Разработка открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Сочинение-описание по картине П. П. Кончаловского “Сирень в корзине”»


Разработка открытого урокапо русскому языку
в 5 классе на тему:
«Сочинение-описание по картине
П. П. Кончаловского
“Сирень в корзине”»2016 г.
ГБОУ РО Цимлянская школа-интернат
Подготовила и провела: Ничкова Л. В.
учитель
Согласовано: Бочарова Л. В.
завуч по УВР
Урок русского языка (№ 116-117) в 5 классе:
«Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»»
Дата проведения: 2. 02. 2016 г.
План подготовки и проведения урока
(русский язык, развитие речи, сочинение по произведению живописи):
непосредственные наблюдения за окружающим миром;
словарная, терминологическая работа на уроках русского языка, развития речи, изобразительного искусства по теме картины;
сведения о художнике и истории создания картины;
беседа по картине;
словарно-стилистическая работа по теме урока;
составление плана сочинения;
составление устного высказывания по картине;
написание первого варианта сочинения (редактирование);
написание окончательного варианта сочинения;
анализ творческих работ школьников.
Цели урока:
расширить представления воспитанников об особенностях художественного описания и подготовить воспитанников к описанию картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»;
научить детей описывать изображённый «поэтический» предмет.
Задачи урока:
закрепить понятие «описание картины», «описание предмета», «натюрморт», полученное на уроках изобразительного искусства;
развивать речь воспитанников;
введение новых слов в активный словарь воспитанников;
активизация умений излагать свои мысли чётко и лаконично;
воспитание внимания к слову через конструирование предложений;
формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения;
путем речевой подготовки предупреждать недочеты, грамматические ошибки в сочинениях воспитанников;
воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи;
развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.
Формы работы:
коллективная;
групповая;
в парах;
индивидуальная.
Методы:
по источнику знаний: - словесные (объяснение, эврестическая беседа),
- наглядные (демонстрация презентации);
по характеру познавательной деятельности: - объяснительно - иллюстративный;
по принципу распределения знаний: - изучение нового материала через интеграцию;
по характеру движения мысли: - дедуктивный (от общего к частному);
мотивации: - эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов),
-познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт),
-социальные (работа в парах, группах, коллективная).
Тип урока:
развитие речи;
описание «поэтических предметов»;
интегрированный урок.
Вид урока:
обучающий.
Оборудование:
портрет П. П. Кончаловского;
репродукция натюрморта П. П. Кончаловского «Сирень»;
репродукции других натюрмортов художника;
Михаил Врубель «Сирень», Мане Эдуард - натюрморт «Сирень и розы», Левитан, Панов, Иванова «Сирень обыкновенная».
фотографии разных видов сирени; компьютер;
презентация Ро\\егРот1
музыка П. И. Чайковского «Фея сирени» из балета «Спящая красавица»;
музыка С.В. Рахманинова «Сирень»;
запись стихотворения Вс. Рождественского «Сирень» в музыкальном сопровождении.
Структура урока:
Организационный момент.
Постановка целей урока.
Актуализация знаний.
Словарно-орфографическая работа.
Создание мотивации к учебной деятельности через беседу о сирени.
Сообщение о художнике.
Предъявление картины.
Интеграция знаний об определённом объекте изучения (в данном случае - сирени), получаемого средствами живописи, музыки, литературы на одном уроке - уроке русского языка.
Беседа по глобальному восприятию.
Детальный анализ и сбор языкового материала.
Работа по карточкам.
Выражение основной мысли сочинения.
Коллективное составление плана сочинения.
Рефлексия.
Подведение итогов.
Предварительная словарно-стилистическая работа:
запись слов и словосочетаний на тему «Сирень»;
подбор прилагательных, обозначающих цвет, форму, величину, запах сирени.
Индивидуальное задание: узнать лексическое значение и этимологию слова натюрморт.
Литература:
1.Зельманова Л.М., Колокольцев Е. И. Развитие речи. Репродукции картин 5-7 классы. Учебно-наглядное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М. «Дрофа» 1997г.
2.Дубинина Е.В. Пейзажная зарисовка. Подготовка к соч-описанию. РЛШ №1, 2001г.
Интренетресурсы:
1.www.аrtроisк.infо
2.sрокusа.соm.uа
3.еlа.тоbi
4.www.агtсусlореdiа.гu
5.sumiге-violettе.livеjournаl.соm
6.www.ргоzа.гu

Ход урока
I
СЛАЙД 1 – вопрос, загадка, отгадка
- (Учитель) Отгадав мою загадку, вы поймёте сами и расскажете нашим гостям, чему будет посвящён наш урок и что изображено под знаком «?».
Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень -
И в ней окажется ... (сирень)
СЛАЙД 2 – куст сирени, портрет Кончаловского
- (Учитель) Действительно, сегодня на уроке мы будем говорить о сирени.
Сколько свежести в ветви тяжелой.
Как стараются важные пчелы,
Допотопная блещет краса!
Но вглядись в эти вспышки и блестки:
Здесь уже побывал Кончаловский,
Трогал кисти и щурил глаза. Кушнер А. С.
СЛАЙД 2 – куст сирени, портрет Кончаловского
- (Учитель) Перед вами портрет П. П. Кончаловского.
Фамилия Кончаловского не случайно прозвучала в стихотворении Кушнера. Сегодня мы проведём подготовительную работу к сочинению-описанию по его картине «Сирень в корзине».
СЛАЙД 3 – репродукция картины, название темы «Описание поэтических предметов. Художественное описание картины П. П. Кончаловского "Сирень в корзине”» «В букете всё живёт, цветёт и радуется».
- (Учитель) Запишите тему урока. (НА ЛИСТАХ)
Сам художник о своей картине сказал так: «В букете всё живёт, цветёт и радуется».
Давайте слова художника включим в название темы нашего урока. Допишите...
СЛАЙД 4 – фотографии, слова
- (Учитель) Все считают, что родина сирени - Персия. Потому и прозвали ее персидской сиренью. И не правы! Родина одного вида сирени Китай и Япония, другого - Югославия и Румыния, а третьего - Гималаи. Вот чудеса, вот загадка! В Европу она попала лишь в 16 веке. В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. (Дети объясняют значения слов помещичья усадьба Землевладелец, относящийся к привилегированному сословию, имеющий отдельный дом с примыкающими к нему строениями, угодьями) Сирень выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. (Дети объясняют значение слова особняк Дом богатого собственника, занимаемый одной семьей) Когда наступала весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был неотъемлемый элемент жизни русских имений. (Дети объясняют значение слова имение Земельное владение с помещичьим хозяйством)
- (Учитель) Существует много красивых легенд о происхождении сирени.
С одной из них нас познакомит...
СЛАЙД 5 – Рис, сирень
- (Воспитанник) Скандинавская легенда рассказывает, что цветы сирени пришли к нам тогда, когда Весна согнала с лугов снег и высоко подняла Солнце. Солнце в сопровождении Радуги пошло над землёй.
Весна стала брать лучи солнца, смешивать с цветами Радуги, и, передвигаясь с юга на север, бросать на землю. И гам, куда падали лучи, распускались жёлтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы.
Когда же весна достигла Севера, у неё остались только лиловые и белые цвета. А внизу лежали Скандинавские страны. Тогда Весна перемешала солнечный луч и лиловый цвет радуги и бросила их на маленькие кустарники, которые покрылись сиреневыми цветами.
Затем у Весны остался один белый цвет. Не пожалела его Весна и щедро рассыпала его на землю, а из него получилась белая сирень.
СЛАЙД 5 – лиловый
- (Учитель) Достигнув Севера, у весны остались только белые и лиловые цвета. Белый цвет нам известен хорошо, а лексическое значение слова лиловый я вас просила найти самостоятельно в толковом словаре. (Дети объясняют значение слова) (Дети объясняют значение слова лиловый Цвета фиалки или тёмных соцветий сирени)
- (Воспитанник)
Вставал обыкновенный вешний день,
Парил туман, заря траву косила.
И вспыхнула лиловая сирень
Она раскрылась робко, не спеша.
Застенчиво и неохотно вроде,
И вдруг пошла, пошла, пошла
Смеяться и бурлить, как в половодье. М. Бекетова
- (Учитель) Вот ещё одна красивая легенда. Её расскажет...
СЛАЙД 6 - Пап и Сиринга
- (Воспитанник) Если верить древнегреческой легенде, то молодой Пан - бог лесов и полей, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву - сирень.
СЛАЙД 6 – Сиринга, нимфа
- (Учитель) Назовите ещё раз имя, которое дало название дереву? (Ответ детей Сиринга)
С чем ассоциируется имя? (Ответ детей Сирень, сиреневый цвет)
Кем была Сиринга? (Ответы детей Нимфа)
Кто такие нимфы? (Дети объясняют значение слова нимфа Божество в виде женщины, олицетворяющее различные силы природы)
СЛАЙД 7 – репродукции картин
- (Учитель) Многие русские художники любили изображать сирень. Перед вами репродукции картин известных всему миру художников.
СЛАЙД 7 – фамилии
- (Учитель) Прочитайте их фамилии…
- (Воспитанник)
Почему живописцы сирени верны?
Потому, что оттенков на каждого хватит.
Если молоды вы, если вы влюблены –
Вам сирень теплотой розоватою платит.
Если вы аскетичны, суровы чуть-чуть,
Синь холодная веток вас к жизни пробудит.
Если чувства кипят, и волнуется грудь.
Хлопья белой сирени румянец остудят. С.Красиков
СЛАЙД 8 - портрет Кончаловского
- (Учитель) Одним из таких художников, любивших изображать сирень, является П. П. Кончаловский. (1876-1956), российский живописец, народный художник России (1946), действительный член АХ СССР (1947).
Более тысячи произведений написал за свою жизнь П. П. Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт.
СЛАЙД 9 – портрет Кончаловского Мастер натюрморта, репродукции картин
- (Учитель) Вы любите цветы? Живые, только что срезанные, благоухающие прекрасным ароматом? Наверное, редкий человек не любит цветы.
П. П. Кончаловский - художник, любивший изображать на своих полотнах цветы, создавший большое количество натюрмортов с изображением цветов. «Розы, пионы, маки, огромное множество полевых цветов - всё это как прекрасный и дивный дар жизни принёс... человеку Кончаловский», - писал Вс. Иванов.
СЛАЙД 9 - натюрморт
- (Учитель) Создавший большое количество натюрмортов.
Объясните значение слова «натюрморт» (Дети объясняют значение слова натюрморт 1. Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари. 2. Жанр живописи. (Из толкового словаря рус яз С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой))
Художник восхищается щедрой и богатой природой, с любовью относится к ней и свои чувства передаёт нам, зрителям. Невозможно оторвать взгляд от этого великолепия, вызывающего у нас хорошее настроение, напоминающего нам о весне, солнышке, тепле, о красоте природы.
Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свой естественный аромат. П. П. Кончаловский говорил:
СЛАЙД 9 – портрет, репродукции картин Кончаловского
- (Воспитанник) "Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников, в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными... Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца"...
СЛАЙД 10 – репродукции картин, Певец сирени
- (Учитель) Кончаловский был замечательным садовником, великолепно знал и любил цветы, особенно сирень.
СЛАЙД 10 – репродукции картин
- (Учитель) Ей знаменитый русский художник, мастер натюрморта, посвятил множество своих работ, например: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень в кошёлке на полу», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне» и др. Посмотрите на эти работы художника.
- (Учитель) Оказывается, об одном и том же, например, цветах сирени, можно рассказывать по-разному: художник передает свежесть и великолепие цветов красками, писатели и поэты используют для этого выразительные средства языка. А композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой и ароматом сиреневого сада звуками.
СЛАЙД 11 — сиреневый сад, портрет Чайковского
- (Учитель) Так же, как и у Кончаловского, сирень была любимым цветком П. И. Чайковского. «Фея сирени» - так называется пьеса из балета «Спящая красавица», которую мы с вами сейчас услышим.
Пьеса «Фея сирени» словно пронизана лучами майского солнца. Мы услышим в ней шелест проснувшихся ветвей, «увидим», как склоняют головы душистые тяжелые гроздья, еще мокрые от ночной росы. Мы почувствуем свежесть и прохладу солнечного утра, вместе с композитором не сможем надышаться медвяным запахом сада.
СЛАЙД 11 - медвяный
- (Учитель) Как вы понимаете значение слова медвяным? (Дети объясняют значение слова медвяный Имеющий вкус или запах мёда)
Музыка напоена утренним покоем, радостным ожиданием чудесного.
СЛАЙД 11 — АУДИОЗАПИСЬ — Чайковский балет «Спящая красавица» пьеса «Фея сирени»
- (Учитель) Давайте вместе с художником и композитором «войдем» в просыпающийся сиреневый сад и вернемся оттуда с прекрасным букетом, возможно, таким, какой изобразил на своей картине П. П. Кончаловский.
СЛАЙД 11 - очаровательный
- (Учитель) Пьеса великого русского композитора П. И. Чайковского «Фея Сирени» помогла нам оживить картину.
Какие чувства вызвала у вас эта картина? (Ответы детей Радостные чувства, потому что мы видим красоту этого очаровательного букета)
Как вы понимаете значение слова очаровательный? (Дети объясняют значение слова очаровательный Способный очаровывать, прекрасный, восхитительный)
Какие чувства передает музыка? (Ответы детей Композитор звуками передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой и ароматом сиреневого сада. Кажется, что воздух наполнен ароматом только что срезанной сирени, она свежа, пышна.)
СЛАЙД 12 — АУДИОЗАПИСЬ — Рахманинов романс «Сирень», белая сирень, портрет Рахманинова
- (Учитель) А вот так свою нежную любовь к этим цветам передал в музыкальном образе сирени композитор Сергей Рахманинов. Послушайте фрагмент романса «Сирень».
- (Учитель) Сирень была для него «царицей души». Никогда он не расставался с маленькой веточкой белой сирени, находясь за границей.
Созвучно ли настроение музыки и картины? (Ответы детей Музыка открывает людям глаза на красоту природы)
Какие свои чувства передаёт нам в музыкальном произведении композитор Рахманинов? (Ответы детей Восхищение, любовь к сирени. Слушаешь музыку и словно ощущаешь аромат сирени, легкий шелест ветвей.)
СЛАЙД 13 — Гатчинский парк, портрет Куприна
- (Учитель) Красота никого не может оставить равнодушными. О сирени писали и многие писатели.
Послушайте, как писатель А. И. Куприн передает свои чувства при виде сирени в рассказе «В зеленом домике отца».
- (Воспитанник) «Цветы сирени... фиолетовые, белые, розовые. Весело в старом Гатчинском парке...
Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои грозди цветы.
...Благоухает сирень, обещает весну, и так сладко, сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве».
СЛАЙД 13 — благоухает
- (Учитель) С чем сравнивает Куприн соцветия сирени? (Ответы детей С гроздями)
Каким словом автор передаёт запах сирени? Объясните значение этого слова. (Дети объясняют значение слова благоухает Приятно пахнуть, издавать аромат)
ВИДЕОРОЛИК - Вс Рождественский «Сирень»
- (Учитель) Прекрасная, душистая сирень воспета многими поэтами. Вот так описывает сирень Вс. Рождественский.
СЛАЙД 14 - сиреневый сад, портрет Маршака
- (Учитель) Послушайте ещё одно стихотворение о сирени, автором которого является С. Я Маршак.
В густые и влажные кисти.
- (Воспитанник)И мы вспоминаем, с какой простотой,
Как празднично сад расцветила сиреньС какою надеждой и страстью
Лилового, белого цвета.Искали меж звездочек в грозди густой
Сегодня особый - сиреневый день,Пятилепестковое "счастье".
Начало цветущего лета.С тех пор столько раз перед нами цвели
За несколько дней разоделись кусты.Кусты этой щедрой сирени.
Недавно раскрывшие листья,И если мы счастья еще не нашли,
В большие и пышные гроздья-цветы,То, может быть, только от лени.
- (Учитель) Каково же отношение к сирени разных авторов? Что общего? (Ответы детей Восхищение, любование).
Действительно, так о сирени могут писать люди, по-настоящему любящие и понимающие природу.
СЛАЙД 15 — портрет, репродукция картины Кончаловского
- (Учитель) Па данном этапе, какой можно сделать вывод? (Ответы детей Художники, поэты и прозаики и композиторы изображают один о тот же предмет - сирень. Каждый из них использует различные художественные средства: художник - краски, рисунок, поэт - слово, а композитор - музыку. Сирень художника мы видим, а сирень поэта и композитора - слышим и представляем кисти сирени и её благоухание.)
II
СЛАЙД 15 – портрет, репродукция картины Кончаловского
- (Учитель) Повторюсь, сказав, что такое прекрасное произведение живописи мог создать только внимательный, любящий родную природу человек, восхищённый её щедростью и красотой. Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
СЛАЙД 15 — слова с орфограммами и выделенными морфемами
- (Учитель) У вас на листочках написаны слова с непроверяемыми гласными, найдите и подчеркните эти орфограммы, укажите морфему, в которой находится орфограмма.
Сиреневый аромат, белоснежная сирень, бело-розовая, тёмно-красная, фиолетовые и лиловые оттенки, крупные гроздья, удивительный запах, разноцветное облако, листья с тоненькими прожилками, влажная, чудесная, очаровательная, роскошный букет.
Проверьте выполненное задание (открывается на слайде)
СЛАЙД 16 — синонимы, антонимы, эпитеты
- (Учитель) В процессе написания сочинения-описания вы будете использовать в письменной речи слова-синонимы - это... (Ответы детей Слова, принадлежащие к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение, например: «друг» - «товарищ»), слова-антонимы - это... (Ответы детей Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь»), и конечно, не обойтись в такой работе без эпитетов - эго... (Ответы детей Слово или целое выражение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения)
БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ
СЛАЙД 17 – репродукция, картинка
- (Учитель) Рассмотрите картину ещё раз внимательно, обратите внимание на обилие цветов, изображённых художником.
СЛАЙД 17 – картинка
- (Учитель) Ваше первое впечатление от картины? (Ответы детей Пахнуло весной. Напомнило о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой, когда за окном холодно, в классе становится уютнее и теплее)
- (Учитель) Сумел ли Кончаловский показать, что сирень свежая, как будто её только что срезали? (Ответы детей На картине изображена свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и принесли из сада. Букет сирени влажный от утренней росы или дождя)
СЛОВАРНО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
СЛАЙД 18 СЛАЙД 19 СЛАЙД 20
- Какого цвета, каких оттенков соцветия сирени? (Ответы детей На картине сирень разных цветов и оттенков: в левой части букета тёмно-красная, розовая с сиреневым оттенком, бледно-розовая, лиловая: справа тёмно-красная, бледно-сиреневая, белая; в центре букета тёмно-красная, под ней небольшие ветки белой, белоснежной и розоватой, сирени; вверху темно-красные грозди, между ними виднеются голубоватые, лиловые, с серебристым оттенком, фиолетовые цветки)
- Какой формы соцветия? (Ответы детей В форме кисти)
А с чем можно сравнить кисти сирени? (Ответы детей С гроздьями винограда)
- Опишите листочки сирени. Какой они формы и цвета? (Ответы детей Сердцевидной формы, зелёные, с тоненькими прожилками, насыщенный тёмно-зелёный)
- Какие прилагательные уместно использовать, чтобы описать величину веток и цветков сирени? (Ответы детей Ветки, напоминающие гроздья спелого винограда, свисают от тяжести почти до самого стола, крупные, мощные, пышные, тяжёлые, богатые, роскошные, нарядные, свежие, ещё влажные от утренней росы, а цветочки сирени маленькие, хрупкие, крошечные, милые, похожи на звёздочки - их очень много)
- Что можно сказать об освещении, все ли листья сирени освещены одинаково? (Ответы детей Букет освещен лучами восходящего солнца, Освещение разное: вверху слева листья светло- зелёные с золотистым оттенком, в середине букета внизу - тёмно-зелёные)
- Вспомните чарующий аромат сирени. (Ответы детей Медвяный, нежный, чарующий, таинственный, загадочный)
Образуйте прилагательное от слова аромат (Ответы детей Ароматный)
Какими эпитетами-синонимами можно заменить прилагательное ароматный? (Ответы детей Пахучая, душистая, благоухающая)
- Тщательно ли выписаны художником лепестки, листочки, веточки сирени? (Ответы детей Не совсем, но если приглядеться, можно различить маленькие лепесточки-звёздочки сирени. Художник стремился передать своё впечатление от срезанных веток сирени, поэтому он не выписывает тщательно все детали, ему важен целостный образ букета)
- Подберите прилагательные к слову «букет» (Ответы детей Свежий, пышный, красивый, ароматный, душистый, благоухающий, большой, пушистый, бархатный)
- Опишите, в чем стоит сирень. Опишите корзину. (Ответы детей Плетеная из ивовых прутьев корзина, верхнюю часть которой скрывают листья и свисающие гроздья сирени)
- На каком фоне изображена сирень? И почему? (Ответы детей Сирень изображена на тёмном столе у стены с коричневым и желтоватым оттенками. На таком фоне хорошо выделяются яркие цвета сирени)
- Что вы можете сказать об отношении художника к природе? (Ответы детей Художник восхищен природой, его картина - это признание живописца в любви к ней)
Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой? (Ответы детей На душе становится легко и тепло)
- Возникают ли у вас какие-либо желании, когда вы смотрите на картину? (Ответы детей Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им, возникает желание прикоснуться к этим цветкам и вдыхать и вдыхать этот чарующий аромат)
- Продолжите ряд прилагательных, которыми можно выразить своё отношение к изображённому букету сирени. Сирень на картине, будто настоящая: чудесная, великолепная... (Ответы детей Дивная, необыкновенная, изумительная, чудная, несравненная, восхитительная, бесподобная, прекрасная, превосходная, роскошная, замечательная)
- Какие слова помогли нам увидеть, описать, почувствовать запах сирени? (Ответы детей Прилагательные)
Какова же роль прилагательных в речи? (Ответы детей)
- (Учитель) Действительно, столько жизни и красоты в этом полотне, что плохое настроение растворяется. Все окружающее кажется таким прекрасным и удивительным, что сердце наполняется любовью и радостью.
- (Воспитанник) Картина «Сирень вкорзине» является одной из таких работ, где нарисован большой букет сирени в плетеной корзине. Белые, лиловые, красные, синие гроздья цветов сияют в солнечном свете. Они кажутся особенно яркими на темном фоне, как будто один яркий луч выхватил из сумерек эту удивительную красоту, перед которой все остальное померкло, ушло в тень.
Ветки сирени на картине Кончаловского благоухают свежестью. Такое впечатление, что их только что срезали и занесли в комнату. Звездочки сирени еще хранят утреннюю влагу в своей глубине, отчего в лучах восходящего солнца некоторые веточки приобрели серебристый оттенок. Ветки сирени на картине навевают воспоминания о солнечном весеннем дне, о запахах цветущих садов, об изумрудной зелени, веселом щебетании птиц.
- (Учитель) Сегодня на уроке вы побывали в сиреневом саду и нарвали мысленно большой букет сирени, возможно, такой, какой изображен на картине П. П. Кончаловского. Вам предстоит на основе подобранной лексики написать вступление и заключение.
Хочется, чтобы ваша письменная работа соответствовала работе художника.
НА ЛИСТАХ
Вступление.Заключение
на картиненатюрморт
передо мнойпрекрасный букет
удивительная картинавпечатление
мастер натюрмортастановится тепло и светло на душе
радость жизнивосторг
много картинлюбовь к природе
любимые цветы«В этом букете все цветет, живет и радуется»
- (Учитель) Я предлагаю вам два варианта готовых планов к сочинению.
Выберите один, более понравившийся и напишите, согласно этому плану, сочинение.
НА ЛИСТАХ
План:
1. П. П. Кончаловский - художник, очень любивший цветы.
2. Описание натюрморта "Сирень в корзине":
• Свежие нежные грозди сирени.
• Цвета и оттенки сирени.
• Корзина, в которой стоит сирень.
3. Настроение. План:
1. Вступление. П. П. Кончаловский - признанный мастер натюрморта, знаток сирени.
Букет сирени.
2. Основная часть.
* Прекрасный букет сирени: цвет, оттенки, гроздья, листья.
* Корзина. Фон натюрморта.
3. Заключение. Впечатление от натюрморта. «В
букете всё живёт, цветёт и радуется»
- (Учитель) Напоминаю, что вам нужно не просто описать картину, но и передать чувства, которые вы испытали, глядя на нее.
- (Учитель) А теперь вы можете приступать к написанию сочинения.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материалом.