Конспект урока литературного чтения в 3 классе по УМК Школа 2100 И.Дик Красные яблоки


Конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе «Школа 2100»
И. Дик «Красные яблоки»
Цель: знакомство с произведением И.Дика «Красные яблоки»; совершенствование навыка чтения, его правильности, беглости, сознательности и выразительности; развитие умения глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; обогащение читательского опыта детей; воспитание уважения к окружающим людям.
УУД:
Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Коммуникативные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли; развитие умения слушать и понимать речь других; выразительно чтение.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Оборудование: учебник, презентация с картинками.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Подготовительный этап.
У: сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним интересным произведением. Откройте учебник на странице 130. Прочитайте имя автора и название рассказа.
Д: И.Дик ‹‹Красные яблоки».
У: Как вы думаете о чем может идти речь в рассказе?
Д: О яблоках.
У: Давайте посмотрим на иллюстрацию на странице 133.Что изображено на ней?
Д: Женщина с сумками, два мальчика.
У: Кто это?
Д: Герои произведения.
У: О каком времени года пойдет речь в рассказе?
Д: О зиме.
У: Прочитайте первое предложение.
Д: Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха.
У: Что вы можете сказать о главных героях рассказа?
Д: Мальчики ,их зовут Валерка и Севка.
У: Скажите, где находятся мальчики? Чем они занимаются? В каком они настроении?
Д: Мальчики дома, смотрят в окно на прохожих. Им весело.
У: Прочитайте последнее предложение.
Д: Валерка бросился к ней и суетливо стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал!
У: Как вы думаете, кому помогал Валерка?
Д: Маме.
У: О ком еще пойдет речь в рассказе?
Д: О маме Валерки.
У: О чем мы можем предположить?
Д: Можно предположить, что речь в рассказе будет идти о мальчиках, Валерке и Севке, которые находились дома и наблюдали из окна на прохожих, пытавшихся устоять на льду. У: Уточнить свои предположения мы сможем после того, как прочитаем рассказ.
4. Первичное восприятие.
Учитель полностью читает рассказ при закрытых книгах у детей.
5. Проверка первичного восприятия.
Учитель задает вопросы, смотрит на эмоциональную реакцию детей на произведение и их понимание общего смысла произведения.
У: Понравился ли вам рассказ?
У: Кого из действующих лиц вам было жалко?
Д: Старушку, дяденьку, женщину, которая упала.
У: Как меняется настроение Валерки в конце рассказа?
Д: Он волнуется, ему становится страшно.
6.Упражнения, направленные на правильность и беглость чтения.
Чтение трудных слов на доске.
Начали балансироватьБрякнется (синоним "упадет”)Впились глазами (всмотрелись)
Упражнение на тренировку зрительного восприятия.
У: Прежде чем прочитать рассказ, выполним упражнения.
Учитель пишет на доске цепочки слов:
Валялись-валились
Мороза-морозца
Готовим артикуляционный аппарат:
Скользко-скользнул-поскользнулся
Ход-поход-подходившая
Чувство-чувствовал-почувствовал.
Дети читают цепочки слов.
Работа над правильностью чтения:
У: Читаем первый раз плавно по слогам, затем-целыми словами.
По-до-кон-ник→подоконникЗа-ка-ты-ва-лись→закатывалисьПро-ти-во-по-лож-на-я→противоположнаяЛа-ки-ро-ван-ный→лакированныйБа-лан-си-ро-вать→балансироватьЗло-по-луч-но-е→злополучное7. Вторичное восприятие.
Чтение с комментированием.
1– ая часть.
1–2 абзацы.
– Как вы думаете, какое "цирковое представление” происходило за окном?
– Чью точку зрения выражает рассказчик?
– С кем сравнивает рассказчик людей на льду?
3–5 абзацы.
– Что из увиденного особенно смешило ребят?
– Все ли смеялись над упавшими?
– Что можно сказать о Валерке и Севке?
6-ой абзац.
– Какую игру придумали мальчики?
– Вы бы стали ее участниками и почему?
7–8 абзацы.
– Почему мальчики впились глазами в маленькую старушку? О чем думал каждый мальчик? На чьей стороне симпатии автора? Какие слова это доказывают?
9-й абзац.
– Кто виноват в том, что на тротуаре появилось "хрустальное озерцо”? Кто должен был позаботиться о безопасности людей на дороге?
(Работники коммунальных служб, взрослые. Многие из тех, кто видел или помогал упавшему, могли оградить это место, посыпать песком. Это могли сделать и дети.)10–11 абзацы.
– Как вы поняли слова Валерки о мужчине с портфелем – "сейчас поцелуется”?
12–13 абзацы.
– Согласны ли вы с тем, что мальчики остроумно комментируют увиденное за окном?
– Понравились бы эти комментарии тем, кто оказался на льду?
– Отчего встрепенулся Валерка?
– Какие слова Севки говорят о бездушии и грубости по отношению к другу?
– Узнали мы какую роль сыграли красные яблоки в этой истории?
(Пока не узнали . Надо читать дальше.)
2-ая часть.
1–3-й абзацы.
– Что случилось с женщиной?
– Почему Валерке захотелось увидеть ее лицо?
4-ый абзац(диалог).
– О чем задумался Валерка?
– Понял ли состояние Валерки его друг?
– Почему закончилась игра?
Чтение текста до конца.
– Почему Валерке становится страшно?
– Прочитайте концовку. Почему Валерка бросился к маме и стал помогать ей?
– Так почему рассказ называется "Красные яблоки”?
(Это как свет, вспышка, мальчик увидел жестокость игры, которую они придумали.)
– Как бы вы поступили на месте мальчиков?
(Ответы детей.)
– Какой совет дает автор? (Чужую боль чувствуй , как свою.)
– Как вы думаете, после этого случая изменятся ли отношения к людям у Валерки и Севки?
– У кого изменилось отношение к игре и почему? Что можно сказать о Севке?
(Не понял переживаний друга, проявил бездушие, грубость, так и не понял своей неправоты.)
– Друзья или приятели мальчики?
(Приятельские отношения, они разные по духу, по поступкам.)
– Смогут ли по-прежнему дружить мальчики и почему?
(Ответы детей.)
8. Чтение произведения по ролям.
9. Домашнее задание.
– На одном из уроков мы говорили о счастье. Кому что нужно, чтобы быть счастливым. И вот вам надо написать сочинение – миниатюру, что нужно, чтобы счастливы были ваши родители?