Конспекты 2 уроков по литературе в 7 классе (Н.А.Некрасов, поэма Русские женщины)


Конспекты уроков по литературе в 7 классе и рабочий материал к ним (Н.А.Некрасов, «поэма «Русские женщины)
Урок первый
Тема. Н.А.Некрасова «Русские женщины» (первый из двух уроков по календарному планированию). Знакомство с текстом и историей создания поэмы.
Задачи урока.
Предметные: познакомить учащихся с текстом поэмы «Русские женщины», способствовать полноценному восприятию произведения, в основе которого лежит трагическая и светлая страница русской истории (декабристское движение и подвиг жён сосланных на каторгу лучших офицеров – героев своего Отечества).
Метапредметные: развивать образное мышление через эмоциональное восприятие текста, помочь увидеть в подвиге Екатерины Трубецкой, а через её образ и у всех жён декабристов душевное благородство, душевную силу, духовную красоту, бескорыстие, мужество, героизм.
Личностные: воспитывать гражданственность, гордость за людей, которым присуще мужество, сила и величие духа, понимание героизма русских женщин, последовавших за своими мужьями в Сибирь.
Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, репродукции картин «Владимирка» (художник И.Левитан) и «Восстание на Сенатской площади» (художник К.Кольман), электронная презентация, текст поэмы, учебники.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Организация класса.
Объявление темы, постановка задач, мотивация учебной деятельности.
Слово учителя или сообщения заранее подготовленных учеников о восстании на Сенатской площади и подвиге сосланных в Сибирь офицеров.
«14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге должна была состояться присяга новому русскому императору Николаю I. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Это было открытое выступление дворян, находившихся на военной службе. Они выступали за ограничение самодержавия, введение конституции, за ликвидацию крепостного права. Пятеро из них были казнены. Восстание было жестоко подавлено. Стоявшие во главе мятежных частей офицеры и их товарищи позднее будут названы декабристами. Пятеро из них были казнены. Некоторых отправили на Кавказ в ссылку, некоторых – на поселение в северные районы России, 88 человек сослали на каторгу в Сибирь. Этих заключённых лишали всех дворянских прав и приравнивали к крестьянам. Им было запрещено возвращаться в столицу. Жёны и невесты сосланных декабристов начали обращаться к царю с просьбой, чтобы разрешили им отправиться к мужьям и женихам. Подвиг этих женщин произвёл впечатление на всё русское общество. Ведь до этого за мужьями в ссылку отправлялись только крестьянки. И вдруг дворянки!.. Эти женщины становились такими же бесправными, как и их мужья. Делалось всё возможное и невозможное, чтобы остановить их, желавших разделить и облегчить участь своих мужей: запреты, угрозы, законы о лишении всех прав. В России было запрещено любое упоминание о декабристах, а она, Россия, вся плакала о них: ведь почти каждый дворянский дом потерял или сына, или мужа, или брата, или племянника…
И только после того, как к власти пришёл новый царь ХХХХ, декабристы были помилованы, многие из оставшихся в живых стали возвращаться в родные места. Н.А.Некрасов в 1871-1872 году написал поэму, посвящённую этим славным и мужественным женщинам, выдержавшим вместе с мужьями-изгнанниками и сибирские морозы, и все тяготы, которые легли на их хрупкие женские плечи. Он очень эмоционально написал: «Пленительные образы! Едва ли в истории какой-нибудь страны вы что-нибудь прекраснее встречали. Их имена забыться не должны». И ещё не менее значимые строки, подтверждающие его восхищение подвигом этих женщин, которых в народе назовут декабристками: «Высок и свят их подвиг незабвенный! Как ангелы-хранители, они являлися опорой неизменной изгнанникам в страдальческие дни».
Образы княгинь в поэме Некрасова – это обобщенные образы, в которых он воплотил лучшие качества женщин. Он рассказал только о двух, которым было труднее всего, потому что они были первыми. Автор восхищался декабристками и их героическим поступком, но в их образах показал все лучшие черты, присущие русским женщинам. Целеустремленность, сила духа, стойкость к жизненным невзгодам – вот те качества, которые воспеты в поэме и которые вызывают уважение у читателей произведения любого времени, любой эпохи, любой страны. Поэма "Русские женщины" – это воплощение женских образов, которые достойны того, чтобы ими восхищаться и ставить в пример. Произведение доказывает, что образ русской женщины – это образ, который принадлежит не какому-то одному социальному слою. Настоящие женщины могут родиться как в крестьянской избе, так и в дворянском особняке.
Чтение первой части поэмы учителем («Княгиня Трубецкая», текст учебника).
(Всегда первый раз читаю сама, чтобы усилить эмоциональное восприятие текста и идеи поэмы). Предварительное задание: ознакомиться с вопросами на карточке, чтобы после чтения могли на них отвечать.
Осмысление прочитанного текста. 1. Беседа (вопросы на карточках перед учащимися для работы в парах прилагаются). 2. Краткий комментарий к картинам И.Левитана и К. Кольмана (прилагается).
Итоги урока. Рефлексия.
Домашнее задание:
всем: научиться читать выразительно первую часть поэмы, посвящённую княгине Е.Трубецкой;
мальчикам выучить наизусть отрывок в конце первой части поэмы (монолог губернатора, сдавшегося под натиском и стойкостью княгини);
девочкам выучить наизусть отрывок в начале поэмы (монолог княгини перед отъездом, обращение к отцу);
по желанию: используя Интернет-ресурсы,
а) посмотреть художественный фильм режиссёра Мотыля (1975 год) «Звезда пленительного счастья», который посвящён жёнам и невестам декабристов, отправившимся в Сибирь;
б) найти картины и описание к ним («Восстание декабристов на Сенатской площади» /художник К.Кольман / и «Владимирка» /художник И.Левитан);
в) найти и посмотреть портреты всех жён декабристов, поехавших в Сибирь;
г) прочитать вторую часть поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины», посвящённую княгине З.Волконской.
Приложение 1
Вопросы, предваряющие чтение поэмы.
Легко ли далось княгине прощание с семьёй?
Сожалеет ли она о принятом решении?
О каких трудностях сибирской жизни предупреждал её губернатор?
Зачем он это делал?
Удалось ли ему испугать женщину?
Почему губернатор всё-таки приказал запрягать лошадей?
Какие черты характера проявила Екатерина Трубецкая в разговоре с отцом и генералом.
Приложение 2
Репродукция с картины К.Кольмана «Восстание декабристов»и краткий комментарий к ней

Это единственное изображение восстания декабристов в 1825 году. Мы видим происходящее с позиций правительственных войск. Восставшие расположены вдали. Акварель изображает разгром восстания. Произведены первые выстрелы картечью: видно облако дыма вокруг пушки, а вдали на снегу лежат тела убитых и раненых. Испуганно шарахнулась толпа, стоящая у забора.
Приложение 3
Репродукция с картины И.Левитана «Владимирка» и краткий комментарий к ней

Левитан написал картину в 1892 году. Своим полотном художник увековечил память о каторжанах, которых до 1890 года по этой дороге отправляли на каторгу в Сибирь. Пейзаж мрачный: голая степь, дорога, идущая вдаль, перед которой расступается лес. Пасмурное небо тревожно нависло над этой степной дорогой. Унылый пейзаж оживляется церковью и фигурой женщины, которая стоит в немом ожидании очередного этапа в надежде увидеть кого-то из близких. Множество горьких судеб видела эта дорога, вызывающая чувство безысходности и тоски.
Урок второй
Тема. Поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины» (второй урок по календарному планированию). Мужество, сила и величие духа русских женщин.
Задачи урока.
Предметные: помочь отобрать материал для собственного устного высказывания к следующему уроку и для письменного высказывания во время контрольной работы (третий уровень – творческое задание).
Метапредметные: продолжать работу по развитию умения анализировать художественное произведение, выделять главное, видеть и отбирать ключевые слова в тексте для составления собственного высказывания; закреплять навык работы в паре.
Личностные: помочь осознать, что значат слова, которые произносятся при венчании молодых:  «…обещаю быть верной, почитать тебя как главу нашей семьи, заботиться и поддерживать тебя в болезни и здравии, в печали и радости, в бедности и богатстве, обещаю быть верной и преданной тебе до последнего шага моей земной жизни, а также понять роль женщины в судьбе мужчины, особенно в трудное для него время.
Оборудование: портрет Н.А.Некрасов, электронная презентация, текст поэмы, учебники.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
Организация класса (1 минута).
Проверка домашнего задания. Учащиеся выполняют письменно в тетрадях с последующей выборочной проверкой (10 минут).
Викторина (с использованием электронной презентации, цель проверки: знание текста, умение слушать учителя, читать учебник).
Игра «ДА-НЕТ» (вопросы на электронной презентации; цель проверки: знание текста, умение слушать учителя, читать учебник).
3. Чтение отрывков наизусть (мальчики: монолог генерала в конце 1 части; девочки – речь княгини в начале поэмы – 1,2, 3 главы
части).
Объявление темы (по требованиям ГОС, предлагается это сделать учащимся (3 минуты).Постановка учебных задач (также предлагается над этим подумать ученикам), мотивация учебной деятельности (3 минуты).
Озвучивание заданий и комментарий к ним. (3 минуты). Карточка прилагается.
Практическая работа в паре (10 минут).
Обсуждение выполненных заданий (10 минут).
Домашнее задание (2 минуты).
Подготовить устное высказывание на тему: «Мужество, сила и величие духа Екатерины Трубецкой – главной героини поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» (предупреждение: это будет письменным заданием 3 уровня на контрольной работе);
Повторить выученные наизусть отрывки из поэмы;
По желанию: составить свой синквейн на любую тему по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».
Итоги урока. Рефлексия (3 минуты).
Словесная оценка работы самими учащимися с точки зрения практической помощи для выполнения домашнего задания.
Знакомство с синквейном.
Приложение 1. Карточка для работы в паре
Запомнить лексическое значение слов МУЖЕСТВО, СИЛА ДУХА, ВЕЛИЧИЕ ДУХА, которые даёт словарь С.И.Ожегова, использовать их, отвечая на идущие следом вопросы.
Отвечая на следующие вопросы (3-9), используйте их и предлагаемые вам следующие ключевые слова для характеристики княгини Екатерины Трубецкой: бескорыстный гражданский подвиг, духовная красота, обаяние, образованная, очаровательная, обаятельная, хрупкая, молодая, верная жена; блестящая светская жизнь, балы, роскошь, трагическая участь; напористость, самоотверженность, решительность, героизм, бескорыстная любовь к мужу, чувство долга, сила духа, величие, непреклонная воля; ангел-хранитель, озарившая каторжную жизнь звезда; жгучие сибирские морозы, этап, неудобства, тяготы каторжной жизни, длинная и трудная дорога.
Легко ли далось княгине прощание с семьёй?
Сожалеет ли она о принятом решении?
О каких трудностях сибирской жизни предупреждал её губернатор?
Зачем он это делал?
Удалось ли ему испугать женщину?
Почему губернатор всё-таки приказал запрягать лошадей?
Какие черты характера проявила Екатерина Трубецкая в разговоре с отцом и генералом.
Приложение 2. Карточка с лексическим значением слов (по словарю С.И.Ожегова)
ДУХ – внутренняя моральная сила.
СИЛА – способность проявления какой-нибудь деятельности, отличающейся определённой степенью напряжённости, устремлённости.
ВЕЛИЧИЕ – наличие в ком-либо выдающихся свойств, внушаемых преклонение, уважение.
МУЖЕСТВО – храбрость, присутствие духа в опасности.
БЕСКОРЫСТИЕ – чуждый корыстных интересов.
ПОДВИГ – героический самоотверженный поступок.
САМООТВЕРЖЕННОСТЬ – пожертвование своими личными интересами ради других.
ГЕРОИЗМ – героический дух, образ действий, присущий герою.