Урок литературного чтения в 3 классе И.Дик Красные яблоки


Приложение1 И. Дик Красные яблоки.
1. Речевая разминка. Какое название ,по твоему мнению, подошло бы к этому четверостишию?
_______________________________
Яблоко спелое, красное, сладкое
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,
Яблоко я пополам разломаю,
Яблоко с другом своим разделю.
2. Запиши, как менялось настроение у Валерки и Севки в течении всего рассказа?
Валерка Севки
________________ _________________
________________ _________________
________________ _________________
________________ _________________
________________ _________________
3. Как ты считаешь, о чём хотел сказать автор читателям?
Нужно уметь дружить.
Не во все игры можно играть.
Нужно быть чутким и отзывчивым ко всем людям.
4.О чём заставил вас задуматься этот рассказ?
_________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Тема урока: И. Дик «Красные яблоки»
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с произведением И. Дика « Красные яблоки»;
Учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное;
Развивать познавательные, исследовательские навыки;
Совершенствовать навык чтения, его правильность, беглость;
Сознательность и выразительность;
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент
- Здравствуйте ребята!
Доска:
__________________________________
Яблоко спелое, красное, сладкое
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,
Яблоко я пополам разломаю,
Яблоко с другом своим разделю.
- Молодцы, хорошо прочитали.
- Давайте дадим название этому четверостишию. Только вспомним сначала, что мы должны выразить в названии? (главную мысль, о чём это стихотворение)
- Ваши предложения.(Яблоко, красное яблоко, спелое яблоко, сладкое яблоко).
А я ведь не зря предложила прочитать вам именно это стихотворение ,потому что сегодня мы будем читать с вами рассказ. И. Дика « Красные яблоки».
2. Работа с текстом до чтения
- В какое время года происходят события? Почему вы так решили?
- Что вы видите на переднем плане? На заднем?
-А как вы думаете ,эти мальчики кем являются друг другу?
- А какое настроение у ребят? Почему вы так решили?
- А теперь соотнесите название текста иллюстрацию и предложите , о ком или о чем может быть этот рассказ?
Вот сколько у вас разных ГИПОТЕЗ. А что же нам сделать чтобы узнать ИСТИНУ ? ( ПРОЧИТАТЬ!!!)
3.Работа с текстом во время чтения.
Чтение 1 части (читают дети по ходу комментируют и отвечают на вопросы):
- Какое «цирковое представлении» происходило за окном?
- С кем автор сравнивает людей на льду?
- Что из увиденного особенно смешило ребят?
- Что уже можно сказать о ребятах?
- Какую игру придумали ребята?
- Вы бы стали ее участником? Почему?
- Почему мальчики «впились» глазами в маленькую старушку? О чем думал каждый?
- Как вы поняли слова Валерки о мужчине с портфелем - « сейчас поцелуется»?
- От чего встрепенулся Валерка?
- Какие слова Севки говорят о бездушии и грубости по отношению к другу?
Вопросы после чтения первой части.
-Ребята, мы прочитали 1 часть , наши предложения подтвердились?
- А можем определить жанр произведения?
- Увидели связь между названием и содержанием?
Чтение 2 части учителем.
(первые четыре абзаца читает учитель, комментируя по ходу чтения, чтобы включить воображение . На самом интересном месте останавливается и далее дети самостоятельно заканчивают чтение)
- Что случилось с женщиной?
- Почему Валерке захотелось увидеть ее лицо?
- О чем задумался Валерка?
- Понял ли состояние Валерки его друг? Из каких слов это видно?
- Почему Валерке становится страшно?
-О чем он пожалел во время отсутствия мамы?
- Почему он бросился снимать пальто, чего раньше никогда не делал?
4. Работа с текстом после чтения.
-Оправдались ли ваши предположения? Кто был ближе всех к истине?
- Подумайте, почему у игры, которую затеяли мальчики, был такой печальный конец? О чем забыли ребята? Чего не учли?
Вывод: Я рада, что ваши души рассказ взволновал, удивил , возмутил, значит вы грамотные, думающие читатели.
Отслеживание смены настроения главного героя Валерки на протяжении всего рассказа.
- Наша цель проследить, как меняется настроение Валерки на протяжении всего рассказа.
-Какое настроение было у мальчишек в начале рассказа? (веселое)
Выборочное чтение. Какими словами автор характеризует их настроение. Найдите в тексте цитату ( закатывались от смеха).
- Над чем они « закатывались от смеха» . Подтвердите словами из текста.
- Почему автор взял именно это выражение? ( чтобы показать насколько им было весело).
- Веселое настроение мальчишек ничто не омрачает, а наоборот оно получает свое развитие.
- Каким образом?
- Какую игру придумали Валерка и Севка?
Выборочное чтение.
- Найдите в тексте и прочитаем их диалог по ролям.
Установка: ребятам весело, передайте голосом, интонацией их настроение.
- Как эта ситуация характеризует Севку и Валерку?
Найдите продолжение диалога.
Установка: обратите внимание на восклицательные и вопросительные предложения.
- Как вы думаете, почему изменилось настроение Валерки после сообщения Севки, что женщина, которая упала на льду, очень похожа на Валеркину маму?
- Каким стало его настроение? ( беспокойное).
Найдите цитату, подтверждающую смену его настроения ( « Моя мама?!», « Был уверен, но не совсем»).
- Почему Валерке захотелось увидеть скорее лицо этой женщины? ( Она была похожа на его мать).
- Почему Валерка прекратил эту глупую игру?
- С какой интонацией и с каким настроением он прекратил эту игру?
( сердито)
Выборочное чтение.
- Докажите это строчками из текста
- Как Севка еще называет настроение Валерки? ( Разъяренное)
Выборочное чтение.
- Докажите это строчками из текста.
-Почему Валерка ощутил чувства страха?
- За что он себя ругает?
- Какое в этот момент у него настроение? ( тревожное). ( Он волнуется от этого настроение у него тревожное).
- Чем же сменяется страх ? ( радостью).
- Почему?
- Почему Валерка стал помогать маме снять пальто ,что раньше никогда не делал? ( Понял, как дорога мама и как глупа и жестока была их игра).
Работа с тетрадями по составления словаря настроения.(приложение1)
- Скажите , а заставил ли вас переживать автор вместе с Валеркой?
- Какой эпизод взволновал вас так, что ваше сердечко застучало, защемило и стало меняться настроение?
Выявление разницы между понятием «друг «и «приятель».
- Как вы думаете, затронула данная ситуация сердце Севки? Почему?
- Смогут ли по-прежнему дружить мальчики?
- Как, по-вашему, друзьями или приятелями были Севка и Валерка?
- В чем разница « друг» и « приятель» ( высказывание детей).
Работа в тетрадях.
Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой, близкими отношениями, основанными на взаимность доверии , привязанности, общности интересов.
Приятель – близкий, знакомый.
Вывод:
Между друзьями близкие отношения, основанные на взаимном доверии, друг всегда придет на помощь и разделит твою беду и горе.
Севку и Валерку связывают лишь приятельские отношения, они разные по духу, по отношению к людям. Эта разница проявилась в поступках.
5. Выявление идеи рассказа.
Мы должны понять идею рассказа и подумать, как идея отразилась в названии.
1. Прежде всего, скажите, совпало ли наше прогнозирование рассказа по заголовку и иллюстрации? ( частично).
2. Давайте порассуждаем ,почему рассказ назван « Красные яблоки»?
Вывод:
Красные яблоки на белом снегу – это вспышка, сигнал опасности, который предостерег, дал понять Валерке, как жестока была их игра. В своем рассказе И.Дик показал иногда одно переживание, глубоко затронувшее душу ребенка, может повлиять на его поведение, изменив его к лучшему!
6. Подведение итогов.
- О чем вы задумались, прочитав этот рассказ?
( Как порой в игре мы бываем, жестоки по отношению к другим людям, но если поставить себя на это место или своих родных, то понимаешь нелепость своего поведения).
- Какое открытие вам удалось сделать, может быть в самом деле?
7. Домашнее задание.
Самоанализ урока.
Данный урок является уроком из нового материала в разделе « Мы с мамой и папой» 2 части книги для чтения в 3 классе « В одном счастливом детстве» по программе образовательной системы «Школа 2100»
С ранее прочитанными произведениями он связан по тематике произведений о детях и отношениях в семье.
Работа на уроке велась с использованием технологии продуктивного чтения на этапах работы с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.
На уроке велась работа над анализом текста и формированием понятий: тема, главная мысль,
название, настроение.
Вся работа строилась на эмоциональном переживании прочитанного, использовались различные виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение и письмо.
На уроке показаны элементы проблемного диалога на этапе работы с текстом до чтения и технология работы с текстом.
На уроке развивался интерес к чтению, дети работали активно и с интересом.