Урок литературы в 7 классе по теме: Н.А. Некрасов. Поэма Русские женщины. Историческая основа поэмы. Подвиг любви и долга.


Урок литературы в 7 классе по теме: Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". Историческая основа поэмы. Подвиг любви и долга.
Виды учебной деятельности: фронтальная беседа, индивидуальные сообщения, выразительное чтение, анализ, сообщение, слушание, обсуждение, работа в парах.Тип урока: изучение нового материала (с использованием презентации).
Цели урока:
Обучающие:
1.Расширить представления учащихся о биографии Н. А. Некрасова;
2. Выяснить исторические события, служившие мотивом для создания произведения;
3. Продолжить развивать понятие о поэме (как жанре литературы)
Развивающие:
1.Включить ребят в процесс изучения произведения Н.А. Некрасова;
2. Выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.
Воспитательные:
1. Показать особенности русского характера, обозначенные в произведении;
2. Развить интерес не только к классической литературе, но и к истории России;
3. Продолжить развивать основу для формирования нравственных основ личности;
4. Расширить представления о семейных ценностях
Методологическая база.
На разных этапах урока использован объяснительно - иллюстративный метод, фронтальная беседа, фронтальный опрос.
Использована « Программа общеобразовательных учреждений» под редакцией В. Я. Коровиной, М. « Просвещение», 2012 г., учебник «Литература» 7 класса в 2-х частях, автор – составитель В. Я. Коровина, М., «Просвещение», 2012 г., а также учебно-методический комплекс «Поурочные разработки» по литературе для 7 класса, авторы И. В. Золотарёва, Н. В. Егорова, 2004 г.;«Литература в 7 классе. Урок за уроком», авторы Б. Т. Турьянская, Е. В. Комиссарова, Л. А. Холодкова, М., «Русское слово», 2003 г.
Оборудование:
На доске эпиграф урока:
Пленительные образы! Едва ли в истории
В истории какой–нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны ! Н. Некрасов;
презентация «Основные этапы жизненного пути», «Их имена забыться не должны», «Поэма «Русские женщины» - подвиг любви и долга»; портрет Н. А. Некрасова; портреты жён декабристов; компьютер; мультимедийный проектор; экран; учебник литературы 7 класс 1 часть под редакцией В.Я. Коровиной; рабочая тетрадь.

Сценарий урока:
1. Организационный момент:
2. Вступительное слово учителя:
- В 5-6 классах мы с вами уже знакомились с творчеством Н.А. Некрасова.
- Какие сведения об его биографии и творчестве вы помните?
Давайте послушаем выступление учащихся (презентация «Основные этапы жизненного пути»)
- Спасибо, девочки, за интересный рассказ.
3. Физкультминутка.
Я называю произведения, а вы должны угадать автора. Если автор Некрасов, то встаём, а если нет - сидим. («Песнь о вещем Олеге» Пушкин; «Дедушка» Некрасов; «Бежин луг» Тургенев; «Левша» Лесков; «Мороз, Красный нос» Некрасов; «Лошадиная фамилия; «Станционный смотритель» Пушкин; «Железная дорога» Некрасов; «Узник» Пушкин; «Крестьянские дети» Некрасов)4. Объяснение нового материала:
а) Слово учителя:
-Сегодня мы познакомимся с новым произведением Н.А. Некрасова. Запишите тему урока: "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". Историческая основа поэмы. Подвиг любви и долга».
В течение урока мы попытаемся понять, какие исторические события легли в основу произведения, определить его жанр, тему и идею.
-Прочитав поэму дома, смогли ли вы понять, какое историческое событие послужило мотивом для создания поэмы?
-Что вы знаете о восстании декабристов?
б) Выступление учащихся о восстании декабристов (презентация «Их имена забыться не должны»)
Спасибо, девочки, за увлекательный экскурс в историю.
-Как сегодня мы воспринимаем их подвиг?
Поэма "Русские женщины" рассказывает нам об этих самоотверженных женщинах. Она состоит из двух частей: "Княгиня Трубецкая" и "Княгиня М.Н.Волконская" (презентация «Поэма «Русские женщины» - подвиг любви и долга» (слайды)У нас в учебнике представлена только первая часть. Её вы прочитали дома.
Давайте вместе обсудим произведение
5 Анализ жанра и композиции произведения:
Вопросы:
- Понравилось ли Вам данное произведение?
-Как поэт определил жанр своего произведения? (Поэма)
-Можете ли вы сами объяснить значение этого слова?
-Запишите в тетрадь это определение. (слайд)
-Докажите, что "Русские женщины"- поэма.
-Попробуем определить особенности композиции произведения. Для этого составим краткий план-перечень событий, изложенных в поэме (работа в парах).
План произведения.
Часть первая.
I. Описание повозки.II. Прощание дочери с отцом.
Часть вторая.
I. Описание пути.
II. Первый разговор княгини с губернатором.
III. Второй разговор княгини с губернатором.
IV. Спустя пять дней. Третий разговор княгини с губернатором. (слайды)
6. Беседа по тексту:
-Итак, мы вспомнили сюжет поэмы. Назовите главных героев? (описание по тексту находим и зачитываем)
-Почему княгиня отказывается от всего, что имеет? Что считает своим долгом? (зачитаем)
-Какие чувства испытывает князь, собирая в дорогу дочь?
-Как вы представляете себе тяжкий путь жён декабристов в Сибирь?
-Как его описывает Некрасов? (зачитаем)
-Кто встретил в Иркутске княгиню?
-Как автор называет почтенного генерала? Что он хочет этим сказать?
-Почему герой тянет время?
-Что говорит княгиня о светском обществе и своём долге? Как эти слова характеризуют героиню? (зачитаем)
-Как автор относится к героине? (зачитаем)
-Как вы думаете, какова тема и идея произведения? В чём же Некрасов видит величие духа русских женщин, описанных в поэме?
7. Просмотрев фильм «Русские женщины»(3-4 мин), постарайтесь ответить на вопрос: «Что же могло заставить этих изнеженных красавиц, привыкших к роскошной жизни женщин, следовать за мужьями в далёкую холодную Сибирь?
Дети делятся мнением.
8. Прослушаем отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» «Есть женщины в русских селеньях...» Н.А. Некрасова, зачитывает обучающийся (слайды)
Эти строки точно передают и восхищают русских женщин, ведь русские женщины - всегда были такие: отважные, самоотверженные, любящие, готовые пожертвовать всем ради своей семьи и простого женского счастья.
9. Итог урока:
 - Как вы думаете, почему Н.А. Некрасов заменил первоначальное название «Декабристки» на «Русские женщины»? (слайд)
- Как вы думаете, актуальна ли тема "Русских женщин" в наше время? (слайд)
10 Рефлексия.
Дополните фразу: «Сегодня на уроке я узнал…» (слайд)
11 Заключительное слово учителя.
Некрасов показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его – духовная красота. Княгиня Трубецкая у Некрасова – обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени. (слайд)
12 Домашняя работа. Письменно ответить на вопрос: Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав поэму «Русские женщины»? (слайд)