Статья Гражданское и патриотическое воспитание школьников в свете концепции нового учебно-методического комплекса по истории


Гатапова Марина Владимировна,
Учитель истории и обществознания,
МАОУ «СОШ №25», г.Улан-Удэ
Гражданское и патриотическое воспитание школьников в свете концепции нового учебно-методического комплекса по истории«Битву при Садовой (решающая битва австро-прусской войны 1866 г.) выиграл школьный учитель».
Отто фон Бисмарк
Эта знаменитая фраза, приписываемая «железному канцлеру» Отто фон Бисмарку заставляет нас задуматься над одной из главных проблем современной школы – проблемой гражданского и патриотического воспитания учащихся.
Анализ состояния современного российского общества приводит к ряду печальных выводов, вызывающих глубокое беспокойство за судьбу России. Разрушение морально-этических норм и ценностных установок, традиционных для России, копирование западных форм жизни, неопределенность и невыраженность базовой системы ценностных ориентиров, недоверие многих людей друг к другу, обществу, бизнесу, государству – все это приводит к тому, что Россия в глазах значительной части своих граждан не является привлекательной для жизни страной. [4, с.6]Снова обращаюсь к словам Бисмарка, в которых не только обозначена эта актуальная для нас проблема, но и указан самый правильный путь ее решения: школа может сыграть решающую роль в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.
В связи с этим на современном этапе развития общества одной из основных задач государственной политики в области образования является воспитание «…взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры…» [7, с.4]
Принятые в 2010 году ФГОС основного общего образования четко прописывают личностные характеристики выпускника и акцентируют внимание на необходимости формирования «…российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной…» [6, с.2]
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма в современных условиях, следует прежде всего вспомнить о таком его ресурсе, как исторические дисциплины. Именно история и обществознание в наибольшей мере способствуют формированию личности ученика, воспитывают его как гражданина и патриота своего Отечества.
Понимание важности этой идеи нашло отражение в разработке Концепции нового учебно-методического комплекса по истории, в которой во главу угла поставлена задача формирования российской гражданской идентичности и воспитания патриотизма.
Цель разработки Концепции — формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России. Но это ни в коем случае не означает унификацию, догматизацию и идеологизацию процесса преподавания истории в школе, как и не предполагает наличия единого учебника по всей стране. Более того, авторы Концепции предлагают нам перечень «трудных вопросов истории России», по которым учащимся должны быть предложены различные точки зрения профессиональных историков. В конечном итоге должно быть сформировано такое научно-образовательное пространство, в котором учебник будет играть роль навигатора для ученика.
Однако воспитание патриотизма – это не только содержание материалов учебника, но и личность учителя, его отношение к изучаемым событиям, а также формы и методы работы, предлагаемые ученикам.
Педагог Поляков. С.Д. придерживается мнения, что целью патриотического воспитания является формирование патриотического сознания, которое подразумевает знаниевое сознание, отношение и деятельность. Знаниевое сознание – это знание истории, культуры его страны и народа: «Я знаю, что это наше!»; патриотическое отношение – это отношение, которое формируется в позиции личности: «Я горжусь!»; а деятельность – это «Я готов, я настроен действовать на благо своей страны!»[3, с.34]. Но для того, чтобы осуществить переход от позиции «Я знаю» к позиции «Я горжусь» и далее к позиции «Я готов действовать», необходимо сделать историю близкой, осязаемой, ощутимой. Ведь не секрет, что изучение основных событий отечественной истории, происходивших в колоссальном удалении во времени и пространстве от нашего региона, порой оставляет в сознании школьников весьма смутные, абстрактные картины, не вызывающие особого интереса.
Другое дело – локальная история: история семьи, города, региона. Это живая история, изучение которой позволяет прикоснуться к реальным событиям, фактам, людям. В рамках системно-деятельностного подхода на уроках истории можно использовать такие методы и формы работы, как разработка ученических проектов, таких как «Гражданская война в Бурятии», «Бурятия в годы Великой Отечественной войны», написание рефератов, посещение музеев, архивов, исследование истории своей семьи, отдельной личности. Ощущение сопричастности к истории позволяет стимулировать устойчивый познавательный интерес учащихся, а также максимально использовать воспитательный ресурс уроков истории.
Каждый педагог, думающий о формировании ценностных ориентиров школьника, его потребностей, интересов, должен обратить особое внимание на внеурочную деятельность, в ходе которой школьник учится думать, действовать, принимать решения.
Одной из эффективных форм внеурочной деятельности является создание клубов, объединений по интересам. Подобным объединением является клуб молодого избирателя «Думка», созданный мной в 2006 году. В своей работе я руководствуюсь словами Томаса Манна: «Великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке в один день, и, если в ребенке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека». Поэтому цель своей работы я вижу во всемерном содействии социализации личности, формированию ее гражданских компетенций, воспитании активной позиции в политической и общественной жизни в страны. За годы существования клуба в нем сменилось уже не одно поколение ребят. В ходе работы учащиеся приобретают углубленные знания по избирательному праву, а также проходят своеобразную школу лидерства, приобретая при этом организационные, агитационные, коммуникативные, проектные компетенции. Ежегодно мы проводим месячник молодого избирателя, в рамках которого проходят викторины по избирательному праву, деловые и ролевые игры, тренинги, конкурсы плакатов, газет, памяток молодому избирателю. Неоднократно ребята встречались с депутатом Городского Совета С.Д. Аюшиевым. Материалы об этих встречах можно посмотреть на сайте Горсовета г.Улан-Удэ. Также мы встречались с депутатом Народного Хурала РБ Е.Н. Сактоевым, который оказывает поддержку школе. Но больше всего ребятам нравится подготовка и проведение выборов в школьный парламент ДОО «Республика Туяа». Выборы проходят у нас в полном соответствии с процедурой реальных выборов.
Начинаются выборы с регистрации кандидатов в президенты школы и школьный парламент. Члены клуба помогают кандидатам разрабатывать предвыборные программы, агитировать в свою пользу, проводят дебаты между кандидатами в президенты школы. В процессе подготовки самих выборов ребята печатают избирательные бюллетени, готовят урны, составляют списки избирателей по классам, осуществляют саму процедуру голосования. Наряду с учениками правом голоса обладают и учителя. Участие в выборах учителей не только дает детям позитивный образец социально-активного поведения, но и объединяет, сближает детей и взрослых, играющих в данном случае одинаковую социальную роль. С большим энтузиазмом ребята получают избирательные бюллетени, заходят в кабинки для тайного голосования, опускают бюллетени в урну. Далее избирательная комиссия, состоящая из членов клуба, осуществляет подсчет голосов и опубликование результатов выборов. Вся школа с волнением ждет итогов, и в этот момент ребята хорошо понимают, что лозунг «Твой голос может стать решающим!» - это не просто слова, а реальная возможность повлиять на ход событий. Заканчиваются наши школьные выборы торжественной церемонией инаугурации нового президента и членов школьного парламента, во время которой ребята дают клятву честно служить идеалам ДОО «Республика Туяа».
Используемые в работе методы коммуникативно-диалоговой деятельности, игровой имитации, моделирования, позволяющие школьникам «проживать» конкретные ситуации, способствуют формированию у ребят личного социального опыта, определенных моделей поведения, которые, как я надеюсь, будут использованы в будущей жизни ребят.
В заключение хотелось бы сказать, что гражданское и патриотическое воспитание в современной школе должно иметь четкую научно-методическую основу и комплексный характер. Используя традиционные формы воспитательной работы, созданные отечественными педагогами еще на рубеже XIX-XX веков [5, с.22], продолжая активно использовать воспитательные ресурсы уроков истории и обществознания, добавляя инновационные методы воспитания в урочной и внеурочной деятельности, мы сумеем вырастить личность, которая будет являть собой творческую силу, способную вести общество к достижению его идеалов, нести ответственность за его настоящее и будущее. Список литературы
Горфина М.Н. О гражданском и патриотическом воспитании школьников во внеурочной деятельности, связанной с изучением учебного предмета «История» // Воспитание школьников. – 2013. - №9.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории//Вестник образования. – 2014. - №13
Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. – 2013. - №6.
Поляков С.Д.Технологии воспитания. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Попова И.Н., Попов А.В. Исторические предпосылки формирования национального идеала воспитания современной России // Воспитательная работа в школе. – 2012. - №9.
Синельников И.Ю. Российская педагогика рубежа XIX – XX веков о гражданском воспитании школьников // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2014. - №1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования http://standart.edu.ruФедеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 г. №273-ФЗ