МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ (СПО) УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА «БИОЛОГИЯ»

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»















Методические рекомендации
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

«БИОЛОГИЯ»













2016
Методические указания к выполнению самостоятельной работы по биологии разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) по программе подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) входящей в состав укрупненной группы специальностей 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии, по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания 19.02.20 технология хлеба кондитерских и макаронных изделий



Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж пищевых технологий»



Разработчики рабочей программы:
Бруссер А.В. – преподаватель биологии СПб ГБПОУ «КПТ»








Рекомендовано Методической комиссией общеобразовательного цикла (рассмотрено на заседании методической комиссии общеобразовательного цикла, протокол № _____ от «_____» _______________ 201___ г.)
Содержание


Стр.

Пояснительная записка
3

Общие положения по выполнению самостоятельных работ
5

Методические указания по выполнению рефератов


Основные положения
6

Выбор темы
6

Требования к оформлению реферата
7

Структура реферата и требования к содержанию
8

Оценка реферата
11

Примерные темы рефератов
12

Методические указания по выполнению презентаций


Основные положения
15

Требования к оформлению презентаций
16

Оценка презентации
17

Методические указания по выполнению докладов
18
















Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Биология» - Профильная общеобразовательная дисциплина: естественнонаучного цикла является той учебной дисциплиной в цикле естественных наук, которая обеспечивает общеобразовательный уровень подготовки учащегося. Она изучается учащимися всех специальностей колледжа.
Целью и задачей изучения дисциплины являются: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использование знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической и гигиенической грамотности.
В результате изучения дисциплины учащийся должен овладеть основами знаний по дисциплине, формируемыми на нескольких уровнях:
Знать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику
Уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Общие положения по выполнению самостоятельных работ

1.1. Данные методические указания разработаны с целью определения единых требований по оформлению самостоятельных работ.
1.2. Самостоятельные работы обучающиеся выполняют самостоятельно вне аудитории. Учащиеся подготавливают доклады, рефераты, презентации по заранее заданным темам. Самостоятельная работа проводится с целью систематизации и закрепления полученных знаний, углубления и расширения теоритических знаний, для формирования самостоятельности мышления, развития исследовательских умений.
1.3. Допускается, чтобы содержание материала, на основе которого выполняются самостоятельные работы, выходило за рамки содержания программы по учебному курсу.
1.4. При выполнении учащимися самостоятельной работы преподаватель обязательно проводит инструктаж по выполнению задания, определяет сроки выполнения, объем работы, основные требования к выполнению работы, критерии оценки.
1.5. В качестве форм и методов контроля, за самостоятельной работой обучающихся используются: просмотр и проверка выполненной работы преподавателем, семинарские занятия, защита отчетов о проделанной работе, организация творческих конкурсов, проведение устного опроса, тестирование.
1.6. Процесс организации самостоятельной работы обучающихся включает в себя следующие этапы:
подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);
основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);
заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).

Для самостоятельной работы учащихся учебным планом предусмотрено 39 часов.





Методические указания по выполнению рефератов

1. Основные положения
1.1. Реферат способствует формированию навыков самостоятельного научного творчества, повышению теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала, является одной из форм самостоятельной работы учащихся и представляет собой письменную работу с кратким и систематизированным изложением современного состояния тех или иных вопросов (проблемы), рассматриваемых в научных, литературных или иных источниках, отобранных для составления реферата.
1.2. Цель реферата – обучение учащихся применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения учебной дисциплины при решении конкретных практических задач.
1.3. Работе над рефератом предшествует внимательное изучение учащимися рекомендованных источников, ссылки на которые обязательны. Ссылки должны быть даны дважды: в виде подстрочного примечания, которое помещается в конце страницы и отделяется небольшой чертой от основного текста; и в виде списка литературы, помещаемого в конце работы.
1.4. Недопустимо дословное переписывание текста из монографий, учебников, журналов и т.д. Творческая самостоятельность учащихся должна быть проявлена в умении находить различные точки зрения, в способности самостоятельно аргументировать отстаиваемую позицию, анализировать имеющиеся материалы и использовать результаты анализа для формулирования теоретических выводов.
1.5. Подготавливаемые рефераты должны содержать оценки и предложения по решению рассматриваемой проблемы.
1.6. Объем реферата не должен превышать 10 страниц машинописного текста.


2. Выбор темы
Тема должна быть сформулирована логически, стилистически и орфографически грамотно. В названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими (например, не следует допускать названия типа «Строение клетки»). Следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.
3. Требования к оформлению реферата
Реферат представляется к защите на листах формата А4. В исключительном случае допускается защита реферата, представленного в рукописном варианте. В тексте реферата могут содержаться рисунки, чертежи, графики и прочий иллюстративный материал, необходимый для раскрытия заявленной темы. К реферату могут прилагаться фотографии, выполненные самим обучающимся.
На компьютере реферат оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 9327 на стандартных листах формата А4. Текст выполняется на одной стороне листа через одинарный межстрочный интервал шрифтом Time New Roman-14. Для заголовков можно выбрать иной шрифт, с использованием полужирного шрифта, курсива и подчеркивания. Если заголовок не умещается на одной строке, для него следует использовать одинарный межстрочный интервал. Заголовки выполняются без переносов с выравниванием по центру.
Следует использовать размеры полей: левое – 2,5 см, правое 1 см, верхнее – 2,5 см, нижнее 2,5 см. При печати текстового материала следует использовать выравнивание и автоматическую расстановку переносов слов. Абзацы в тексте начинаются отступом 12-15 мм.
Каждый структурный элемент реферата следует начинать с новой страницы. Разделы основной части могут быть разделены на подразделы, т.е., в свою очередь, на пункты и, при необходимости, на подпункты, которые не требуют переноса на новую страницу. Заголовки подразделов, пунктов и подпунктов следует начинать с абзационного отступа, не подчеркивая, без точки в конце. Заголовки по возможности следует делать краткими. Шрифт заголовков одного уровня должен быть единым ко всему тексту. Например, заголовки подразделов можно выполнять полужирным шрифтом, пунктов – полужирным курсивом, подпунктов – курсивом. Заголовки следует отделять от основного текста дополнительным пробелом сверху и снизу.
Нумерация страниц – сквозная, начинается с титульного листа, но номер страницы на нем не выводится. Страницы документа проставляются арабскими цифрами в правом нижнем углу без точки в конце. Допускается проставление номера страниц по центру, без точек и черточек до и после цифры.
4. Структура реферата и требования к содержанию
Структура реферативной работы включает в себя: титульный лист, содержание, введение, основную содержательную часть, заключение, список использованных источников, приложения (если таковые необходимы).
4.1. Титульный лист
На титульном листе должны быть указаны:
образовательное учреждение;
название темы;
вид работы (реферат);
изучаемый предмет;
учебная группа, курс;
фамилия, инициалы обучающегося/студента;
фамилия, инициалы преподавателя, проверяющего работу;
место и год выполнения работы.

Образец титульного листа:



















4.2. Содержание




Содержание включает все составные части документа, идущие после него, т.е. введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов (если таковые имеются и у них есть наименование), заключение, список использованных источников, приложения с их названиями. Содержание должно быть вынесено на отдельную страницу (несколько страниц), как и любой другой структурный элемент.
4.2. Введение
Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.
Очень важно, чтобы обучающийся умел выделить цель, а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата.
Введение должно содержать также краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем введения обычно составляет одну страницу текста.
4.3. Основная часть
Основная часть реферата является самой объёмной и должна полностью раскрывать заявленную тему. Текст должен быть согласован, логичен, литературно оформлен референтом. Допускается цитирование источников, с обязательным указанием автора высказывания и названия цитируемой литературы (оформляется как сноска в тексте).
Преподавателю при рецензии, а обучающемуся при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.
Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

4.4. Заключение
Заключение - часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части.
Объем заключения обычно составляет одну страницу текста.
4.5. Список использованных источников
Список должен содержать сведения об источниках, использованных в процессе реферирования и составления соответствующего текстового документа. Включение в список источников, которыми обучающийся не пользовался в своей работе, не допустимо.
Список должен формироваться в алфавитном порядке. Список источников оформляется по ГОСТ 7.1, как правило, на языке выходных сведений: Автор (Фамилия И.О.). Название источника. – Место издания, Издательство, год издания, количество страниц.
В отдельных случаях, при длинном заглавии, разрешается пропустить часть элемента или фразы, при этом пропуск обозначается знаком многоточия «».
В случае указания на источник, не имеющий одного автора, а выпускаемый под общей редакцией какого-либо автора, первоначально указывается: Название источника/под ред. Фамилия И.О. – Место издания, Издательство, год издания, количество страниц.
При указании года издания записываются лишь цифры, обозначение год (г.) не пишется, например, 1998.
Место издания может быть записано сокращенно, с использованием общепринятых сокращений (М., С.-П.). Слово издательство не пишется и при указании названия издательства кавычки исключаются (например, Феникс).
При использовании средств массовой информации указывается: Автор статьи (Фамилия И.). Название статьи. – Название печатного издания, № __, год.
При использовании Интернета указывается полный адрес использованного ресурса.
Список использованных источников включается в общую нумерацию страниц и оформляется как самостоятельный структурный элемент реферата.
4.6. Приложения
В приложение выносятся крупные цитаты, таблицы, иллюстрации, которые актуальны для всего текста реферата, документы, примеры.
Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь содержательный заголовок, выполненный прописными буквами. Кроме порядкового номера страницы под ним, над заголовком, в правом верхнем углу, прописными буквами печатается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ». Если приложений в работе более одного, их следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

5. Оценка реферата

Реферат оценивается по следующим критериям:
- соблюдение требований к его оформлению;
- необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
- умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате.
Примерные темы рефератов

Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.
Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.
Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.
Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдение за их строением и жизнедеятельностью.
Наблюдение за экологическим исключением трофически близких видов простейших при совместном обитании.
Доказательство разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.
Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушение при их недостатке и избытке.
Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).
Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.
Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрии.
Строение и функции рибосом и их роль в строении белка.
Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.
Клеточная теория строения организмов. Истории и современное состояние.
Биологическое значение митоза и мейоза.
Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
Половое размножение и его биологическое значение.
Чередование полового и бесполового размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших.
Биологическое значение чередования поколений.
Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.
Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.
Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
Закономерности фенетической и генетической изменчивости.
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Драматические страницы в истории развития генетики.
Успехи современной генетики а медицине и здравоохранении.
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Центры многообразия и происхождения домашних животных.
Значение изучения предковых форм для современной селекции.
История происхождения отдельных сортов культурных растений.
История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина.
«Система природы» К. Линнея и ее значения для развития биологии.
Эволюционные идеи Ж.Б. Ламарка и их значение для развития биологии.
Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина.
Современное представление о механизмах и закономерностях эволюции.
Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.
Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.
Араморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.
Современное представление о зарождении жизни на Земле.
Различные гипотезы происхождения.
Принципы закономерности развития жизни на Земле.
Ранние этапы развития жизни на Земле.
Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.
Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.
Современное представление о происхождении птиц и зверей.
Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.
Эволюция приматов и этапы эволюции человека.
Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
Биоценозы «экосистемы» разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме- биосфере.
Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
Сукцессии и их формы.
Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.
Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
Устойчивое развитие природы и общества.

Методические указания по выполнению презентаций

1. Основные положения
1.1. Самостоятельная работа в виде презентации предназначена для повышения эффективности учебного процесса; презентация позволяет повышать доступность учебного материала для учащихся за счет наглядности, удобной навигации, учета разных когнитивных стилей, интерактивности, большого объема информационных и вычислительных ресурсов.
1.2. Задачами презентаций являются повышение активности учащихся с низкой мотивацией к изучению истории, но с преобладанием интереса к ИКТ; развитие эстетического вкуса, чувства меры и гармонии.
1.3. Самостоятельная работа в виде презентации реализует возможность индивидуального подхода к обучающемуся, учета его возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию. 1.4. При создании презентации обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся.
1.5. Оптимальным объемом презентации является зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.
1.6. Необходимо использовать различные виды наглядности. Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты. 1.7. Включение в презентацию смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию. 1.8. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядное обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями. 1.9. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов. Создание презентации состоит из трех этапов: I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации. III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

2. Требования к оформлению презентаций
Соблюдайте единый стиль оформления слайдов. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Для фона предпочтительны холодные тона. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. Используйте короткие слова и предложения. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней. Для заголовков шрифт – не менее 24. Для информации не менее 18. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). Следует использовать рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Делайте слайд проще. У аудитории всего около минуты на его восприятие

3. Оценка презентации
Оценка презентации производиться по результатам защиты с учетом
качества выполнения и оформления презентации.
Процедура защиты включает:
-сообщение учащегося по теме;
- демонстрации презентации;
-вопросы, задаваемые учащемуся;
-выступление преподавателя о качестве выполнения работы;
-выставление оценки;

Методические указания по выполнению докладов

1.Составьте план доклада.
2. Подберите необходимую литературу и иллюстративный материал (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки и т. д.).
3. После чтения источников отберите нужный материал, систематизируйте его.
4. Излагайте материал своими словами, используя историческую терминологию. Делайте выводы.
5. Делай доклад по плану или тезисам, а не просто читай написанное.
6. Пользуйся иллюстративным материалом.
7. Заранее напиши тему и план доклада на доске, активизируя внимание слушателей.
8.Речь докладчика должна быть правильной, четкой, внятной, достаточно громкой и звучать убедительно.








13PAGE \* MERGEFORMAT141915



Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Колледж Пищевых технологий»


РЕФЕРАТ ПО БИОЛОГИИ

«Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении»



студента группы ___
__________ курс
______________________
Проверил:
Бруссер А.В.
______________________


Санкт-Петербург
2016/17



xђ Заголовок 1xђ Заголовок 2Jђ Заголовок 315