Урок литературного чтения И.Дик Красные яблоки(2 класс)








Конспект урока
по чтению
для учащихся 2 класса

Тема: И. Дик «Красные яблоки»






Составитель:
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №7 г. Невинномысска
Лыскович А.Б










Тема: И. Дик. «Красные яблоки»
Составила: Лыскович А.Б.
Цель:
1. Создание условий для работы над понятиями «Равнодушие, глухота сердца» при работе с художественным текстом.
Продолжить работу по воспитанию качеств Человека.
Задачи урока:
- развивать умение работать над понятиями: «качества человека», «равнодушие»;
- воспитывать чувство сострадания, понимания и сочувствия у учащихся;
- учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
Тип урока: работа с художественным текстом.
Технология:
развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы:
чтение с остановками,
обращение к личному опыту учащихся,
прогнозирование по названию,
древо предсказаний,
кластер,
синквейн

Ход урока:
Оргмомент.
Стадия вызова.
Проверка домашнего задания: чтение наизусть стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»;
Актуализация знаний: о чем же это стихотворение? О любви. Любить – значит заботиться. Девочка маму любит, бережет ее сон, хочет, чтобы мама отдохнула.
Посмотрите, как много в сердце человека чувств. На уроках чтения мы говорили уже о многих человеческих чувствах. Над чем будем думать сегодня? (Приложение №1)
Как вы думаете, о чём может быть это произведение? (Фиксирую на доске ответы учащихся: о яблоках, о тете, которая рассыпала яблоки, а дядя помог ей собрать.)
Ну, что ж, сейчас мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, правильны ли были наши предположения, и почему автор дал такое название рассказу.

Стадия осмысления
Читают текст, используя приём технологии КМЧЧП, - «чтение с остановками».
Фрагмент 1.
Вопросы:
Что вызвало у мальчиков такое веселье? Как выглядела улица?
Как вели себя люди на улице? Для кого это было «Цирковое представление»? Люди на улице падали, им было больно, а мальчикам было смешно. Почему? (Мальчики за них не беспокоились, потому что это были чужие люди.) Не беспокоились, не волновались – что это значит? (Им было все равно.) Как называют людей, которым все равно? Равнодушными. Что значит равнодушные? Значит, что у них «ровная душа», ничего ее не волнует.
Какое чувство вызывает у вас описание поведения мальчиков?

Задание: заполняем сектор кластера – настроение (Приложение№2)

Читают фрагмент №2
Вопросы: какую новую забаву придумал Валера? На кого спорили?
- Что нового узнаём о героях?
Задание: Дополните фрагмент кластера
У мальчиков – на что спорили,
У людей на улице – на кого спорили
Читают фрагмент №3
Вопросы:
- Как вы считаете, почему Валера вдруг «встрепенулся»? Расскажите о его чувствах в этот момент.
Что случилось с его ровной душой? Почему она не оставалась больше ровной?
Прогноз развития событий:
Как вы думаете, что случилось дальше?

1. Валера побежал на улицу, это была его мама
2. Это была не его мама

Читают фрагмент №4
Вопросы: Почему Валере вдруг захотелось увидеть лицо женщины, которая упала? Ведь раньше такая мысль не приходила ему в голову.
Почему такая мысль не пришла в голову Севе? Как изменилось настроение героев? Почему мальчики поссорились?
О чем говорят слова автора: « Валерка бросился к ней и стал суетливо помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал!» (он радовался, что с мамой не случилось беда, чувствовал вину)

Стадия рефлексии:
Вопросы:
Почему автор дал такое название рассказу? Где в рассказе появились красные яблоки? Можно ли по названию определить, о чем будет произведение? О чем же тогда этот рассказ? (И толстый дядька, и хитрая старушенция, и вон та, в красной шапочке, и во-он та девчонка – все они кому-то родные и близкие и нельзя быть равнодушным к окружающим)
- Сделайте вывод: о чем мы сегодня говорили, что пытались понять? Давайте вместе попробуем составить синквейн.


Синквейн
Равнодушие.
Смешные, чужие
Падали, поднимались, помогали.
А вдруг там моя мама?
Страх.


Домашнее задание: Продолжи запись: Я понял, что равнодушие это









































Приложение №1



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






















Приложение №2






13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Бросился,
суетливо стал помогать

?

Стало страшно

Очень смешно,
весело

Пари – упадет или нет

встрепенулся

разъярился

Захотелось увидеть ее лицо

Равнодушие?



Забота,
любовь

щедрость


Как тяжело,
когда обидел ты




Обида (когда обидят тебя)


жадность

храбрость

жалость

лень

Человек чувствует

Больно,
плохо,
грустно,
страшно,
помогают упавшим

Хитрая старушенция,
толстый дядька,
вон та, в красной шапочке,
во-он та девчонка

Упала и больше не встала, вызвали «Скорую помощь»