Статья Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода

Черничкина Г.В.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1»

Тема: «Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода»
Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников.
«Расскажи – и я забуду (узнаю),
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица
I. Вступительное слово
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу?
В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, способом реализации которого является учебная ситуация. И сегодня я хочу с вами поговорить об учебной ситуации.

Мастер-класс начинается с инсценировки отрывка из второй главы М. Твена «Приключения Тома Сойера».(Видеофрагмент)
Том красит забор. Из-за угла выходит Бен Роджерс. Походка у него легкая, подпрыгивающая. Он ест яблоко, и время от времени издаёт протяжный, мелодичный гудок, изображая собой пароход.
Бен останавливается недалеко от Тома.
Бен: Стоп, машина! Задний ход! Чу! Ч-чу-у! Чу! Право руля! (Изображая руками колесо.) Чу! Ч-чу-у! Чу! Лево руля! Малый ход! Стоп, машина! Отдать концы!
Том по-прежнему белит забор, не обращая на пароход никакого внимания.
Бен: Ага, попался, взяли на причал!
Том рассматривает свой последний мазок глазами художника, потом еще раз осторожно проводит кистью по забору и отступает, любуясь результатами своей работы.
Бен (подходит поближе к Тому): Что, старик, работать приходится, а?
Том (нехотя): А, это ты, Бен? Я и не заметил.
Бен: Слушай, я иду купаться. А ты не хочешь? Нет, конечно, ты ведь работаешь?
Том (пристально смотрит на Бена): Чего ты называешь работой?
Бен: А это, по-твоему, не работа, что ли?
Том (продолжает белить, говоря небрежно): Что ж, может, работа, а может, и не работа. Я знаю только одно, что Тому Сойеру она по душе.
Бен: Да брось ты! Можно подумать, тебе так нравится белить!
Том (белит): Нравится? А почему же нет? Не каждый день нашему брату достается белить забор.
Бен перестаёт жевать яблоко. Том осторожно водит кистью взад и вперед, иногда останавливается, чтобы полюбоваться результатом, добавляя каждый раз новый мазок. Бен следит за каждым его движением, проявляя все больше и больше интерес к делу.
Бен: Слушай, Том, дай мне побелить немножко.
Том: Нет, Бен. Тетя Полли трясется над этим забором, так как он выходит на улицу. Если бы сторона забора выходила во двор, то я и слова бы не сказал. Его знаешь, как надо белить? По-моему, разве один мальчик из тысячи, а то и из двух тысяч сумеет выбелить его как следует.
Бен: Да что ты? Слушай, пусти хоть попробовать, хоть чуть-чуть.
Том: Бен, я бы с радостью, честное индейское! Да ведь как быть с тетей Полли? Джиму тоже хотелось покрасить, а она не позволила. Сиду хотелось, она и Сиду не позволила. Видишь, какие дела?
Бен:  Да что ты, Том, я же буду стараться. Ну, пусти, я попробую. Слушай, я тебе дам серединку от яблока.
Том: Ну, ладно Хотя нет, Бен, лучше не надо. Я боюсь.
Бен: Я все яблоко тебе отдам!
Том (отдаёт кисть Бену с радостью на лице): Работа это то, что человек обязан делать, а Игра то, чего он делать не обязан. И если бы игра превратилась в работу, то она потеряла бы всякий интерес.

Из этой сцены мы видим, как Том Сойер искусно превратил скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища.
Цель, содержание и техника занятия остались прежними – покраска забора, но изменилась мотивация.
Мы знаем, что дети любят играть и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем ее пересказывать. Поэтому, включение учебной ситуации в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.


II.Проведение мастер-класса
Шаг первый: Расскажи – и узнаю
Учебная ситуация – (новое понятие в Стандартах) это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Примером учебной ситуации может послужить «прогулка в поисках печатного знака или слова», во время которой учитель, обходя с малышами комнату или школьное здание, или школьный двор, с помощью «волшебной палочки» обнаруживает важное слово (знак, надпись, имя и т.п.), которое затем прочитывается и заносится в классную книгу знакомых слов и знаков (книгу «Я умею читать»).
Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса», или выполнение практической работы и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.
Творчество педагога должно быть направлено на
Создание учебной ситуации
Разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию
Необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения (когда ребенок выполняет какие-то действия не потому, что не хочет огорчить маму, папу, учителя, не потому, что иначе поставят двойку, не потому, что учитель убедительно объясняет, как полезно знать, то, что мы сейчас учим, как это важно каким-то – пусть даже и всем на свете – незнакомым взрослым людям), а потому, что ему/ей сейчас, сию минуту, на этом самом уроке это делать интересно, потому, что если это сделать, это принесет реальную и ощутимую пользу ему самому /ей самой (он/она выиграет, м
·ы вместе сделаем отличную книгу, которую покажем родителям, составленными мною карточками или картинками будут пользоваться мои друзья, и говорить мне спасибо, и т.д.).
Проектирование учебного процесса в этих условиях означает
Определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса
Отбор учебного материала,
Определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя. порядка взаимодействия учащихся).
Прогнозирование возможных действий детей.
Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом

Возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),
Специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений),
Меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

Шаг второй: покажи – и я запомню
Рассмотрим некоторые учебные задачи, которые я применяла в своей работе:

Предмет: Русский язык
Тема: Обучение деловой речи: написание кулинарных рецептов Учебная задача: Создание небольшого монологического текста
Характеристика деятельности (в примерной программе): Более осознанно и ответственно использовать язык для: более полного и точного выражения своих мыслей, чувств, идей и мнений; социального взаимодействия с целью информировать окружающих
Описание учебной ситуации: Высказывание. Текст. Создание текста (деловой текст)
Пишем для других. (Научим друг друга)
Учащиеся советуются с мамой, бабушкой и выбирают простой кулинарный рецепт. Уточняют нужные продукты, порядок действий.
Пользуясь другими рецептами смотрят, как они построены, какие слова и предложения используются в таких советах. Вспоминают, как не допустить орфографических ошибок (письмо с "окошками"). Пишут свой рецепт, дают ему название.
Затем работы собираются в папку-скоросшиватель - получается книга рецептов "Научим друг друга"

Предмет: Математика Тема: Единицы длины. Метр Учебная задача: Знакомство с новой единицей измерения длины - метром.
Характеристика деятельности: Разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические. Находить геометрическую величину разными способами
Описание учебной ситуации: Величины
Выбираем мерку (единицу измерения длины)
Учащиеся повторяют известные им единицы измерения длины (см, дм). Вспоминают соотношения этих единиц. Учитель предлагает измерить этими мерками длину и ширину класса. В процессе работы дети понимают, что этими мерками измерять неудобно. Предполагают, что есть другие мерки, которые больше дм. Это метр. Затем пересчитывают число дм и см в метре. И измеряют длину и ширину класса заново.

Предмет: Окружающий мир Тема: Твой город. Учебная задача: Описание достопримечательностей своего города. Характеристика деятельности: Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села).
Описание учебной ситуации: Человек и общество.
Мой город.
Учащиеся проводят экскурсию по улицам города, фотографируют знаменательные объекты, готовят рассказы об этих достопримечательностях. Затем выполняют проект "Достопримечательности нашего города" и проводят его презентацию.

Предмет: Литературное чтение Тема: Малые жанры фольклора
Учебная задача: Закрепить понятия «фольклор», «пословица», «поговорка». Особенности каждого жанра.
Характеристика деятельности: Уметь пользоваться ознакомительным, просмотровым, поисковым, изучающим чтением.
Описание учебной ситуации: Учитель предлагает учащимся выбрать пословицы и поговорки:
по темам;
в алфавитном порядке;
по одной теме;
по временам года.
Оформляют книжки – самоделки.
Предмет: Окружающий мир Тема: Я и мое имя. Учебная задача: Узнать о происхождении своего имени; о значении имени; есть ли великие люди с таким же именем; гороскоп имени.
Характеристика деятельности: Рассказывать по результатам исследования о своем имени.
Описание учебной ситуации: Мое имя.
Учащиеся проводят исследование, собирают материал о своем имени, готовят рассказы.
Затем выполняют проект «Я и мое имя» и проводят его презентацию.

Эффективным способом реализации деятельностного подхода является работа над проектом.
Работа над проектом позволяет выстроить особые отношения с учителем – отношения сотрудничества и равноправия. Инициатива деятельности исходит от учащегося: он является автором замысла и исполнителем своего проекта от начала и до конца. Учитель лишь дает советы, предоставляет информацию, подсказывает направления работы, причем ученик может и не соглашаться с ним – отстаивание собственной позиции, своей точки зрения всемерно поощряется.
Проект дает возможность задумать и поставить оригинальный опыт, провести социологический опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, в котором воплотится творческий замысел автора: например, написать новое учебное пособие, подготовить «шпаргалку» по трудной теме, снять видеофильм, сделать макет, которым будут пользоваться ученики и учителя школы, может быть, через много лет после того, как автор проекта окончит ее.
Основные этапы работы над проектом:
Принятие решения о выполнении проекта
Определение цели деятельности
Определение задач деятельности
Составление плана действий
Составление программы
Проверка программы на «реализуемость»
Выполнение программы
Предварительный контроль
Презентация продукта




Шаг третий: Дай попробовать – и я пойму
Выберите тему урока
Ориентируясь на предложенные учебные ситуации, выберите или разработайте учебную ситуацию для вашей конкретной темы.
Представьте ответ (по каждой учебной ситуации) в следующем формате:
предмет
тема
учебная задача
описание учебной ситуации


III. Рефлексия
Назовите на первую букву Вашего имени Ваше мнение о мастер-классе и учебной ситуации как способе реализации деятельностного подхода. (С – современно)

15