Конспект урока по литературному чтению «И. Дик «Красные яблоки» (3 класс)


Масенцова Татьяна Александровна
учитель начальных классов
МБОУ СШ № 13 г. Волжский Волгоградская область
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ
Тема раздела: МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ
Тема: Во что нельзя «играть»? (И. Дик «Красные яблоки»)
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока Ход урока
Ι. Актуализация знаний.
Орг. момент.
- Начинаем урок литературного чтения, на котором мы учимся.. (быть внимательными читателями)
Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы познакомились с произведением Юрия Коринца «Подарки под подушкой». К чему призывает автор читателя?
- Почему считает подарки – серьёзным делом?
Чтение наизусть отрывка из произведения Ю. Коринца
Оценивание
Выставка рисунков «Наши желания и мечты». Итог
– Мы прочитали у Ю. Коринца о том, что подарки украшают жизнь. А у Агнии Барто в стихах есть мысль, что подарком человеку могут быть… (продолжайте!) …любовь, забота, душевное тепло, помощь, радость общения.
А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»
II. Развитие умений.
Чтение рассказа И. Дика «Красные яблоки».
1. Работа с текстом до чтения.
Работа над темой.
- Определим тему урока.
- Что любят делать все дети? ………(играть)
- Но есть игры, опасные, жестокие. В них играть …(нельзя)
- Кто догадался, какая тема урока?
Во что нельзя «играть»
- О чём может быть произведение, которое мы сегодня прочитаем? (Об играх, которые могут быть опасными, обидными…)
2) Раздел.
- Как называется раздел, который вы изучаете? («Мы с мамой и папой»).
- Соотнесите тему урока и свои предположения. О чём может быть произведение?
3)- Кто автор? Название.
– Прочитайте на доске заглавие и фамилию автора. Какое произведение И. Дика мы уже читали? («В дебрях Кара-Бумбы».)
– Да, это произведение мы читали в разделе... («Летние путешествия и приключения».) А только ли оно о летнем отдыхе, приключениях? (Нет. Оно и о взаимоотношениях детей и взрослых.)
- Можете объяснить, почему рассказ называется «Красные яблоки»? (Интересно просто послушать версии детей, можно их никак не комментировать, а в конце урока к ним вернуться.) - Предположите, о чём будет произведение, если вы знаете автора, тему урока и раздел учебника.
4) Работа с иллюстрацией
– Рассмотрите иллюстрацию с. 112. Что вы видите на переднем плане? На заднем? Какое у них настроение? В какое время года происходят события?
– Какую мысль выразил художник? Что-нибудь о красных яблоках мы узнали?
5)Работа с ключевыми словами.
- Прочитайте ключевые слова.
Объясняют значение слов: балансировать, наледь, вентиль.
Балансировать – сохранять равновесие.
Наледь – ледяная корка льда.
Сорвало вентиль - кран для регулирования выхода жидкости.
Красные яблоки
Скорая помощь
Мама
6)Работа с афоризмом и пословицей.
– Прочитайте слова из басни И. А. Крылова (афоризм) и пословицу, записанные на доске. Как понимаете смысл? Они подскажут тему, героев рассказа.
Афори́зм  — (от др.-греч. ἀφορισμός «определение»)—оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
«Вперёд чужой беде не смейся, голубок» (И.А. Крылов). Нельзя смеяться над чужой бедой, а то придёт и к тебе несчастье, а помощи не дождёшься.
«Нет милее дружка, как родная матушка». Мама любит своего ребёнка сильнее всех на свете, всегда простит и поймет. Нужно отвечать ей тем же.
7)Создание проблемы.
– Так о чём мы будем читать? Соотнесите тему, название, иллюстрацию, ключевые слова, афоризм, пословицу и предположите, о чём или о ком может быть произведение?
Кто прав узнаем, прочитав.
Узнать …… Почему рассказ назван "Красные яблоки"
Понять…… О чём хотел рассказать автор
Учиться …. Быть внимательными читателями
Стать …… Более грамотными, внимательными, добрыми...
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Чтение вслух (диалог с автором, комментированное чтение).
Иосиф Дик
КРАСНЫЕ ЯБЛОКИ
1
1. Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. (В. Сразу возникает вопрос: что их так рассмешило?) Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. (П.В. Текст даёт ответ на вопрос, но возникает новый: цирковое представление под окном, на улице? Возможно ли это?)
По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей – начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг... хлоп один! Хлоп второй! Хлоп третий! (П. То есть люди падали, поскользнувшись на льду, – это цирковое представление? Вопрос ставим, но ответа он не требует.)
- «Семенить ногами» как понимаете? (Идти маленькими шажками.)
- Что можно сказать о ребятах? (Дети не чувствовали чужой боли, не спешили помочь, а смеялись).
2. Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лёд, а потом на четвереньках выбирались на более надёжное место. (П. А вот ребятам на всё это смотреть смешно...)
А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек (т.е. из сумок, плетеных из веревочек).
К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тёте встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил её с ног.
-Детям было смешно. А как чувствовали себя прохожие. Им было весело? (Прохожие падали, получали ушибы, роняли вещи, им было не до смеха.)
- Как поступят дети? Подумайте. (Побегут на помощь, скажут взрослым, найдут песок, чтобы не скользили дорожки…..)
3. – А давай так, – вдруг предложил Валерка, – будем загадывать: если кто упадёт, значит, ты проиграл, а не упадёт – выиграл! (Заметим: первым играть в эту игру предложил Валерка.)
– Давай, – согласился Севка и сказал: – Ну а как ты думаешь, во-от та старушка в платочке брякнется?
– Брякнется, – усмехнулся Валерка.
– А я говорю нет. Ну посмотрим, чья возьмёт! – ответил Севка.
И ребята буквально впились глазами в маленькую старушку, подходившую к злополучному месту. («Злополучное место» – значит несчастное место, где происходят бедствия.)
Старушка остановилась перед широкой наледью. Она понимала, что ещё шаг – и ей несдобровать. Но обходить наледь было далеко.

- Подтвердились ваши предположения? (Нет. Ребята не стали помогать прохожим, а стали развлекаться.)
- Какую игру придумали? (Они загадывали: упадёт человек или нет, подсчитывали свои очки.)
- Да ещё и остроумно комментируют. «Брякнется» - синоним…. (Упадёт).
- Как вы относитесь к такому развлечению? (Такое развлечение не безобидно. Мальчики не понимают, что их заработанные очки – чья-то боль).
- А упадёт старушка? (Нет. Так ответили все. )
4. Вчера в водопроводном колодце сорвало вентиль, и вода долго била из-под чугунной крышки, лежащей на асфальте. Неисправность вскоре устранили, но на улице, сияя на солнце, застыло хрустальное озерцо. (В. Значит, наледь образовалась ещё вчера. Можно было что-то сделать… Вам ни о чём не хочется спросить? – Кто должен был сделать? Что нужно было сделать?)
Старушка с минуту стояла, беспомощно оглядываясь по сторонам, а потом подошла к маленькому заборчику, тянувшемуся вдоль тротуара, и, держась за него руками, перешла опасное место.
– Э-э, хитрая старушенция попалась! – сказал Валерка. – Один-ноль в твою пользу. А теперь во-он видишь, толстый дядька с портфелем бежит. Вот посмотришь – сейчас поцелуется! (То есть что сделает? – Упадёт лицом вниз.)
– А я говорю, не поцелуется! – засмеялся Севка.
- Перешла старушка опасное место.
- Как ещё автор называет это место? Найди синонимы в тексте. (Злополучное место, наледь, хрустальное озерцо).
- Удержится мужчина? (Дети высказывают разные предположения).

5. Но «выиграл» Валерка.
Толстый дядька, видимо, торопился на автобусную остановку и с размаху влетел на лёд. Здесь он всплеснул руками, потом высоко вскинул левую ногу и, широко взмахнув портфелем, хлопнулся спиной на лёд. Но он тут же вскочил на ноги, подобрал шапку и, потирая ушибленный бок, побежал дальше.
– Молодец! Вот это физкультурник! Один-один, ничья! – сказал Валерка.
(Заметьте: Валерка предложил игру, он довольно остроумно комментирует происходящее.) – А теперь видишь вот ту, в красной шапочке?
Упадёт или не упадёт?
– Хо, а это не твоя ли мамаша?
– Моя мама?! – встрепенулся Валерка.
– Да, – Севка вгляделся в подходившую ко льду женщину, но через секунду уже уверенно сказал: – Нет, не твоя. Твоя повыше!
- Подтвердились предположения?
- Мужчина, к сожалению, упал. А Валерка опять подсмеивается. Как назвал он мужчину? (Физкультурник.)
- Почему встрепенулся Валерка? ( Он испугался, что это его мама.)
- Мама близкий и родной человек. Её жалко. А других? (Без ответа.)
- Попробуйте предположить, что произойдёт дальше?
Дети высказывают разные предположения:
Это была не мама.
Валеркина мама упала.
Севка потом сам поскользнулся и упал.
Мальчикам стало стыдно и они побежали исправлять свои ошибки и другие…….)
Физкультминутка.
Изобрази:
Балансировка на скользкой дороге
Семеним по дорожке
Посыпаем песком лёд
2 (читает учитель)
И вдруг женщина упала. Она взмахнула руками и, разбросав вокруг себя по снегу красные яблоки, завалилась на бок. Упала и больше не встала. Вокруг неё тотчас же собралась толпа.
Валерка и Севка увидели, как какой-то человек выскочил из толпы и подбежал к будке телефона-автомата. Потом эту женщину занесли в парадное (т.е. в подъезд).
Валерке почему-то очень захотелось увидеть её лицо (В. Почему? Что можно предположить?), но он так и не смог – загораживали прохожие.
Но вот приехала «скорая помощь» – и женщину увезли. (Видимо, случилось что-то серьёзное: травма, раз вызвали «скорую».)
Валерка был уверен, что эта женщина не его мама, и всё-таки не совсем. (П. Вот ответ в тексте: Валерке так хотелось увидеть лицо женщины, потому что он не до конца был уверен, что это не его мама.)
У неё ведь тоже была такая же походка, как и у мамы, и пальто такое же. И, главное, вот сейчас, в обеденный перерыв, мама должна была прийти с фабрики накормить Валерку, а её нет!
– Ну давай ещё загадаем... Во-он на ту девчонку. Проедется ли она носом или нет? – как ни в чём не бывало сказал Севка и уткнулся в окно. («Как ни в чём не бывало…» То есть Севку вся эта история… совсем не тронула, не вызвала сочувствия, он готов продолжать игру).
– А у тебя голова, честное слово, трухой набита! – вдруг сердито сказал Валерка.
– А ты чего это разъярился? (В. А вы можете ответить Севке?)
– Ничего! Думай, что говоришь!
– Я и думаю! А не хочешь играть – я пошёл! – И Севка, обиженный, ушёл. «Ну куда же мама задевалась? – думал Валерка и почувствовал, что ему становится страшно. – Она это была или не она? И почему я не выскочил на улицу?» (Видите, Валерка задаёт очень важный вопрос сам себе: а действительно, почему не выскочил? Не помог?)
И вдруг в коридоре раздался звонок. (Мы догадались, что это звонит…) Валерка подбежал к двери и распахнул её. На пороге стояла мама – румяная с морозца, улыбающаяся! Валерка бросился к ней и суетливо стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал!
- Что подтвердилось, что нет?
- Почему Валерка сказал, что у Севы «голова трухой набита»? (Так говорят, когда хотят сказать, что человек не думает, что говорит).
- Почему Валерка стал помогать снимать пальто, что раньше никогда не делал? (Он понял, как дорога ему мама.)
- О чём хотите спросить Валерку?
Почему не помог людям?
Как можно соглашаться играть в такие игры?
Отчего не помчался сразу к женщине, которая упала. Ведь она могла быть твоей мамой.
Ты будешь дружить с Севой дальше?
3. Обобщающая беседа.
- Мы должны понять идею рассказа и подумать, как идея отразилась в названии.
- Закройте глаза ладонями и представьте себя на месте Валерки. Вы смотрите в окно. На улице зима. На земле лежит белый - белый снег. И, вдруг, как вспышка, вы видите красные яблоки, разбросанные по снегу.
(На доске появляется картинка с яблоками на снегу.)
- Давайте порассуждаем, почему рассказ назван «Красные яблоки»? (Красные яблоки на белом снегу, выпавшие из сумки женщины, – это как свет, вспышка: мальчик увидел жестокость игры, которую они придумали, понял, как мама ему дорога.)
- Красный цвет – цвет опасности. Автор во время ВОВ был подрывником, чудом остался жив, поэтому цвет огня, взрывов и боли ему известен. А почему именно яблоки?
- Яблоко – плод, результат. А что явилось результатом жестоких и глупых игр?
- В своем рассказе И. Дик показал, как иногда одно переживание может повлиять на поведение, изменив человека к лучшему!
- О чём автор просит нас задуматься?
(О том, что чужую боль нужно уметь чувствовать как свою, уметь помогать в беде, а не смеяться. Как порой в игре мы бываем жестоки по отношению к другим людям, но если поставить себя на это место или своих родных, то понимаешь нелепость своего поведения).
- Я рада, что ваши души рассказ взволновал, удивил, возмутил, значит, вы грамотные, думающие читатели.
- Придумайте, кто сможет, другой конец этому рассказу, дома напишите.
4. Составление сравнительной характеристики.
– Каких мы видим мальчиков в начале рассказа? (Весёлыми, беззаботными, придумали жестокую глупую игру, равнодушны к чужой боли.)
Валерка весёлое беспокойное разъярённое тревожное радостное
Севка весёлое
ИЩЕМ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ В ТЕКСТЕ КАЖДОМУ СОСТОЯНИЮ
– У кого изменилось отношение к игре? В какой момент произошло это изменение?
(Когда он понял, что эта женщина похожа на его маму.)
– Найдите в тексте слова, которые показывают, как повел себя Севка после случившегося?
С. 114 «Ну давай ещё загадаем... Во - он на ту девчонку. Проедется ли она носом или нет? - как ни в чём не бывало сказал Севка и уткнулся в окно.»)
– А изменился ли Севка? Почему? (Его не коснулась чужая беда. Севка не понял переживания друга, проявил бездушие, он так и не осознал своей неправоты)– Он остался каким? (Равнодушным)– Как вы думаете, изменится ли отношение Валерки к людям? А Севки?
- Смогут ли мальчики по-прежнему дружить? - А какие отношения связывают ребят: дружеские или приятельские?– Как вы понимаете, кто друг, а кто приятель? Прочитайте определения этих слов из словарных статей и подберите к понятиям их толкование.
Друг - а) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой, близкими отношениями, основанными
на взаимность доверии , привязанности, общности интересов.
Б) -Человек, который связан с кем-нибудь дружбой. (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов)
Приятель - близкий знакомый.(Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова)
человек, с которым кто-л. состоит в дружеских, коротких отношениях
(Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка)
Соединяют на карточках
- Какими качествами должен обладать настоящий друг? (Ученики выбирают подходящие карточки, работая в парах.)
Валерку и Севку связывают приятельские отношения, они разные по духу, по поступкам.
Карточки на партах:
честный
жестокий
злой
чуткий
равнодушный
отзывчивый
надёжный
– Смогут ли по-прежнему дружить мальчики? Почему?
– С кем из них вы бы хотели дружить? Почему?
- Если вы будете уважать друг друга, искренне поддерживать и понимать, то у вас всегда будут близкие друзья, способные в любую минуту прийти на помощь.
5. Закрепление знаний и способов действий.
Дружба – это дерево, которое нужно поливать.
- Как понимаете это высказывание?
( Дерево надо поливать, а друзья нуждаются а сочувствии, поддержке, помощи…)
- Как созвучны ваши мысли с рассказом И.Дика «Красные яблоки?»
- У нас на доске «выросла» яблонька, но ветерок, как и мальчишки из рассказа, зло пошутил и сорвал все листочки и яблочки. Поможем деревцу?
Работать будем в группах.
Первая группа. На листочках написаны игры, которые приносят только пользу и радость. Нужно отыскать их и вернуть яблоньке, а злые и жестокие игры даже не будем озвучивать. Дополните своими идеями. (Дети записывают свои игры на пустых листочках.)
Вторая группа. На яблочках - добрые поступки, которые нужно совершать, чтобы ваши родители были счастливы, друзья вас ценили, а люди были благодарны. Плоды с жестокими и глупыми поступками отложите в сторону. Придумайте свои варианты, запишите на пустых яблочках.
Третья группа найдёт пословицы, которые созвучны нашей теме, с мыслями автора и нашими, которые возникли при чтении рассказа.
Век живи, век учись.
Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Не будь жестоким и безжалостным к людям.
- Подумайте, кто будет защищать вашу группу.
ΙΙΙ. Итог. - Выбранная вами пословица созвучна с пословицей и афоризмом из басни И.А. Крылова, прозвучавшие в начале урока?
– Как они связаны, с текстом рассказа?
– Как вы ответите на вопрос темы урока?
Узнать …… Почему рассказ назван "Красные яблоки"
Понять…… О чём хотел рассказать автор
Учиться …. Быть внимательными читателями
Стать …… Более грамотными, внимательными, добрыми...
- Попробуйте понять и словом передать, что изменилось в вас?
- А что можно сделать прямо сегодня?
- Я поставила отметки за чтение и активную работу ученикам…
- Кого необходимо ещё отметить?
- Оцените себя сами. Кто считает, что на уроке был грамотным читателем, активно принимал участие в обсуждении, делал правильные выводы, то возьмите на парте красные, спелые яблоки и разместите на нашей яблоне. А если вам удалось почти всё, но есть над чем поработать – жёлтое (почти созрело). Зелёное – почти ничего не понял.
Сначала девочки, потом мальчики подбегают к доске и размещают свои яблоки.
ΙV. Домашнее задание 1. Написать сочинение-миниатюру, ответ на 4-й вопрос учебника.
2. Придумать другой конец рассказа.
3. Прочитать выразительно рассказ
Тема раздела: МЫ С

МАМОЙ И ПАПОЙ
Тема: Во что нельзя «играть»?


Опорные слова
Балансировать
Наледь
Сорвало вентиль
Красные яблоки
Скорая помощь
Мама

«Вперёд чужой беде не смейся, голубок» (И.А. Крылов).
«Нет милее дружка, как родная матушка».

Дружба – это дерево,
которое нужно поливать.
Век живи, век учись.
Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Не будь жестоким и безжалостным к людям.
Придумывать друг другу обидные прозвища
Игры и споры
на деньги и личные вещи
Играть
в футбол
Играть
в "догонялки"
Играть в "собачку" с вещами одноклассников
"Весёлые старты"
помочь пожилому человеку выйти из автобуса
приютить бездомного котёнка
защитить
друга от
хулигана
выбросить обёртку от шоколадки на газон
нагрубить человеку
бросить
камень
в собаку

Валерка
беспокойное
разъярённое
тревожное
радостное
Севка
весёлое
весёлое
- близкий знакомый.
Друг
Приятель
Равнодушный
честный
жестокий
злой
чуткий
равнодушный
отзывчивый
надёжный
Тема раздела: МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ
Тема: Во что нельзя «играть»? (И. Дик «Красные яблоки»)
1 задание
Друг - близкий знакомый.
Приятель - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой, близкими
отношениями, основанными на взаимность доверии ,
привязанности, общности интересов.
2 задание 3 задание
честный
жестокий
злой
чуткий
равнодушный
отзывчивый
надёжный Век живи, век учись.
Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Не будь жестоким и безжалостным к людям.
Тема раздела: МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ
Тема: Во что нельзя «играть»? (И. Дик «Красные яблоки»)
1 задание
Друг - близкий знакомый.
Приятель - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой, близкими
отношениями, основанными на взаимность доверии ,
привязанности, общности интересов.
2 задание 3 задание
честный
жестокий
злой
чуткий
равнодушный
отзывчивый
надёжный Век живи, век учись.
Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Не будь жестоким и безжалостным к людям.
- тот, кто связан с кем-нибудь дружбой, близкими отношениями, основанными на взаимном доверии , привязанности, общности интересов.
Домашнее задание
1. Написать сочинение-миниатюру, ответ на 4-й вопрос учебника.
2. Придумать другой конец рассказа.
3. Прочитать выразительно рассказ
Юрий Коринец«Подарки под подушкой»
Подарки – серьёзное дело.
Агния Барто"Разговор с дочкой"
"Перед сном"
любовь
забота
душевное тепло
помощь
радость общения
- близкий знакомый.(Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова)
- человек, с которым кто-либо состоит в дружеских, коротких отношениях. (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка)
(Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова)
Иосиф Дик «Красные яблоки»