Реинжиниринг учебного процесса в системе среднего профессионального образования по-средством учебно-методического комплекса

Реинжиниринг учебного процесса в системе среднего профессионального образования посредством учебно-методического комплекса

Рыжиков Сергей Николаевич, преподаватель, Г(О)БОУ СПО «Лебедянский торгово-экономический техникум»

Динамичное развитие общества требует подготовки квалифицированных специалистов в соответствии со своим социальным заказом и именно поэтому стержневой проблемой модернизации образования в России является создание эффективной системы управления качеством образования. Ее задача - обеспечение административно-управленческого аппарата, преподавателей, студентов постоянной и объективной информацией о состоянии параметров качества обучения с целью внесения корректив в организацию и содержание образовательного процесса для управления развитием личности будущего специалиста в достижении конечных результатов. Качество результатов образовательной деятельности в техникуме определяется качеством ключевых компетентностей, которые студенты приобретают в процессе обучения, а качество образовательной деятельности, в свою очередь, определяется его содержанием и обеспеченность кадровыми, материально-техническими, учебно-методическими ресурсами. Поэтому реинжиниринг учебного процесса рассматривается как один из инструментов повышения качества подготовки специалистов в соответствии с потребностями рынка труда и элемент системы менеджмента качества.
Реинжиниринг образования мы понимаем как радикальное перепроектирование процессов для достижения резких улучшений по решающим современным показателям деятельности образовательного учреждения, таким как профессиональная квалификация, деловые навыки и знания.
С целью реализации Программы развития Г(О)БОУ СПО «Лебедянский торгово-экономический техникум» в техникуме создан несколько учебно-методических комплексов.
Необходимость формирования профессиональных знаний и навыков студентов с помощью УМК была вызвана следующими доминирующими потребностями учебного процесса:
1) доминантой мотивации познавательной деятельности;
2) высоким уровнем информатизации в процессе обучения;
3) потребностью в построении определенной системы ориентиров для получения фундаментальных знаний и организации самостоятельной познавательной деятельности студентов с элементами самоконтроля;
4) создание системы менеджмента качества.
Цель учебно-методического комплекса - дать студентам знания теоретических и практических основ современного эффективного управления, понятия менеджмента, как науки и искусства, является логически последовательным развитием миссии техникума, философии его деятельности: «Лидерство на рынке образовательных услуг. Знания, имеющие практическую направленность в области экономики, управления, права, торговли».
Основная цель реинжиниринга учебного процесса с помощью такого инструмента как УМК - гармонизация элементов педагогических технологий между собой.
Кратко опишем подходы, использованные при создании УМК. Считаем, что представленные ниже исследования будут полезны тем, кто все же решился создать учебно-методический комплекс. Алгоритм реинжиниринга включал 5 основных этапов.
1. Разработка модели УМК «с чистого листа». По сути, этот подход является построением идеального образа учебного комплекса на основе теоретических и практических представлений и субъективных ожиданий преподавателей, осуществляющих проект реинжиниринга, а также руководства учебного заведения.
2. Создание моделей на основе проектирования систем отдельных методических модулей с последующим их совершенствованием и построением новых элементов, в нашем случае таким элементом явилось электронное приложение.
3. Детальное отражение существующего положения, анализ степени раскрытия дисциплины в рабочих программах разных специальностей и последующее сведение их в логическую систему. По сути, этот подход представляет собой детальное описание и всесторонний анализ ключевых аспектов деятельности организации учебного процесса и дальнейшее построение процессов на основе данных анализа.
4. Детальная разработка методических модулей, предполагающая, что в процессе осуществления проекта используется действующая образовательная модель. На этом этапе оценивается наработанный преподавателями материал и выбираются элементы, которые целиком или частично войдут в учебно-методический комплекс.
5. Внедрение. Использование всех элементов УМК в организации учебно-воспитательного процесса.
В процессе создания УМК критически оценивался образовательный процесс и выбирались проблемные места, которые в дальнейшем будут построены заново. Детальный анализ не ограничивает круг предполагаемых к внедрению инновационных технологий, однако, направлен, прежде всего, на устранение узких мест уже существующей технологии образовательного процесса.
Основными методами, используемыми при построении УМК, явились, на первом этапе - процессный подход и реинжиниринг, с их помощью может быть построена подлинно инновационная модель с заданными характеристиками. Процессный подход рассматривает элементы УМК как взаимосвязанные.
На втором этапе используются системный, процессный и организационный подходы, позволяющие максимально использовать существующую образовательную модель, однако она рассматривается исключительно с точки зрения включения существующих элементов в будущий УМК. Создание конструктивно новых элементов происходило с применением информационных технологий, позволяющих оптимизировать излагаемый учебный материал.
В процессе обучения управлению пригодны в первую очередь те методы, при которых студенты согласовывают свои действия с учебными материалами, включаются в изучаемые ситуации, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение.
Внедряемая система менеджмента качества внесла изменения в структуру организации процесса обучения, его содержание, систему контроля и оценки знаний, потребовала обновления всего информационно-методического материала.
Учитывая особенности нашего образовательного учреждения, хочется сказать, что мы ушли от консерватизма в обучении, групповых методов обучения как основного, уделяем внимание профессиональному саморазвитию и научно-методической базе средств обучения.
В процессе создания учебно-методического комплексов перед нами стояли следующие задачи:
создание интегрированной совокупности учебно-методического материла;
целенаправленное развитие знаний, умений и навыков студентов;
активизация учебно-творческой и исследовательской деятельности студента, такая деятельность как социально и индивидуально значимая по существу имеет двойную стимуляцию: внутреннюю, когда юноша/девушка получает удовлетворение, приобретая новые профессионально значимые знания и умения, и внешнюю, когда его достижения в познании оцениваются педагогом;
информирование и представление информации для преподавателей и студентов о методиках освоения учебного материала;
унификация образовательного процесса;
внедрение новых форм и методов педагогической работы;
создание системы менеджмента качества;
определение критериев оценки профессионального мастерства.
Инновационная идея учебно-методического комплекса позволяет решить задачи проведения профессиональных программ в соответствие с запросами личности, потребностями регионального рынка труда, перспективами развития экономики и социальной сферы. УМК изменяет структуру содержания профессиональной подготовки и способствует её качественному обновлению с учётом перехода на опережающее образование, обеспечивает развитие личностно-профессионального потенциала специалистов и их мобильности.
Представим статическую и динамическую модели учебно-методического комплекса. Статическая модель УМК, представленная на рисунке 1, позволяет исследовать 120 элементарных моделей применения комплекса. Например, 1.1. - 2.1. – 3.6. «Модель информационного обеспечения планирования процесса по активизации самостоятельной и учебно-исследовательской работы».

Рисунок 1 – Статическая модель учебно-методического комплекса

В качестве примера использования статической модели учебно-методического комплекса приведем анализ нескольких модулей (таблица 1).
Таблица 1 – Пример использования статической модели УМК
№ модуля
Название
Наличие
в
УМК
Представлено материалами

1.1.-.2.1.-3.1.

Модель информационного обеспечения планирования учебных занятий по очной форме обучения

+
Рабочие программы
Учебно-тематические планы

1.2.-2.1.-3.4.
Модель структурирования и планирования учебных занятий по профориентации

+
Технологические карты занятий по дисциплине «Менеджмент» для факультативных занятий в специализированных классах средних школ
г. Лебедяни

1.5.-.2.3.-3.5.
Модель технологии учебного процесса мотивации учащихся к внеаудиторной работе

+
Олимпиада по дисциплине «Менеджмент»
Клуб «Лидер»

Таким образом, статическая модель УМК позволяет проанализировать наличие или отсутствие главных элементов учебно-методического комплекса.
Динамическая модель УМК, представленная на рисунке 2, показывает процесс внедрения инновационных механизмов в практику и имеет целью формировании знаний, умений и навыков.























Рисунок 2 – Динамическая модель использования учебно-методического
комплекса
Инновацией УМК является тестирующая система контроля, содержащая электронные тесты с применением программы HyperTest для проверки знаний студентов.
Система оценивания учебных достижений обучающихся стала логическим соединением моделей содержания образования, что нашло отражение в формировании полного комплекта оценочной технологии: материалах тестовой системы, которая позволяет проверить уровень освоения учебных целей.
УМК позволяет использовать системный, индивидуальный и личностно-ориентированный подходы организации учебного процесса.
Системный подход к организации работы преподавателя позволяет решить актуальные проблемы обучения: развитие научно-исследовательской работы и иной творческой деятельности преподавателей и студентов; введение новых технологий и методов обучения; усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки преподавателя и студентов; осуществить этап рефлексии, планирования и контроля за качеством подготовки специалиста.
Создавая учебно-методическое обеспечение мы исходили из того, что по каждой дисциплине должны быть представлены рабочая программа, календарно-тематический план, сборник лекций, рабочая тетрадь, сборник в логико-тематических схемах, практикум, сборник статей, методические указания к изучаемым темам, билеты и вопросы к промежуточной аттестации, тест для проверки знаний в традиционном и электронном виде.
Учебно-методический комплекс позволяет выполнить основные образовательные задачи - приведение профессиональной подготовки специалистов в соответствии с образовательными стандартами, обеспечение условий для профессионального саморазвития и самореализации личности; контроль и коррекция управления данными процессами.
Использование учебно-методического комплекса позволило в нашем техникуме:
интегрировать и дифференцировать содержание обучения путем группировки модулей, обеспечивающих разработку курса в полном и углубленном варианте;
помочь студентам самостоятельно учиться и обеспечить индивидуальный темп обучения;
акцентировать работу преподавателей на консультационно-координирующую функцию управления познавательной деятельностью студентов.
создавать систему менеджмента качества т.е. оперативно решать задачи учебного процесса и определять приоритетные направления деятельности;
интенсифицировать учебный процесс;
придать процессу обучения творческий характер;
формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы, целостное представление о профессии и ее фрагментах;
Инновация в педагогическом процессе - УМК - это совокупность взаимосвязанных элементов педагогических средств обучения, составляющих научно-методическую базу для совершенствования технологии обучения с целью обеспечения активизации познавательной деятельности и творчества студентов. Учебно-методический комплекс интегрирует в себе то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.
Логическая, контринтуитивно обоснованная идея построения учебно-методического комплекса позволяет расставить акценты и наметить ориентиры для дальнейшего совершенствования и систематизации учебно-методических материалов, способствующих эффективному усвоению и реализации студентами учебного материала по специальности «Менеджмент (по отраслям)».
Реинжиниринг образовательного процесса в Лебедянском торгово-экономическом техникуме наметился в освоении инновационной педагогической технологии – создании учебно-методического комплекса - интегрированной совокупности элементов педагогических средств, составляющих научно-методическую базу для совершенствования технологии обучения.









13PAGE 15


13PAGE 14515






















































кубик 3 Заголовок 115