Конспект урока по литературе на тему:Пленительные образы России (по произведению Н.А. Некрасова Русские женщины).


Тема урока: «Пленительные образы России!» (по произведению Н.А. Некрасова «Русские женщины»)
Класс: 7
Тип урока: Комбинированный урок
Цели урока:
Обучающие:
- познакомить с героическим поступком жён декабристов;
- определить нравственные понятия, духовные возможности человека;
- продолжить обучение аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний.
Развивающие:
- развивать у обучающихся умение делать анализ художественного текста;
- развивать и продолжить формирование таких нравственных качеств, как патриотизм, ответственность перед долгом – супружеским, семейным;
- развивать умение сопереживать, прийти на помощь ближнему.
Воспитывающие:
-прививать интерес к поэтическому слову;
-воспитывать в детях любовь к Родине;
- помочь учащимся понять нравственную красоту человеческой жизни; раскрыть и довести до их сознания величие духа русской женщины, вызвать уважение к ним, учить задумываться над общечеловеческими ценностями бытия.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.
Используемые учебники и учебные пособия:
Литература 7 класс- учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор-составитель: Коровина В.Я. – М., 2006.
Используемая методическая литература:
Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. Литература 7. Издательство «Экзамен». – М., 2003.
Используемое оборудование:
Компьютер ( Песня о любви из кинофильма «Гардемарины, вперед!», музыка В. Лебедева, слова Ю. Ряшенцева), проектор (кадры из кинофильма «Звезда пленительного счастья» В. Мотыля)
Репродукции картин (портреты женщин), портрет Н.А. Некрасова.
План урока
Организационный момент (3 мин.)
Актуализация знаний (10 мин.)
Анализ художественного произведения (20 мин.)
Выводы по уроку (3 мин.)
Информирование о домашнем задании (2 мин.)
Комментирование оценок (2 мин.)
Эпиграф : Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Н.А. Некрасов

Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и наше хорошее настроение нас не покинет.
Чтобы урок у нас был полезным, плодотворным, достиг цели, мы должны всегда помнить правила школьника.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и … (внимательным)
Работай не отставая,
Слушай …(не перебивая)
Говори всё чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно)
Если хочешь отвечать
Надо руку … (поднимать),
Если друг стал отвечать,
Не спеши …(перебивать),
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно …(руку).
Актуализация знаний.
Учитель: Сегодняшний урок мы посвятим творчеству Н.А. Некрасова. А именно познакомимся с очень интересным произведением поэта «Русские женщины». Прежде чем мы начнем изучение нового материала, проверим домашнюю работу. Вам нужно было изучить жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Для этого мы с вами выполним тестовые задания.(Слайды)
Анализ художественного произведения.
Учитель: Сегодня мы продолжаем урок по произведению Николая Алексеевича Некрасова (показ портрета) «Русские женщины». И отправляемся с вами в путешествие в прошлое нашей страны.
Идёт показ фрагментов фильма «Звезда пленительного счастья». Исполнение «Песни о любви» и отрывка стихотворения Т. Кузавлёво.
1-ый куплет- мелодия
Припев: молчание, стук сердца.
Отрывок из стихотворения: На Руси это издавна чтимо,
Что, наверное, в нашей крови,
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаньях, в скитаньях, в любви.
2-ой куплет:
Дороги любви у нас не легки,
Пр-в: Земля, где так много разлук,
Зато к нам добры белый мох и клевер
Сама повенчает нас вдруг.
Полны соловьи счастливой тоски
За то, что верны мы птицам весны
И вёсны щедры, возвратясь на север к нам.
Они и зимой нам слышны, любимый мой
Речитатив припева.
Учитель: От чего, ради чего отказывались дамы светского общества, отправляясь вслед за мужьями в Сибирь?
Ученик: От богатства, роскоши, ради любви и верности.
Учитель: О чём же пойдёт у нас речь на уроке? Что мы можем рассказать нашим гостям?
Ученик: Мы можем рассказать о русских женщинах-декабристках, которые последовали за своими мужьями и рассмотреть произведение Некрасова «Русские женщины», которое он посвятил их героическому подвигу.
Учитель: Дома, ребята, вы готовили сообщения, и сегодня на уроке у нас присутствуют: историки, географ, филолог. Прошу вас в ходе урока информировать нас по вашим вопросам.
На партах перед вами лежат листы с фразами, которые нужно дополнить. Ознакомьтесь с ними, в конце урока мы к ним вернемся.
Итак, ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Пленительные образы России». И эпиграфом нам станут строки Н.А. Некрасова. (Запись числа и темы на доске).
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.(Слайд)
Н.А. Некрасов
Учитель: Н.А. Некрасов в примечании к поэме «Русские женщины» указал, что не касается «политической стороны события», тогда что же воспевает автор произведения?
Ученик: Героический подвиг жён декабристов.
Учитель: Поразмышляем сегодня и мы, чем пленяют (восхищают) нас женщины, декабристки.
Учитель: Значение слова – «декабристки»?
Ученик: Жены осужденных на каторгу декабристов, добровольно последовавшие за мужьями в Сибирь. (Слайд)
Учитель: Верно. Сегодня вместе с княгиней – героиней поэмы, мы отправляемся в дорогу. Последний кадр, который мы с вами видели в эпизодах фильма «Звезда пленительного счастья» была дорога. Вспомним, что символизирует дорога в русской литературе.
Ученик: Размышления, думы о прошлом, воспоминания.
Учитель: Отправляясь в дорогу, мы возьмём с собой образок, который следовал вместе с героиней из отцовского дома.
Ученик: Значение слова – «иконка», «образок» - это живописное — реже рельефное — изображение богов и святых, являющееся предметом религиозного поклонения.
Учитель: Какую роль играет эта деталь в повествовании? Зачем люди обращаются к иконе Божьей Матери с молитвой?
Ученик: Просят помощи, заступничества.
Учитель: Прощание с родными – тяжёлое испытание, а тем более с родителями.
Ученик: Сообщение о князе Лавале и его жене.
Учитель: Кто она такая княгиня Трубецкая? Неужели ей стало плохо в родном доме, что она пускается в долгий и опасный путь?
Ученик: Сообщение о Е.И. Трубецкой.
Учитель: Таковы семейные устои и традиции, в которых наша героиня черпала силы. Что же заставило её бежать из родного дома, за кем она следует и почему?
Ученик: За своим мужем С. Трубецким.
Учитель: Вспомним, каким приёмом в композиции пользуется Некрасов, чтобы рассказать о прощании княгини с любимым отцом. Обратите внимание на время глаголов 1-ой части поэмы.
Ученик: Воспоминания о прошлом, так как глаголы употреблены в прошедшем времени.
Учитель: Почему нарушен автором ход событий?
Ученик: Уже произошёл разрыв человека с прошлым: с привычной жизнью, с родными. Выбор уже сделан, но воспоминания передают внутреннюю борьбу княгини Трубецкой на пути к окончательному решению.
Учитель: Итак, последний раз мелькнула перед княгиней хорошо знакомая панорама Петербурга: Нева, дворцы, соборы, особняки. Позади Зимний дворец, где Наташа Лаваль танцевала мазурку с наследником престола Николаем Павловичем. Княгине предстоит проехать всю Россию. Куда она спешит, в какую сторону?
Ученик: Сообщение о Сибири.
Учитель: Дома, ребята вы внимательно читали 2-ую часть поэмы. О чём эта часть?
Ученик: Встреча губернатора Иркутска с княгиней.
Учитель: В чём особенность этой части?
Ученик: Написана в форме пьесы.
Учитель: Какие художественные приёмы указывают на то, что эта встреча– самое последнее и тяжёлое испытание на пути Трубецкой к поставленной цели?
Ученик: Драма – пьеса с острым конфликтом, который обращён к сфере частной жизни человека, потенциально разрешим и затрагивает отношения человека со средой. (Слайд)
Диалог – разговор двух и более лиц. (Слайд)
Монолог – речь одного героя. (Слайд)
Нравственная победа- победа духом сильного человека (слайд).
Учитель: Какую цель имеет каждый из героев ?Ученик: Губернатор – задержать и вернуть княгиню Трубецкую;
Княгиня – быстрее встретиться с мужем.
Учитель: В связи с этим, какой будет интонация чтения второй части поэмы?
Ученик: Напряжённая, взволнованная, чёткая.
Учитель: От чего она зависит?
Ученик: От того, какую цель имеет каждый герой.
Учитель: Сегодня на уроке мы исследуем 2-ую часть поэмы Некрасова. И постараемся ответить на вопрос: в чём заключается подвиг жён декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь?
Этап исследования
Работа в группах: задание на карточках; записи ведут «секретари».
I группа: Проследить по тексту, какие доводы против продолжения пути излагает губернатор княгине.
- наращивание психологического давления с целью заставить вернуться Трубецкую домой.
Дорога наша так дурна,
Вам нужно отдохнуть…
-напоминание о том, какой властью «в здешней стороне» он обладает.
Покуда я не прикажу,
Его не подадут…
………………….
Княгиня ! здесь я – царь!
-наличие бумаги
С последней почтой прислана Бумага…
-предсказание будущего
Но хорошо ль известно вам,
Что ожидает вас?
-невозможность вернуться к прежней жизни, возможные угрызения совести мужа, ставшего виновником её горькой судьбы.
… с вами не знавать
Ему счастливых грёз…
-напоминание о славе и знатности рода.
Когда б не доблестная кровь
Текла в вас – я б молчал.
-обращение к женской гордости.
И что ж?... бежите вы за ним,
Как жалкая раба.
-угроза добираться до Нерчинска «этапом»
Вас по этапу поведут
С конвоем…
II группа: Проследите по тексту, как укрепляется мужество женщины, как крепнет в её душе порыв к свершению героического деяния.
-княгиня наивно полагает, что губернатор, как друг её отца, ускорит встречу с мужем
Так прикажите ж! Я прошу…
-княгиня выдерживает напоминание о горе отца.
Но долг другой…меня зовёт…
-она морально готова к жизни на каторге.
Ужасно будет , знаю я…
Живут же люди в том краю,
Привыкну я…
-княгиня бесстрашна
Пусть смерть мне суждена
Мне нечего жалеть!...-тверда и мужественна
Всем вашим пыткам не извлечь
Слезы из глаз моих!
-на разрыв с прежней жизнью решается осознанно, разделяя убеждения мужа.
Там места нет, там друга нет
Тому, кто раз прозрел!
-высота гражданских чувств княгини Трубецкой.
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя…
-готовность к героическому поступку:
Велите ж партию сбирать
Иду, мне всё равно…
Учитель: Как воспринимается финал этого поединка?
Ученик: Нравственная победа беззащитной женщины, характер её уже сложился мужественный и сильный.
Учитель: Не удалось иркутскому губернатору И.Б. Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину.
Учитель: Как вы думаете, можно ли назвать поездку жён декабристов в Сибирь подвигом?
Ученик: Да, это был настоящий подвиг для них, привыкших жить в неге и беззаботности. Когда же наступил час испытания, эти женщины оказались сильными и стойкими, потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу.
Учитель: Идейный смысл поэмы, созданной Н.А. Некрасовым – подвиг русских женщин во имя святого долга жены, несущей силу и поддержку своему мужу. Строки из письма Н.А. Некрасова Л.Н. Толстому «Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора»
Поэт продолжает трудный разговор об истории нашей Родины, о тяжёлых испытаниях, выпавших на долю народа. Он первый в печати прославил декабристов (произведение «Дедушка»), их самоотверженных жён (поэма «Русские женщины»).
Учитель: 1-ая часть поэмы названа «Княгиня Трубецкая». Встречаем ли мы далее эту фамилию? Почему?
Ученик: Не встречаем, так как автор подчёркивает обобщающий смысл созданных им образов.
Учитель: Среди отважных женщин, решившихся разделить судьбу опальных своих мужей, первой была Екатерина Ивановна Трубецкая. Её примеру последовала Мария Николаевна Волконская, а затем ещё десять жён декабристов. Давайте зачитаем имена и фамилии женщин, последовавших за своими мужьями в далекую неизвестную Сибирь.
Чтение учащимися имён и фамилий жён декабристов под мелодию.
IV. Выводы по уроку.
Учитель: Ребята, сможем мы теперь ответить на вопрос: чем пленяют нас (волнуют) образы жён декабристов, воспетые поэтом?
Ученик: Самоотверженность, преданность, исполнение супружеского долга, верность… Пленительные образы!
Учитель: Русская история, литература, театр, кинематограф уберегли от забвения память о прекрасной женщине – княгине Трубецкой. В Иркутске в доме Трубецких открыт музей, где бережно хранятся письма, вещи, рукоделия княгини. Чистый благородный образ декабристки создала актриса Ирина Купченко в замечательном фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», фрагменты которого мы видели в начале урока. Образ женщины, светлый и святой, воспевали во все времена не только поэты, но и живописцы.
Показ репродукций картин известных художников.
Обратите внимание, какая женщина бывает разная: задумчивая, трогательная в ожиданиях, легкая и воздушная, грациозная, божественная, мудрая.
Учитель: Перед вами фотографии ваших любимых мам. С помощью подбора эпитетов, сравнений, познакомьте нас с ними поближе.
Работа учащихся по фотографиям; рассказы.
Учитель: Спасибо! Как вы думаете, ребята, что нужно для счастья ваших любимых мам?
Ответы учащихся
Учитель: Секреты семейного счастья в разных семьях разные. Мне хотелось бы, чтобы вы, ребята, знали историю своей страны, чтобы любили и были любимы, были счастливы в своей семье. Поэтому я приготовила вам «Заповеди семейной жизни», придерживаясь которых, вы достигнете этого счастья.
Раздаются листы.
Учитель: Вспомните слова эпиграфа к уроку. Чему учит поэзия Н.А. Некрасова?
Ученик: Поэзия Н.А. Некрасова учит нас чувствовать красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого является умение понять другого человека, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием. В редкой поэтической отзывчивости на чужую радость и чужую боль Некрасов и по сию пору – исключительный и неповторимый поэт.
В завершении урока подведём итог. Дополните фразы, лежащие перед вами.
сегодня я узнал...
я понял, что…
я научился…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
Информирование о домашнем задании.
Учитель: Написать небольшой рассказ-рассуждение о героинях поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» с точки зрения их подвига.
VI. Комментирование оценок.