высоту и глубину точек местности.
Пр.р.4 Определение географических координат объектов и объектов по их координатам.
Урок-практикум, урок постановки проблем и их решения. п.13, физическая карта полушарий,глобус10/9 Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Сформировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской и коммуникативной). Уметь работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности. Тематическое повторение «Ориентирование на местности, на плане, на карте», «Виды изображения поверхности Земли». Вид деятельности: выполнение тестовых заданий, работа с атласом. Поисковый урок п.8-13, план местности, карта полушарий, атлас «География. 6 класс», глобус, рабочие
тетради (задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ).
Строение Земли. Земные оболочки. (22 часа)
11/1 Литосфера (5 часов)
Земля и ее внутреннее строение. Представление о происхождении Земли, о литосферных плитах, магме, материковой и океанической земной коре, о горных породах и минералах, слагающих земную кору, о движениях земной коры в горных районах, о вулкане, о неровностях земной поверхности (равнинах и горах), о полезных ископаемых, используемых в хозяйственной деятельности человека. Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли как важнейшего компонента научной картины мира, о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компонента природы и объекта использования в хоз. деятельности. Заложить основы экологической культуры Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли», умение организовывать свою деятельность и развивать эстетические качества при создании коллекции горных пород своей местности. Развить знания о внутреннем строении
Земли, о составе земной коры, об изучении земной
коры человеком, об основных группах горных по-
род; научить определять горные породы по внешним признакам. Сформировать знания о внутреннем строении Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора. Магматические
горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Работа
с коллекцией горных пород и минералов: определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород разных групп.
Комбинированный: эвристическая беседа, урок моделирования п.14, электронное приложение к учебнику, атлас «География. 6 класс», таблица «Строение Земли», коллекция горных пород и минералов, интерактивное наглядное пособие «Литосфера»
12/2 Движение земной коры. Вулканизм. Овладение знаниями и навыками применения знаний о движениях литосферы и стихийных природных явлениях, происходящих в земной коре, в возможных чрезвычайных ситуациях. Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск и отбор информации, а также представлять ее с помощью информационных технологий. Формировать и развивать творческие способности учащихся при создании модели конструктора районов землетрясений и вулканов. Знать и объяснять понятия «эпицентр», «очаг землетрясения», «сейсмически активный район»,«.грабен», «горст».
Определять интенсивность землетрясений по 12-бальной шкале. Знать и объяснять понятия «очаг магмы», «кратер», «жерло», «лава», «гейзер», виды вулканов.
Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на к/к действующие вулканы. Давать характеристику и находить отличия и сходства между активными процессами земной коры. Показывать и характеризовать основные географ. объекты темы. Подготовка сообщения о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность
населения и способы их предотвращения.
Комбинированный: урок конструирования понятий и закономерностей, моделирования. п.15, электронное приложение к учебнику, атлас «География. 6 класс», таблицы «Землетрясение», «Строение вулкана», интерактивное наглядное пособие «Литосфера».
13/3 Рельеф суши. Горы. Сформировать осознанное отношение к знаниям о разнообразии земной поверхности, установки на ответственное использование богатств литосферы как части среды обитания(влияние антропогенной деятельности на рельеф). Овладеть навыками работы по определению на местности относительных и абсолютных высот точек земной поверхности. Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор. Формировать способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Сформировать знания о рельефе суши,
горах суши, их изменении во времени, о различиях гор по высоте; сформировать понятие «горы», горный хребет, горная долина, нагорье, горная система,
низкие горы, средние горы, высокие горы;
сформировать умение составлять характеристику
гор по плану.
Давать характеристику рельефа гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в
горах.
Уметь работать со шкалой цветов и отметками высот, определять и показывать по кар-
те расположения различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин мира.
Урок конструирования понятий, практикум. п.16, атлас «География. 6 класс», карта полушарий, электронное приложение к учебнику
14/4 Равнины суши. Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, через осознанное уважительное и доброжелательное отношение к мнению другого человека. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывая их позиции, через различия взглядов. Владение навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; Сформировать понятие «равнина», «низменность», «плоскогорье», «возвышенность», «овраг»;
сформировать знания о равнинах суши, их изменении во времени, о типах равнин; сформировать
умение составлять характеристику равнин по плану. Давать характеристику рельефа равнин. Различие
равнин по высоте. Изменение равнин во времени. Описание форм рельефа своей местности.
Пр.р. 5 Составление описания форм рельефа.
Комбинированный: урок конструирования понятий и закономерностей, моделирования, урок-практикум. п.17, атлас «География. 6 класс», кар-
та полушарий, электронное приложение к учебнику
15/5 Рельеф дна Мирового океана. Сформировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. Уметь работать в соответствии с поставленной задачей под руководством учителя. Сформировать понятия: «материковая
отмель», «материковый склон», «глубоководный
океанический желоб», «ложе океана», «срединно-океанический хребет», «шельф», «атоллы»; сформировать знания о
разнообразии форм рельефа дна Мирового океана,
о процессах, их образующих.Работать со схемой «Строение дна» Закрепить знания об изменении представлений
о рельефе дна Мирового океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового
океана. Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно-океанических хребтов.
Комбинированный: объснительно-иллюстративный, эвристическая беседа п.18, карта полушарий, карта океанов
16/1 Гидросфера (6 часов)
Вода на Земле. Части Мирового океана. Значение воды для жизни организмов, круговорот воды, океаны, волны, приливы и отливы, стихийные природные явления гидросферы, виды внутренних вод. Сформировать основу саморазвития и самовоспитания на примере знаний о воде и ее значении, общечеловеческих нравственных ценностей, бережного отношения к природе; Развивать умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственныхценностей при решении географических задач. Объяснять значение понятий: «гидросфера», «круговорот воды». Показать состав водной оболочки и ее значение на Земли. Составлять схемы мирового круговорота воды. Обозначать на кон-турной карте океаны, крупные внутренние и
внешние моря. Составлять краткую характеристику моря по плану. Развить знания о составе гидросферы;
сформировать знания о мировом круговороте
воды в природе, о взаимодействии гидросферы
с другими оболочками, о суше в Мировом океане, определять и показывать по кар-
те расположение различных частей океана.
Урок «открытие нового знания» п.19,20
(электронное приложение к учебнику, карта полушарий, мультимедийное наглядное пособие «Гидросфера»
17/2 Свойства вод Океана. Движение воды в океане. Формировать ответственное отношение к учебе. Обладать осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к мнению другого человека, основами экологической культуры основанной на единстве вод Мирового океана. Формировать умение планировать свою учебную деятельность под руководством учителя, составлять описание водных объектов. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Сформировать понятия: «волна», «прилив», «отлив», «океаническое течение»; о свойствах океанической воды. соленость. температура, составлять схемы
возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначать на контурной карте теплых и холодных течений. Сформировать знания о причинах возникновения разных видов волн, о географии океанических течений.
Комбинированный урок общеметодической направленности. п. 20,21
электронное приложение к учебнику, карта полушарий, мультимедийное наглядное пособие «Гидросфера»
18/3 Подземные воды Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе исследовательской деятельности, в следствии которой формируется
осознанное уважительное отношение к мнению другого. Организовывать и планировать учебное сотрудничество, по предложенному плану, выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять
главную, существенную информацию об образовании подземных вод, их использовании и охране. Оценивать свою работу и одноклассников. Уметь характеризовать подземные воды; объяснять, значение тематических понятий; выполнять и объяснять рисунок
«Грунтовые воды» Сформировать понятия: «подземные воды», «водопроницаемые и водоупорные породы», «грунтовые и межпластовые воды», «минеральные
воды»; сформировать знания о видах подземных вод, об их использовании и охране.
Урок – нового знания, объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа,частично-поисковый. п. 22
электронное приложение к учебнику, карта полушарий, мультимедийное наглядное
пособие «Гидросфера», наглядные схемы подземных вод
19/4 Реки. Сформировать и развивать на знаниях о реках основу экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности; Сформировать умение работать с предложенным планом, выделять существенное, работать с текстом и нетекстовыми компонентами для формирования понятий темы. Знать и объяснять значение понятий: «река», «исток», «устье», «пойма», «речная долина», «речная система», «левый и правый притоки», «пороги», «водопады», «режим реки», «половодье», «паводок», «межень», «питание реки». Показывать их на карте рек. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. Определять,называть и показывать по карте расположение рек, сформировать понятийный аппарат, работать с контурной картой, составлять краткую характеристику реки, называть меры по использованию и охране рек.
Пр.р. 6 Составление описания внутренних вод.
Урок-формирование понятий, комбинированный урок п.23, электронное приложение к учебнику, карты атласа, наглядные пособия по «Гидросфере»
20/5 Озера Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
Развивать способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; формировать и по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определяющие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) Объяснять значение понятий: «озеро и озерная котловина», «карст», «сточное и бессточное озеро», «болото», «водохранилище», «пруд». Приводить примеры равнинных и горных, озер по солености и происхождению озерных котловин, стихийных природных явлений в гидросфере и действия в чрезвычайных ситуациях;
Закрепить умение составлять краткую характеристику водоема (озера) по типовому плану, называть меры охраны Называть, определять и показывать по карте расположения различных озер, сравнивать озера тектонического и ледникового происхождения.
Урок-работа со справочной литературой, индивидуально-групповая деятельность п.24, электронное приложение к учебнику, карты атласа, наглядные пособия по «Гидросфере»
21/6 Ледники Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования Развивать умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Объяснять значение понятий: «ледник», «снеговая линия», «айсберг», «многолетняя мерзлота»; сформировать знание об условиях образования ледников, многолетней мерзлоты и их влиянии на планету и на жизнь человека; сформировать навык определения снеговой линии. Обозначать на карте крупные горные и покровные ледники, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны; выдвигать гипотезы возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты, Урок частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. п.25, электронное приложение к учебнику, карты атласа, наглядные пособия по «Гидросфере»
22/7 Пр.р. 6 Составление описания внутренних вод.
(при возможности проведения вне урока «Реки») Сформировать осознанное понимание разнообразия вод суши, установки на ответственное использование богатств гидросферы как части среды обитания (влияние антропогенной деятельности). Овладеть навыками работы по определению на местности водных объектов, бережного отношения к ним Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации для составления описаний объектов гидросферы, для объяснения происхождения географических названий, знаний о своей местности из разных источников (работа с топонимическим словарем). Классифицировать информацию по заданным признакам. Знать и применять основные термины и понятия: река, исток, устье, водораздел, режим реки, питание реки, половодье, паводок, использование и охрана рек и озер, озеро, сточное и бессточное озеро, болото. Уметь составлять краткую характеристику водного объекта по типовому плану, тексту и картам атласа.
Урок –практикум, индивидуальная работа. п. 23,24, атлас, учебник, дополнительные знания.
23/1 Атмосфера (7 часов)
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера, ее части, состав атмосферы, планеты Солнечной системы, солнечная энергия, движение Земли вокруг Солнца и вокруг оси, температура, влажность воздуха, облака, осадки, погода, причины ее изменения, элементы погоды, прогноз погоды, движение воздуха, облака, осадки, температура и влажность воздуха, экватор, полюса Земли. Сформировать осознание целостности природы, навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности; Сформировать умение работать с предложенным планом, выделять существенное, работать с текстом и нетекстовыми компонентами для формирования понятий темы. Знать и объяснять существенные признаки и значение понятия: «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «мезосфера», «ионосфера», верхние слои, использовать понятия для решения учебных задач по определению температуры воздуха на разной высоте, созданию и работе с метеоизмерителями. Представлять атмосферу как воздушную среду жизни Земли, ее строение и значение, необходимость изучения этой среды; выполнять и давать характеристику атмосферы по плану. Объяснять Уметь применять простейшие метеоприборы для составления общей характеристики особенностей атмосферы своей местности в виде «Календаря погоды».
Комбинированный: эвристическая беседа, урок-исследование. п.26, электронное приложение к учебнику, простейшие метеоприборы: термометр, барометр, флюгер, осадкомер, наглядные пособия по «Атмосфере»
24/2 Температура воздуха Сформировать готовность и способность к образованию и самообразованию, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Уметь выделять главное, существенные признаки географических объектов и явлений, высказывать суждения, подтверждаемые фактами, работать с текстом и нетекстовыми материалами (схемам, рисунками, таблицами) Сформировать знания о температуре воздуха, ее изменении в течении суток и года; сформировать понятия: «суточная амплитуда температуры и среднесуточная, среднемесячная средняя многолетняя, среднегодовая температура», «годовая амплитуда температур», «средняя температура воздуха»; научиться определять показатели средних температур и амплитуды температур. Понимать - Как нагревается воздух? Измерять температуру воздуха, рассчитывать суточный и годовой ход температур, средние показатели хода температуры воздуха, выявлять зависимость между ГП территории и температурой, формулировать вывод о зависимости между температурой и высотой солнца над горизонтом, строить график хода температур.
Пр.р. 7 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
п.27, электронное приложение к учебнику, карты атласа, наглядные пособия по «Атмосфере»
25/3 Атмосферное давление. Ветер Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; Умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты,
Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления, его изменения с высотой, устанавливать связь между давлением, происхождением, силой и направлением ветра, измерять давление и рисовать «розу ветров». Знать и объяснять понятия: «атмосферное давление», «ветер», «бриз», «муссон», «анемометр», уметь себя вести во время опасных явлений, связанных с атмосферой. Определять этапы образования процессов, приводящие к формированию ветра, знать приборы (барометр-анероид, флюгер, анемометр), измеряющие его силу и направление, виды ветров в разных частях Земли, объяснять значение ветра для человека.
Пр.р. 8 Построение розы ветров.
Урок разработки программы действий. п.28, электронное приложение к учебнику, карты атласа, наглядные пособия по «Атмосфере»
26/4 Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки Сформировать мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основы экологической культуры на примере изменения атмосферы, необходимость охраны атмосферного воздуха Владение навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности, навыками решения учебных задач; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; Объяснять значение понятий: «абсолютная влажность воздуха», «относительная влажность воздуха», «туман», «облака», «осадки», «гигрометр». Сформировать знания о водяном паре в атмосфере, о причинах формирования облаков и осадков, их разновидностях, способах измерения атмосферных осадков, причинах, влияющих на их количество. Уметь работать графическими методами обобщения географической информации, рассчитывать количество воды в насыщенном воздухе при заданных температурах. Выявить зависимость количества воды в воздухе от его температуры, насыщенный и ненасыщенный воздух, относительная влажность, образование облаков и осадков в атмосфере, их виды и значение. Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере (град, гололед, изморозь, ливень, снегопад, гроза, молния и т.д.)
Пр.р.9.Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Комбинированный: урок конструирования теории, эвристическая беседа, урок-практикум. п.29, электронное приложение к учебнику, карты атласа, наглядные пособия по «Атмосфере»
27/5 Погода и климат. Уметь делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её научного содержания и возможностей реализации собственных знаний, жизненных планов и интересов; Развивать готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; участвовать в совместной деятельности. Объяснять значение понятий «погода», «воздушная масса», «прогноз погоды», «синоптическая карта», «климат». Высказывать мнение об утверждении «Тропосфера- кухня погоды». Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы своей местности, определять причину изменения погоды, делать прогноз. Влияние климата на природу и жизнь человека. Погода, ее характеристика, причины ее изменения. Взаимосвязь между элементами погоды. Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле и в своей местности. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Знакомство с синоптическими картами. Заочная экскурсия в музей «Метеостанция Симбирска».
Урок постановки проблем и их решения,индивидуально - групповой п.30, электронное приложение к учебнику, карты атласа, наглядные пособия по «Атмосфере»
28/6 Причины, влияющие на климат Ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране, с ее сложными климатическими условиями и сложной историей освоения и жизни народа.
Уметь работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Сформировать понятия: «тропик», «полярный круг», «полярный день и ночь», «пояса освещенности», «морской климат», «умеренно континентальный климат», «континентальный климат», «резко континентальный климат», «умеренный муссонный климат», «высокогорный климат»; закрепить знания о причинах, влияющих на климат; познакомиться с разными климатами Земли. Выявлять причины изменения освещения и нагрева поверхности Земли в течении года. Зависимость климата от близости морей и океанов, направления господствующих ветров и типа океанических течений, зависимость от высоты местности над уровнем моря и окружающего рельефа. Работа с рисунками «Положение земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; работа с к/к при обозначении поясов освещенности и районов полярного дня, и ночи.
Урок обобщение, комбинированный: проблемно-поисковый, индивидуально - групповой п.31, электронное приложение к учебнику, карты атласа, наглядные пособия по «Атмосфере»
29/7 Промежуточный контроль. Решение географических задач по теме «Атмосфера» Закрепить глубокое осознание чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих знаний и ценностей. Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности. Готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в решении различных учебных задач, критически оценивать свою работу и работу одноклассников. Уметь обобщать знания и умения по теме «Атмосфера» в виде практического применения в ситуации проблемы. Поисковый урок игра, тестирование.
Урок – развивающего контроля
Индивидуально-групповой Задания ЕГЭ, олимпиадные вопросы, электронное приложение к учебнику, карты атласа, наглядные пособия по «Атмосфере»
30/1 Биосфера. Географическая оболочка (4 часов)
Разнообразие и распространение организмов на Земле.
Распространение организмов в Мировом океане. Биосфера, распределение тепла и света по поверхности Земли, живая и неживая природа, оболочки Земли, почва Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнен осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере. Знать и объяснять значение понятий: «широтная зональность», «природная зона», «высотная поясность», «влажные экваториальные леса», «саванны», «пустыня», «степь», «смешанные и широколиственные леса», «тайга», «арктические пустыни», «планктон», «нектон», «бентос». Обозначать на контурной карте границы ПЗ, давать характеристику ПЗ по плану, Сформировать знания о разнообразии и распространении организмов на Земле и в Мировом океане, о широтной зональности-одной из основных географических закономерностей, выделять, описывать и объяснять существенные признаки компонентов ПК для составления описания животных и растений разных районов Земли, и глубин.
Урок-открытие нового.
Комбинированный, индивидуально-групповой. п.32, электронное приложение к учебнику, карты атласа, наглядные пособия по «Биосфере»
31/2 Природный комплекс. Формировать в себе эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; развивать чувство
патриотизма, любови к своей местности, своему региону, своей стране; Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Объяснять значение понятий: «почва», «гумус», «плодородие», «цепь питания», «биологический круговорот», «ПК», «заповедник», «географическая оболочка», воздействие организмов на земные оболочки, почва, взаимосвязь организмов в ПК, географическая оболочка и биосфера, характеризовать наиболее известные заповедники и нац. парки. Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира в природных комплексах; Готовить сообщения по теме «Природные зоны мира», «Жизнь представителей морской фауны разных глубин» и «Охрана природы».
п.33, электронное приложение к учебнику, карты атласа, наглядные пособия по «Биосфере»
32/3 Пр.р.9.Составление характеристики природного комплекса (ПК)
Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя. Умение слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации4 применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Закрепить и обобщить понятия из темы «Биосфера. Географическая оболочка», основные типы природных комплексов, меры по охране природы на примере своего родного края. Закрепить и обобщить знания о воздействии живых организмов на земные оболочки, о биологическом круговороте, о взаимозависимости организмов в природном комплексе.
Урок – практикум, индивидуальная работа. п.32-33, электронное приложение к учебнику, карты атласа, наглядные пособия по «Биосфере»
33/1 Население Земли (3 часа)
Население Земли Границы России, столица России, народы России и Ульяновской области. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу с помощью технических средств. Называть человеческие раса и их признаки: европеоид, монголоид, негроид; рассказывать о этнографических особенностях различных народов: описание одежды, жилища, еды, быта, праздников, религии; называть причины изменения численности населения Земли, основные типы населенных пунктов; обозначать на контурной карте границ наиболее населенных стран, городов с населением 10 млн, человек; составлять характеристику своего населенного пункта по типовому плану. Сформировать знания о человеке как едином биологическом виде, о численности населения Земли и факторах, влияющих на ее изменение, об основных типах населенных пунктов и государствах. Посещение краеведческих и этнографических музеев.
Урок- открытия нового знания.
Комбинированный, индивидуально – групповой. п.34, электронное приложение к учебнику, карты атласа, наглядные пособия
34/2 Человек и природа Сформировать эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде, основы экологической культуры, опыт участия в социально значимом труде. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование навыка учебного сотрудничества, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе, оценивать последствия антропогенных воздействий на природную среду. Понимание роли человека и своей роли в частности в деле охраны природы. Составлять в схемы экологической тропы, заполнение таблицы «Влияние человека на природу». Создавать агитационные листки
( плакаты) на природоохранные темы.
Урок-конференция.
Групповая работа п.34, электронное приложение к учебнику, карты атласа, наглядные пособия
35/1 Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки» Сформировать ответственное отношение к учебе Умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей, самодиагностика и самокоррекцияАктуализация знаний и умений за курс географии 6 класса. Итоговое тестирование за курс 6 класса.
Урок-обобщение
Индивидуальные виды деятельности Повторение курса физической географии 6 класса
Географическая номенклатура.
Введение:
материки: Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия;
океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый;
части света, регионы и страны: Азия, Малая Азия, Центральная Азия, Центральная Америка, Египет, Китай, Индонезия, Индия, Испания;
полуострова: Балканский, Индостан, Индокитай;
море: Средиземное;
равнина: Восточно-Европейская;
горы: Тянь-Шань.
Виды изображений поверхности Земли:
полюса: Северный, Южный;
города: Лондон, Каир, Париж, Санкт-Петербург, Берлин, Москва, Мехико, Токио;
река: Конго;
озеро: Виктория.
вулкан: Ключевская Сопка;
моря: Каспийское, Балтийское;
низменность: Амазонская;
нагорье: Тибет.
Строение Земли. Земные оболочки:
Литосфера
полуостров: Кольский.
острова: Гавайские, Исландия, Курильские, Канарские, Азорские;
полуострова: Скандинавский, Камчатка, Аравийский;
вулканы: Килиманджаро, Везувий;
равнина: Западно-Сибирская, Восточно-Европейская;
низменности: Амазонская, Прикаспийская;
плоскогорья: Аравийское, Среднесибирское;
возвышенность: Валдайская;
горы: Гималаи, Анды, Кавказские, Кордильеры, Аппалачи, Альпы, Тянь-Шань, Атлас, Большой Водораздельный хребет, Уральские, Памир;
страна: Нидерланды;
желоб: Марианский.
Гидросфера
острова: Гренландия, Тасмания, Гаити, Великобритания, Сахалин, Мадагаскар, Новая Гвинея;
полуострова: Камчатка, Аравийский, Индостан;
моря: Черное, Азовское, Саргассово, Красное, Карское, Аравийское, Балтийское, Охотское, Баренцево, Белое;
заливы: Бискайский, Бенгальский, Персидский, Мексиканский;
проливы: Берингов, Магелланов, Дрейка, Гибралтарский;
каналы: Суэцкий, Панамский;
страны: Япония, Испания, Россия, Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия;
течения: Западных Ветров, Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Лабрадорское, Перуанское.
реки: Волга, Ангара, Терек, Обь, Бия, Катунь, Нил, Инд, Припять, Москва, Ока, Кама, Иртыш, Енисей, Амазонка, Конго, Амударья, Сырдарья, Дон;
озера: Каспийское, Байкал, Аральское, Ладожское, Онежское, Кроноцкое, Виктория, Верхнее, Балхаш, Чад, Мертвое море;
полуостров: Камчатка;
водохранилища: Братское, Куйбышевское.
каналы: имени Москвы, Волго-Донской.
пустыня: Атакама, Сахара;