Название статьи: Научное общество учащихся как способ реализации системно-деятельностного подхода.


Название статьи:
Научное общество учащихся как способ реализации системно-деятельностного подхода.
Автор: Е.М.Хаева, учитель биологии, заместитель директора МБОУ «Кадетская школа-интернат» г. Нижний Новгород
Словно из далёких глубин бескрайнего космоса доносится гулкий глас Марь Иванны:
-- Сусликов, сколько можно мечтать? Вернись на Землю!
- Дык…каникулы ж скоро…
Бедную Марь Иванну как током пробило, а ведь точно, надвигаются каникулы! А значит, срочно необходимо обеспечить накопляемость оценок по её любимому предмету, хорошенько взяться за двоечников и с тихой радостью в душе наслаждаться пусть и рабочими, но долгожданными днями каникул. И уже мысли порхают как бабочки, унося Марь Иванну в нирвану, достигая высот «сусликовского космоса». Хотя бы дня 2-3 не будут докучать ученики, успокоятся их родители, собственная голова отдохнет от шума и суеты, и, наконец-то, можно будет заняться бумажками и личной жизнью…
Знакомая картина? Конечно! И все мы педагоги – тоже люди и ничто человеческое нам не чуждо. Но. Пытались мы хотя бы раз изменить отношение к каникулам? Провести это время с пользой для себя и любимого дела, ведь когда-то мы добровольно выбрали путь педагогики.
Для ребят каникулы – это отдых, прогулки, селфи, встречи с друзьями и масса позитивных впечатлений. А если настигнет рука классного руководителя, то ещё и экскурсии, походы в кино и театры - так называемый культурный досуг, в основе которого, бесспорно, лежат образовательный и воспитательный процессы. А что же наука? А наука зачастую в каникулы молчит.
Современный педагог прекрасно знает, что в основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию ребенка; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования. Более того, Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Среди требований к достижению личностых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, мы видим: сформированность мотивации к обучению; к метапредметным результатам: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; к предметным: умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. И, заметьте, красной линией проходит научный подход и, главное, практическое учебное сотрудничество ребят с педагогами и сверстниками. Резонный вопрос: где взять учителю столько свободного времени, чтобы воплотить в жизнь изложенный идеал? А давайте, попробуем в каникулы?! Вот она, гениальная возможность совместить приятное с полезным!
Именно в каникулы удобно организовать в школе работу научных секций: и учитель уделит ребятам больше времени, да и практику в лабораториях проводить интереснее. В своей кадетской школе-интернате я, как куратор и руководитель секций НОУ, не первый год провожу подобную практику. Дети, увлеченные наукой, с огромным желанием приходят в каникулы проводить эксперименты, опыты, исследования, чтобы обеспечить практическую базу для своих будущих научных работ. Девиз НОУ «Кадетской школы-интерната»: «Сомневаешься? - Исследуй сам!» поддерживает мотивацию ребят к научной деятельности. Так, под чутким руководством старшего товарища-педагога, учителя химии А.А.Мартыновой, кадеты проводят в лаборатории сложнейшие опыты. Камуфляж стремительно исчезает под масками и белыми халатами, и не сразу узнаешь будущих вояк, руки в защитных перчатках уверенно берут реактивы и вот оно, счастье! – реакция пошла!
А в это время, и тоже в перчатках, кадеты исследуют архивные документы. Учитель истории, педагог с большой буквы, Е.А.Саликов воспитал не одно поколение кадет, радеющих за историю своей страны, настоящих патриотов, для которых слова «честь», «воинская отвага», «любовь к Отечеству» являются основополагающими.
Учитель русского языка и литературы О.В.Зимина – мастер инновационных подходов. Её подопечные, исследуя образы литературных героев мира фэнтези, погружаются в реальный мир реальных героев. Особое место занимают исследования, основанные на сравнительном анализе изложенных в литературных и документальных источниках исторических и военных событий, исследования судеб прототипов литературных героев, что актуально для воспитания нравственной личности в рамках кадетского образования.
Разумеется, что найдутся педагоги, которые скажут, что детям в каникулы надо отдыхать, на то и каникулы. Но, согласитесь, «разумный отдых» не оставит никого равнодушным. Научные проекты, сделанные в тесном сотрудничестве педагогов с детьми – это новые победы, новые покоренные горизонты и ,как знать, может, самый элементарный, но сделанный самим ребенком, научный опыт побудит его к дальнейшей серьезной научной деятельности. И среди лауреатов нобелевской премии лет так через 20, прозвучит знакомая фамилия - Сусликов! Главное, найти время. Время для раскрытия талантов!
Скоро настанет пора летних каникул, прозвенит последний звонок. Торжественным маршем, чеканя шаг, пройдут ряды кадетов - выпускников МБОУ «Кадетская школа-интернат». Прозвучат благодарственные слова любимым учителям. Что нас всех объединяет? - да многое! А ещё, драгоценное время незабываемых научных каникул!
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» //http://www.rg.ru/2010/12/19 obrstandart-site-dok.html.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ /принят Государственной Думой Российской Федерации 21 декабря 2012 года//http://www.rg.ru/2012/12/30 obrazovanie-dok.html.